Проект по сенсомоторному развитию группы раннего возраста (2 – 3 года) «Разноцветные светлячки»
проект (младшая группа)
Проект по сенсомоторному развитию
группы раннего возраста (2 – 3 года)
«Разноцветные светлячки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей».
Проект по сенсомоторному развитию
группы раннего возраста (2 – 3 года)
«Разноцветные светлячки»
Актуальность проекта:
Сенсорное воспитание во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Известные представители отечественной педагогики и психологи Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина и др. Справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятий формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Развивать мелкую моторику через технику рисования песком, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для того чтобы сенсорное воспитание в младшем дошкольном возрасте проходило более успешно, мы провели игры- задания по сенсорному воспитанию детей, в ходе заданий выявлено, что дети могут определять цвета 45%, различают контрастные размеры по величине 40%, различают предметы по форме 35%. Решение задач проекта будет осуществляться через сенсорное воспитание. Было проведено анкетирование среди родителей. Выявилось, что не все родители понимают, значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве из 100% родителей 60% не знают, как организовать игры по сенсорному воспитанию. Поэтому существует потребность в педагогическом просвещении родителей.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Учитывая всё вышесказанное, было решено реализовать данный проект. Всё знакомство с различными свойствами предметов будет выстраиваться по принципу систематичности и последовательности через подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.
Проблема проекта
- Проект рассчитан на детей раннего возраста 2-3 года;
- Дети знакомятся с сенсорными эталонами через дидактические игры и упражнения; -- Проект способствует умственному развитию, памяти, мышлению, познавательному развитию;
- Развитие творческого интереса родителей в создании сенсорного материала и приобретении игрушек;
- Создание сенсорного центра в группе с помощью родителей.
Цель проекта:
Целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов, их свойства, а также развитие сенсорных способностей.
Задачи проекта:
- Выявить уровень форсированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета, величины, формы предметов;
- Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр направленных на совершенствование навыков установления сходства и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
- Совершенствовать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
- Подобрать игры, позволяющие эффективно развивать мелкую моторику рук, внимание, обогащать сенсорный опыт детей с использованием рисования песком (гармонизировать психоэмоциональное состояние);
- Обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
- Разработать методические рекомендации для родителей, способствующих сенсорному воспитанию детей;
- Использовать в работе принцип наглядности и доступности.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный, октябрь - май.
Участники проекта:
- Дети младшего дошкольного возраста;
- Воспитатели;
- Родители.
Этапы и сроки реализации проекта:
1 Этап | Подготовительный - Знакомство с темой проекта; -Изучение литературы; -Выявление проблемы, цели, задачи; -Составление перспективного планирования работы; -Подобрать дидактический материал и игры; -Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии. -Начальная диагностика по выявлению сенсорных эталонов у детей | Октябрь |
2 Этап | Основной -Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста»; -Беседа «Чем занять ребёнка дома» -Знакомство детей с дидактическим материалом и играми; Изготовление обучающего дидактического материала -Проведение дидактических игр и игр занятий; в утренние часы, в режимных моментах. - Род. Собрание Информирование родителей о ходе проекта | Октябрь- апрель |
3 Этап | Заключительный -Диагностика детей; -Проведение родительского собрания на тему проекта; -Выставка развивающих игрушек, сделанная совместно с родителями «Умная игрушка» -Презентация проекта на педсовете |
Ожидаемый результат:
- Участие родителей в проекте составит не менее 90%;
- Сформированность сенсорных эталонов на конец года составит не менее 75%;
- Сформированность представлений сенсорных эталонов цвета возросла с 45% до80, различают контрастные размеры по величине с40 % до80 %, различают предметы по форме с35 % до70 %;
- Подобраны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию;
- Дети имеют представления об основных разновидностях цвета, формы, могут определять, различать и активизировать в речи с детьми;
- Будут изготовлены родителями игры по сенсорному воспитанию: «Умная игрушка»;
- Будет оформлен «Исследовательский центр с песком», который будет направлен на развитие исследовательских процессов;
- Будет оформлен «Сенсорный центр»;
- Информированность родителей повысится с 60 до 80%.
Ожидаемый результат проекта с детьми:
- Формировать познавательно-речевую активность детей данного возраста;
- Дети познакомятся с эталонами цвета;
- Дети научаться играть в дидактические игры;
- После созданных определённых условий, у детей сформируются представления о сенсорных эталонах.
Ожидаемый результат работы с родителями:
- Формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста;
- Родители научатся создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их;
- Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
План действий (проектных мероприятий):
Этапы Реализации проекта | Мероприятия | Сроки | Исполнители | Ожидаемый результат |
1 этап (подготовительный) | Обсуждение проекта с родителями. Изучение литературы, подбор дидактического материала на закрепление понятий о форме, величине, цвете, на тактильные ощущения. Начальная диагностика по сенсорным эталонам | октябрь | Воспитатели | Будет подготовлена база для реализации проекта |
2 этап (основной) | Проведение театрализованных, дидактических, настольно-печатных, игры с предметами и игрушками, музыкально дидактические игры. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисования, лепка, конструирование. Посещение кружка «Волшебный песок»
Изготовление родителями «Умной игрушки» обыгрывание вместе с ребёнком (запечатлеть на фото, для оформления фотоальбома. Информирование родителей о ходе проекта Создание сенсорной зоны | в течение года ноябрь- май февраль | Воспитатели Г.А. Хасамудинова (руководитель ИЗО-студии) | Проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию в режимных моментах; Повысить уровень сенсомотор- ного опыта и сформирован- ности личностных качеств: самостоятельность, любознательность. |
3 этап (заключительный) | Оформление фото-папки по представленным родителям дидактических игр по сенсорному воспитанию. Заключительная диагностика на сформированность сенсорных эталонов Информирование родителей о реализации проекта, о планах на будущее | апрель май май | родители | Совместно с родителями будут созданы дидактические игры по сенсорному воспитанию, приобретен современный дидактический материал по сенсорному воспитанию |
Подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию:
Д/игры и упражнения для закрепления понятий формы:
- «Найти предмет, указанный формы» (найти картинки с изображением предметов по форме похожих на заданную форму);
- «Из каких форм состоит» (определить по рисунку из каких геометрических форм состоит предмет сколько их);
- «Найти предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки);
- «Какая фигура лишняя» (определить лишнюю геометрическую фигуру, предложить исключить принцип исключения).
Д/игры и упражнения на закрепление понятий о величине:
- «Сравни предмет по высоте»;
- «Самая длинная, самая короткая» (разложить разноцветные ленты по длине);
- «Разноцветные кружки, или другие геометрические фигуры (от самого большого к меньшему, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка);
- «В какую коробку» (распределение по коробкам в зависимости от размера);
- «Дальше – ближе» (какие предметы нарисованы ближе, а какие дальше).
Д/игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало»
- «Какого цвета предмет» (предмет подобрать необходимого цвета для предмета);
- «Собери гирлянду» (по памяти собрать из разных кружков в соответствии с образцом);
- «Уточним цвет» (учить различать и называть цвет).
Д/игры на тактильные ощущения:
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку);
- «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру);
- «Найди пару» (найти на ощупь пары, один предмет);
- «Игры с песком».
Идея и творческое задание:
В творческую задачу входит:
Иметь чёткое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой; познакомить с проектом родителей; заинтересовать и увлечь каждого ребёнка; использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребёнка; использовать индивидуальный подход; информировать родителей о его реализации.
Творческая задача родителей: помочь ребёнку в обследовании предметов, выделяя их цвет, форму, величину. Использовать игры на мелкую моторику. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; изготовить материал по сенсорному развитию; побеседовать и обыграть материал вместе с ребёнком.
Творческая задача детей: учиться обследовать предмет, играть с ним, активизировать словарь; к концу года различать форму, цвет, величину.
Анкета
Уважаемые родители!
1.Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребёнка:
-да
-нет
-не знаю
2.Как Вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста:
-считаю нужным
-не считаю нужным
-затрудняюсь ответить
3.Созданы ли условия в ДОУ для сенсорного воспитания:
-да
-нет
-не знаю
4.Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
-информация отсутствует
-есть, но воспитатель не обращает на неё внимание
-информация интересна, но не имеет практического значения для меня
-наглядная информация интересна и полезна для меня
5.Как Вы оцениваете уровень развития у Вашего ребёнка всех видов восприятия:
-высокий
-средний
-низкий
6.Есть ли у Вас дома игра по сенсорному воспитанию:
-да
-нет
-не знаю
7.В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего Ваш ребёнок играет дома?
8.Какая помощь от специалиста и воспитателя Вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребёнка?
Спасибо за сотрудничество!
Смета расходов
№ | Статья расходов | Источники финансирования запрос | Из привл. источников | Стоимость |
1. | Расходные материалы | -Однотонная ткань. -Разноцветные шнурки. -Лента – липучка, разноцветная. -Разноцветная ткань. -Разноцветные ленты, разной фактуры. -Разноцветные прищепки. - Пуговицы разной фактуры. -Нитки разноцветные для вязания. | ||
2. | Настенное панно по сенсомоторике | 2500 руб. | ||
3. | Папка с мультифорами | 150 руб. | ||
3. | Савочки, ведёрки, Формочки в исследовательский центр для игры с песком | 200 руб. | ||
ИТОГО | 2850руб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой
Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...
Практикум для родителей по сенсомоторному развитию детей раннего возраста
В последнее время вы, современные родители, часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было изв...
Консультация "Сенсомоторное развитие в раннем возрасте"
Консультация для родителей о важности ранеего развития сенсорных эталонов у детей....
" Сенсомоторное развитие детей раннего возраста"
Опыт работы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста....
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, как фундамент речевого развития.
Ранний возраст - это период наиболее интенствного развития организма, период, когда у ребёнка происходит становление и развитие всех сторон речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является и...
Проект по сенсомоторному развитию детей раннего возраста «Приключение медвежонка Пика»
laquo;Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности ребёнка, а также создавать такие ситуации, в которых они ощущают радость открытия.»Д.Б...
Проект: «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Тема: «Хочу всё знать»
Актуальность Сенсорное развитие ре...