познавательно-исследовательская деятельность "Зимушка-зима"
план-конспект занятия (старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Зимушка - зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Зимушка-зима».
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе позновательно-исследовательской деятельности «Зимушка – зима».
Задачи:
Расширить знания детей о свойствах снега;
Создать условия для побуждения детей к речевой активности;
Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;
Воспитывать умение взаимодействовать в парах;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный.
Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Материал и оборудование: музыкальное сопровождение; письмо, снег; геометрические фигурки; картинки, разрезанные пополам; снег; вода; емкости для опытов; тарелочки; картинки с изображением разных снежинок; восковые мелки; цветные карандаши; акварельные краски; ватные палочки.
Ход занятия :
Дети находятся в самостоятельной деятельности.
В группе звучит музыка на зимнюю тематику, воспитатель незаметно от детей около дверей кладёт письмо( дети не видят), имитирует стук в дверь, дети прислушиваются, смотрят на дверь, замечают письмо, самостоятельно открывают, если есть читающие дети ( читают сами), если нет просят воспитателя.
«Ребята, вам пишет снеговичок. Скоро закончится зима и ей на смену прийдёт весна, а я очень боюсь яркого весеннего солнца, может вы мне сможете помочь не растаять, когда наступит оттепель?»
Ребята, как вы думаете, мы сможем ему помочь? (ответы детей)
Давайте с помощью опытов узнаем, какими свойствами обладает снег и тогда мы сможем узнать, возможно помочь снеговику или нет?
Ребята, а я сейчас вам предлагаю поработать в парах, а чтобы найти себе пару, подойдите к столу и возьмите себе перевернутую картинку, а теперь нужно её соединить как пазл и найти свою половинку. Каждый нашёл себе пару.
Ребята подойдите к своим столам ( дети ищут такую же картинку, только целую на столе)
Опыт №1.
У вас в ванночках лежат комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.
Опыт №2.
В: Снег — это замерзшая вода. Проведем эксперимент. В одной ванночке мы сделаем снеговика и горку. А в другой ванночке покрасим снег в любой цвет, какой сами выберите.
Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
Оказывается, снег можно покрасить в любой желаемый цвет, он красится и меняет цвет.
Под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег — это замерзшая вода
Опыт № 3
Посмотрите: у вас на столе две баночки. В них налита вода (предлагается детям потрогать баночки на ощупь). Какая вода в первой баночке? (холодная), а во второй (теплая), а если опустить в обе баночки одинаковые комочки снега, что произойдет? (ответы детей).
А давайте проверим….
В: Что произошло? В какой воде снег растаял быстрее? Почему? (ответы детей)
В: Правильно ребята, тает снег быстрее в теплой воде, чем в холодной.
В: Ребята, а какого цвета снег? (ответы детей)
А как вы думаете, снег прозрачный или нет? (ответы детей)
Опыт №4
Также же у вас на столе лежат геометрические фигуры. Назовите их. (треугольники, круги, квадраты). Какого они цвета? А если положить одну геометрическую фигуру на пустую тарелочку и наверх положить снег. Видно ли фигуру под снегом? (ответы детей) А если другую опустить в воду, то видно ли будет ее? Почему? (ответы детей).
В: Ребята, вы знаете, как появляется снег? (ответы детей).
После рассказ воспитателя
(Подходят к доске, на который вывешены картинки).
В: Рассказ воспитателя. Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. (Рассматриваются картинки о появление снега)
В: Вот так появляется снег. Какой бывает снег? Как можно красиво сказать о снеге? (белый, пушистый, искристый)
В: Какой снег бывает в морозную погоду? (сухой, из него плохо лепить)
В: А как вы думаете, снег может греть? (ответы детей)
В: Ребята мы знаем, что температура снега ниже нуля. Мы это проверяли на прогулке. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза? (ответы детей).
В: Ребята, а когда выпадает много снега. Это хорошо или плохо? (Хорошо, плохо) А для кого хорошо? (для детей) А почему? (можно играть) А в какую игру. А кому может быть плохо? (дворнику, человеку, транспорту). А почему?
В: Молодцы ребята! Как вы думаете, из чего состоит снег? (из снежинок)
В: Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?
Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.
В: Ребята, а что вы еще знаете о снежинках? (ответы детей)
В : По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок в природе не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. (Рассматривают картинки снежинок)
Ребята, давайте вспомним. Что мы узнали о снеге интересного и нового для вас ( ответы детей)
В: Дети, а мы ничего с вами не забыли?
Дети: помочь снеговику не растаять.
В:Мы можем это сделать или всё же нет?
Дети предлагают нарисовать снежинки, положить их в конверт и отправить снеговичку, ведь нарисованные снежинки не тают, а т.к. снег - это много маленьких снежинок, значит бумажный снеговик тоже не растает.
Свободное рисование (восковые мелки, цветные карандаши, акварельные краски, ватные палочки).
Готовые снежинки складываем в конверт и отправляем снеговичку.
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Зимний лес»
Цель: обучение детей нетрадиционной технике рисования («кляксография», «выдувание» и рисование ватной палочкой).
Детская цель: научиться рисовать необычным способом.
Задачи:
-развивать речь, словарный запас, мышление, внимание, мелкую моторику.
-способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображении;
- учить детей самостоятельно создавать зимний пейзаж, используя нетрадиционные техники рисования («кляксография», «Выдувание и рисование ватной палочкой).
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность и самостоятельность при работе с красками.
Оборудование: тонированная бумага голубого цвета, емкость с гуашью коричневого и белого цвета, пипетки, ватные палочки, трубочки для коктейля, влажные салфетки для рук. Демонстративный материал: иллюстрации к занятию.
Ход занятия:
В: звонит в колокольчик дети собираются в круг.
А сейчас возьмемся за руки.
-Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я прочитаю вам стихотворение и вы догадаетесь, о каком времени года мы будем с вами говорить
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы.
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
белоснежным серебром.
- Да, верно, зима
В: А вы любите это время года? За что вы любите зиму? Ответы детей.
В: - ребята, вы любите играть в снежки? Давайте с вами поиграем
Игра: « Покатился снежный ком»
В: - Предлагаю вам сыграть со снежком. Сейчас покатится снежок из рук в руки, а вы должны ответить одним словом на вопрос «Какая зима?». (Снежная, холодная, белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая).
В:У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяцы. (ответы детей)
В: А вы знаете пословицы о зиме?
Д:Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга - два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега - лето без хлеба.
Холодная зима - жаркое лето.
Зимою вьюга - летом ненастье.
В: Сейчас представьте, что вы превращаетесь в легкие снежинки (под музыку)
Мы – снежинки (дети стоят свободно, руки вверх)
Мы – снежинки (покачались)
Мы на веточке сидели, Ветер дунул, полетели (разбегаются)
Мы летели, мы летели, А потом летать устали (бегают, кружатся)
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок (приседают на корточки)
Ветер снова вдруг подул, и снежинки быстро сдул.
Все снежинки полетели и на стулья тихо сели
В: - ребята, мы оказались в волшебной мастерской, мастерская у нас волшебная, потому что здесь мы с вами будем создавать обычные картины, но необычным способом.
Мы будем волшебниками-художниками. У вас на столах лежат предметы, назовите , их пожалуйста. (трубочки, ватные палочки, краски, пипетки и т.д.Эти предметы и помогут нам совершить волшебство.
В: хотите, я научу вас рисовать зимнее дерево без кисти и карандаша. Для этого мы будем использовать трубочку и воздух.
На голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол). При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляску «рисуя» дерево нужной высоты. Дети приступают к работе
В: вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша!
В: дети, давайте немного отдохнём
Физминутка
На дворе опять мороз
чтобы носик не замёрз
Мы его сейчас потрём
и погладим, и помнём.
Растираем наши щёчки,
пусть алеют как цветочки.
проведём по бровкам, глазкам,
Будут глазки словно в сказке.
А теперь погреем ушки,
Вот какие непослушки.
Хлопнем, хлопнем, хлопнем снова,
Будем мы всегда здоровы.
В: А что делают деревья зимой? (в зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны) Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (накрываемся одеялом)
Давайте, и мы накроем наши деревья теплым и легким одеялом. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом) Для этого на нашей картине должен пойти снег.
Какой инструмент поможет нам изобразить снег? Возьмите следующий «волшебный» предмет - ватную палочку, макаем ее в краску тонким концом и отпечатываем по всей картине, приговаривая волшебные слова: «Пусть падает снежок на волшебный мой «листок!» Наш снежок сначала должен укрыть ветки. А снег все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. Теперь переверните ватную палочку другим концом, макните ее в краску и нарисуйте сугробы под деревом.
Что у нас получилось? (картина «Зимний лес») Как вы думаете, что чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно, стали еще красивее.) Давайте с вами все работы повешаем на доску и у нас получится зимний лес.
В: Ребята, вам понравилась наша встреча?
Чем она вам понравилась? Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом).
Я дарю вам эти волшебные трубочки, с помощью их вы сможете создавать разные образы на бумаге. Обязательно научите ваших друзей тому, чему научились сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...