Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
материал (младшая группа)

Посполитак Ирина Владимировна

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характр которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.  Важно отметить, что практически не один ребенок в возрасте до 3-х лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и её исчезновение вызывает бурный протест, собенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного  учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации встречаются в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx418.66 КБ

Предварительный просмотр:

Фотоотчет. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня я хочу поделится с коллегами о завершении адаптационного периода в нашей группе "Звездочка".

Каждый год, в конце лета, на площадке нашего детского сада слышны голоса вновь поступивших к нам ребятишек. В прошлом году, в августе, детский сад "Орленок" города Куйбышева начал прием малышей от 8 месяцев до 2 лет в группу младенческого возраста.

Поступление ребёнка в детский сад всегда связано с большими психологическими трудностями, что обусловлено переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.

Для того, чтобы адаптация детей к новым условиям прошла более безболезненно, еще в июле в рамках «Школы для родителей» заведующая и педагоги ДОУ провели консультации о том, как наилучшим образом

подготовить ребенка к столь важному событию в их жизни. Родителей познакомили с режимом дня группы раннего возраста и порекомендовали создать дома такой же режим; рассказали о возрастных особенностях их детей; обозначили реальные проблемы, с которыми возможно придётся столкнуться им и малышу, и дали советы, как с ними справиться.

Многие родители взяли на вооружение данные им рекомендации. В результате уже с самых первых дней пребывания в детском саду многие малыши легко пошли на контакт с воспитателями, некоторые из них уже проявляют владение простейшими навыками самообслуживания и гигиены. Эти дети умеют мыть руки перед едой, сами снимают обувь, самостоятельно пользуются горшком. Тем же ребятам, которые этому еще не научился, заботливо и терпеливо помогают воспитатели и другие сотрудники детского сада.

 Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое настроение, подавленность или же, наоборот, нехарактерная раньше чрезмерная активность, перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно подойти к адаптации чада в дошкольном учреждении.

Задачами моей работы с детьми в период адаптации являются :

- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При адаптации детей раннего возраста я использую разные методы и приемы.

Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей : повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.

Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я в своей работе опираюсь на привычные нам словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

С помощью малых форм фольклора я легко устанавливаю с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, пальчиковых игр.

  

Утром, погрустив после расставания с мамой, наши крохи деловито принимаются за изучение своего нового места обитания, достают игрушки, заглядывают во все уголки, знакомятся друг с другом и со взрослыми. Я старалась организовать детей по несколько человек так, чтобы новые виды совместной деятельности помогли им расстаться с чувством тревоги и одиночества, отвлечься от грустных мыслей о доме и одновременно подружиться. Был приобретен манеж в группу.

В котором малыши чувствовали себя увереннее, играли с удовольствием в игрушки.

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-726617-1644142808.jpg

Предметно-пространственную среду для самых маленьких мы разделили на различные зоны, в которых ребятишки не только играют, но и развиваются:

1. Познавательный центрhttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-726617-1644143792.jpg

       2. Центр здоровьяhttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-726617-1644143895.jpg

3. Конструирования, гаражhttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-726617-1644143947.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-726617-1644144024.jpg

а также театрализованного и музыкального развития. 

4. Уголок сенсорики

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-726617-1644145306.jpg

Успех адаптации малышей к дошкольному учреждению в огромной степени зависит от воспитателей. Их компетентность, доброжелательность, умение сопереживать, организаторские и артистические способности – все эти качества способствуют созданию эмоционально благоприятной обстановки в группе.

Конечно, новые впечатления, обстановка, новая деятельность, большое количество людей оказывают сильное давление на психику маленького ребенка. В результате некоторые дети сильно устают, плачут, отказываются от детсадовской еды, плохо засыпают днем. Нужно время, иногда 2-3 месяца, чтобы малыш привык к новому режиму жизни.

Прогулка неотъемлемый элемент здорового и правильного развития малыша.

 

Чтобы процесс одевания был веселым, я использую потешки. На прогулке, во время проведения экскурсий обращаем внимание на природные явления. Через заклички знакомим с природой, учим смотреть и видеть, любоваться и радоваться солнцу, дождю, радуге, и т. д. Дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть? На помощь опять приходят потешки или колыбельные песенки.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас – взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра, ласки, любви! Наполняют радостью и весельем окружающую среду, в которой он растет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адаптация у детей раннего возраста длится 2-3 недели....