Проект "Классическая музыка в детском саду"
проект

Тельнова Вера Анатольевна

Проект музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klassicheskaya_muzyka_v_detskom_sadu.docx44.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Классическая музыка в детском саду»

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение

3

Паспорт проекта

4

Актуальность

5

Цель и задачи проекта

6

Основные этапы реализации проекта

7

Взаимодействие  с социокультурным пространством города Москвы

10

Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта. Содержание деятельности.

11

Модель  реализации педагогической деятельности с родителями

в условиях реализации проекта

14

Мониторинг эффективности

15

Ожидаемые результаты проекта

16

Заключение

17

Список литературы и Интернет-ресурсов

18

 


Введение

«Не надо думать, что старая музыка устарела.

Подобно прекрасному правдивому слову

не сможет устареть прекрасная правдивая музыка»  

Р.Шуман

В этом высказывании звучит мнение музыканта XIX века. Возникает вопрос: а как сейчас воспринимается классическая музыка. Достаточно ли она понятна в современном мире? В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив, вызвать сильное душевное волнение; способна побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить глубокие чувства, которые порой невозможно описать словами.

Самая сложная область музыкального искусства — классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:

И. С. Бах и В.А. Моцарт, А. Вивальди и Й. Гайдн, М. Глинка и П.Чайковский, Н. Римский- Корсаков, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов, В. Гаврилин и др. Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты нашего детского сада считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.

Проект «Классическая музыка в детском саду» предполагает организацию встреч детей с профессиональными музыкантами-исполнителями, а также посещение детских музыкальных театров, абонементов и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольниками. Проект реализуется в три этапа: подготовительный, основной, итоговый.  В ходе его реализации проводятся беседы-концерты познавательного цикла с использованием мультимедийных презентаций, консультации для родителей и воспитателей. В результате  реализации проекта расширится представление детей о музыкальной классике, композиторах, музыкальных инструментах, сформируется интерес к музыке и умение её слушать, повысится качество методического сопровождения в практике работы детского сада  по данной теме.

 


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Педагогический проект «Классическая музыка в детском саду»

Цель проекта

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.

Способствование музыкальному и общекультурному развитию  дошкольников.

Задачи проекта

1. Расширять знания детей  о классической музыке.
2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении.

3. Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.

4. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.

5. Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям.

6. Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.

Срок реализации

долгосрочный

Ожидаемые результаты

Организация и проведение встреч детей с исполнителями классической музыки значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном развитии, а также в социальной и творческой сферах.

Трансляция проекта

Информация на сайт ДОУ

 


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Я  желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей,  любящих её, находящих в ней утешение и опору».

П. И. Чайковский

Актуальность проекта. Роль и значение музыкального искусства в  обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее  художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию у воспитанников музыкальных эталонов. Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и  требуют систематизации действий педагога.  Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных занятий в нашем дошкольном учреждении. Таким образом, возникла  необходимость разработки проекта «Классическая музыка для дошкольников», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.

Задачи:

  1. Расширять знания детей  о классической музыке.
  2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении.
  3. Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.
  4. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
  5. Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям.
  6. Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.

Предмет проектирования: организация образовательной среды, обеспечивающей расширение представлений детей о классической музыке в живом исполнении.

Замысел проекта. Мы считаем, что систематическая работа по ознакомлению детей с лучшими образцами классической музыки, будет прививать интерес к музыкальному искусству, способствовать воспитанию художественного вкуса.

Факторы, обеспечивающие реализацию проекта:

— систематическая и планомерная работа по слушанию музыки на музыкальных занятиях в детском саду;

— ознакомление детей с классическими  музыкальными произведениями разных эпох и стилей, высокохудожественными и доступными дошкольникам;

— использование адекватных возрасту детей методов работы с музыкальным репертуаром;

— специальная подготовка детей к встрече с профессиональными исполнителями классической музыки может проходить в форме бесед  или литературно – музыкальных композиций, предваряющих восприятие концерта в детском саду;

— беседы с детьми о прослушанном концерте в последующие дни;

— создание условий для отражения услышанного и увиденного на концерте в различных видах детского творчества (игре на ДМИ, активном слушании, детских рисунках).

 


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

  • Подготовительный.

Цель: самосовершенствование по данной теме.

  • Диагностирование детей
  • Составление перспективного плана по реализации проекта.
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам музыкального воспитания детей.
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к участию в проекте.
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении задач проекта.

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

октябрь — декабрь

  • Основной.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

  • Разработка конспектов бесед-концертов, литературно-музыкальных композиций, музыкального праздника «Музыкальная гостиная».
  • Проведение совместных мероприятий с родителями.
  • Посещение концертов, музеев, детских музыкальных театров.
  • Обогащение музыкального уголка группы дисками классической музыки для детей.
  • Участие в конкурсе рисунков «Мы  рисуем музыку»
  • Оформление  информационного уголка  «Юные музыканты»
  • Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам о музыке и композиторах.
  • Мониторинг эффективности.

Проявится и разовьётся устойчивый познавательный интерес к музыке, расширятся музыкально-эстетические потребности. Сформируется представление о музыкальных жанрах, музыкальной форме, средствах музыкальной выразительности.

январь – май

  • Итоговый.

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

  • Творческий отчет (музыкальный праздник «Мы приглашаем вас на  бал!»)
  • Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.
  • Анкетирование и опрос детей и родителей.
  • Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе и превратится в повседневную  необходимость.

Май

 


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • Дети 5 — 7 лет
  • Музыкальные руководители
  • Воспитатели и специалисты ДОУ
  • Родители

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально — техническое:

  • Аудио,  фотоаппаратура
  • Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

  • Методическая и нотная литература
  • Музыкально-дидактические игры.
  • Конспекты бесед о композиторах-классиках и музыкальных инструментах.
  • Мультимедийные презентации о музыкальных инструментах  и композиторах-классиках.

В основу работы легли следующие ПРИНЦИПЫ:

  1. Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту  ребёнка.
  2. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.
  3. Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской музыкальной школой, семьей, библиотекой, музыкантами-исполнителями,
  4. Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
  5. Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра  на ДМИ, постановка музыкальных сказок).


Мониторинг эффективности.

Мониторинг музыкального воспитания  осуществлялся  с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальной НОД, концертов-бесед, развлечений.

При диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника мы руководствовались положениями С.И.Мерзляковой, О.П. Радыновой.

Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку;

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более содержательными;

– стали подбирать теплые и холодные цвета красок к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать ритмо-пластические этюды и импровизационные танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать фрагменты классической музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Положительным результатом своего опыта считаем достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДМШ  на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.

Таким образом, эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников успешнее формируется  при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

 

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.

1

Интервьюирование детей

«Что ты знаешь о классической музыке?»

2

Индивидуальные беседы с детьми

«Мои любимые классические музыкальные произведения»

3

Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей

4

Анализ продуктивной деятельности  (рисунки)

«В гостях у сказки»

«Моя ласковая мама»

«Времена года. Весна»

5

Анкетирование родителей

«Классическая музыка в вашей семье»

(октябрь-май)

 

Итогом реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» станет музыкальный праздник «Приглашаем вас на бал!»

 


МОДЕЛЬ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


п/п

Направления
работы

Содержание
деятельности

Дата  

1

Реализация цикла музыкально-литературных композиций, посвященных классической  музыке с использованием
мультимедийных презентаций.

1. 4. «Времена года в творчестве композиторов». Осень

2. «В гостях у сказки».  П. Чайковский «Щелкунчик»

2. «Богатырская тема в произведениях русских композиторов  М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова»

З. «Образ матери в творчестве композиторов классиков А. Лядова,
Г. Свиридова, А.Гречанинова, Ф.Шуберта, Ш. Гуно»

4. «Времена года в творчестве композиторов». Весна.

П.И. Чайковский, А. Вивальди

октябрь

январь

февраль

март

апрель

2

Цикл бесед- концертов   об инструментах симфонического оркестра «Навстречу музыке»

1. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 1.
2. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 2.
З. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 3.
4. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 4.

ноябрь

февраль

март

апрель

3

Посещение музеев и концертов классической музыки для  родителей с детьми дошкольного возраста в г. Москве

«В мире музыки»

«Музыкальные инструменты народов мира»

В течение года

4

Взаимодействие с ДМШ

Экскурсия  «Хочу быть музыкантом!»

Посещение отчётного концерта учащихся и преподавателей ДМШ

апрель

май

5

Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков.

«Музыкальные страницы истории»

октябрь — май

7

Собрание файлотеки «Музыкальная классика — это интересно».

Подбор и создание мультимедийных
презентаций

Мультфильмы к произведениям композиторов – классиков П.И Чайковского, М.П. Мусоргского, фрагменты балетов и др.

1. Презентация «Симфонический оркестр»

2. Презентация к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»

3. Презентация «Образ матери в творчестве композиторов – классиков»

4. Презентации  «Времена года»

октябрь — май

8

Приглашение в детский сад профессиональных музыкантов- исполнителей.

«Нежной скрипки звук прелестный»

«Его величество фортепиано»

«Волшебная флейта»

март

апрель
май

9

Интегрированная деятельность «Мы рисуем музыку»

«Музыкальная акварель»

октябрь — май

10

Музыкальная гостиная

«Приглашаем вас на бал!»

май

11

Организация книжной выставки  о музыке и музыкантах для дошкольников

«Навстречу музыке»

март — май

12

Организация выставки рисунков детей совместно с родителями

«Мы рисуем музыку»

апрель

 

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Содержание работы

Срок исполнения

1

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки.

октябрь

2

Консультации

«Дошкольник  и классическая музыка»

«Абонементы и концерты классической музыки» для  родителей с детьми дошкольного возраста в г. Москве

октябрь — май

3

Проведение родительского собрания «Классическая  музыка в семье»

октябрь

4

Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников.

март

5

Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной  «Мы приглашаем вас на бал».

октябрь — май

6

Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку»

апрель

7

Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки»  в детском саду

апрель – май

8

Оформление информационного уголка:

«Юные музыканты»  в группах

октябрь — май

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На  уровне ребенка:

  • Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
  • Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
  • Накопление представлений  о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
  • Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

На уровне педагога:

  • Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
  • Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических  проектов.

На уровне родителей дошкольников:

  • Повышение уровня ответственности родителей  за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.

На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально — технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Заключение.

Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру. Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а так же поможет использовать богатейшее культурное наследие в музыкальном воспитании  дошкольников.

Список литературы и Интернет -ресурсы: 

Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду-  М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.:ил. – (Озорной наш детский сад).

Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: — 2-е изд. – М.: Просвещение,1989. -192 с.: ил.

Ибука Масару. После трех уже поздно. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.webmalina.com/getbook.php?bid==2

Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка Дошкольное воспитание.- 2006.- №11. 37-43.

Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.

Куберский И. Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001.- 576 с., ил.

Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.-96 с.

Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана

Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2006.- 232 с.

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. С экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Книга «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989 г.

Ред. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова  «Музыка в детском саду». Первая младшая группа  М. «Музыка» 1989г.Скачать здесь:  https://yadi.sk/i/Xa48UI-ZnDdyC...

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»

Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»...