Проектно-исследовательская деятельность "Огород на окошке"
проект (младшая группа)
Проектно- исследовательская деятельность во второй младшей группе «Огород на окошке»
Тип проекта:
• Исследовательский, творческий, познавательный
• Групповой, с привлечением родителей
• Краткосрочный
Участники проекта
Дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.
Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно- исследовательская деятельность во второй младшей группе «Огород на окошке»
Тип проекта:
• Исследовательский, творческий, познавательный
• Групповой, с привлечением родителей
• Краткосрочный
Участники проекта
Дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.
Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства, а все меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине.
Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду по экологическому воспитанию.
Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.
Задачи:
1) Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты: познания природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.
2) Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений. Продолжать развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
3) Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности и здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).
4) Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.
Предполагаемый результат проекта:
• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
• Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
• беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
• работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
• подготовка семян.
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян ( лук, овёс);
Рассматривание семян через лупу. Вывод: форма семян у разных растений разное.
• посадка: лук (коллективно)
• посев: овёс;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
Наблюдения :" Растут ли наши растения?" Продолжат учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др.
Работа с родителями
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
• Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Памятка для родителей «Лук от всех недуг»; .
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• анализ полученных результатов;
• презентация проекта «Огород на окне».
Работа с детьми
1. «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.
2. Посадка овощных культур.
«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
3. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
4. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
5. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты"
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
6. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
7. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.
8. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
9. Д/И «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
10.Д/И «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
11. Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей.
Цель: расширять представления об овощах, закреплять умение отличать их по внешнему виду.
12. Пальчиковая игра «Мы капусту солим».
Цель: привлечь к участию в пальчиковой игре. Учить сочетать движения рук с текстом. Расширять знания детей об овощах.
В процессе реализации проекта «Огород на окошке» были получены следующие результаты:
— Дети познакомились с культурными растениями.
— У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
— В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
— Дети познакомились с многообразием посевного материала.
— Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
— В группе был создан огород на окне.
— Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
— Родители принимали участие в проектной деятельности, проявляют интерес к вопросу опытнической, исследовательской, деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....
дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское
Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...
Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности
Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возник...