Проектно-исследовательская деятельность "Огород на окошке"
проект (младшая группа)

Проектно- исследовательская деятельность во второй младшей группе «Огород на окошке»

Тип проекта:
• Исследовательский, творческий, познавательный
• Групповой, с привлечением родителей
• Краткосрочный 
Участники проекта
Дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.

Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно- исследовательская деятельность во второй младшей группе «Огород на окошке»

Тип проекта:
• Исследовательский, творческий, познавательный
• Групповой, с привлечением родителей
• Краткосрочный 
Участники проекта
Дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.

Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

 АктуальностьВ современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства, а все меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине.

Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду».

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду по экологическому воспитанию.

Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.

Задачи:

1) Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты: познания природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.

2) Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений. Продолжать развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

3) Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности и здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).

4) Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.

Предполагаемый результат проекта:

• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
• Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный
• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
• беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
• работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
• подготовка семян.

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей: 
• рассматривание и сравнение семян ( лук, овёс);

Рассматривание семян через лупу. Вывод: форма семян у разных растений разное. 
• посадка: лук (коллективно)
• посев: овёс;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы; 
- знакомство с моделью трудового процесса; 
- посадка; 
- установка на светлое место; 
- полив; 
- оформление огорода на окне; 
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; 

- знакомство с моделью строения растения;

Наблюдения :" Растут ли наши растения?" Продолжат учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи; 
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др. 
Работа с родителями
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? 
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»; 
• Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

Памятка для родителей «Лук от всех недуг»; .

3. Заключительный 
Содержание деятельности воспитателя и детей: 
• анализ полученных результатов;
• презентация проекта «Огород на окне». 

Работа с детьми

1. «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.
2. Посадка овощных культур.
«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
3. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

4. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
5. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты"
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
6. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
7. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 
8. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. 
9. Д/И «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
10.Д/И «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 

11. Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей.

Цель: расширять представления об овощах, закреплять умение отличать их по внешнему виду.

12. Пальчиковая игра «Мы капусту солим».

Цель: привлечь к участию в пальчиковой игре. Учить сочетать движения рук с текстом. Расширять знания детей об овощах.

В процессе реализации проекта «Огород на окошке» были получены следующие результаты:

— Дети познакомились с культурными растениями.

— У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

— В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.

— Дети познакомились с многообразием посевного материала.

— Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

— В группе был создан огород на окне.

— Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.

— Родители принимали участие в проектной деятельности, проявляют интерес к вопросу опытнической, исследовательской, деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...

Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности

Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возник...