Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «В поисках клада»
план-конспект занятия (старшая группа)

Юлия Николаевна Родионова

Образовательная  деятельность

 по познавательному развитию

в старшей группе

«В поисках клада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx243.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Теремок» с. Становое

Образовательная  деятельность

 по познавательному развитию

в старшей группе

«В поисках клада»

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRuX0oG8Fzwu71P7yoGPyrMA

                                           Подготовил:

                                                                                       воспитатель первой

                                                                                       квалификационной категории

                                                                                       Родионова Ю. Н.

                                                                  2021 г.

Цель: Развитие познавательного интереса детей  в процессе опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

Способствовать развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность;

Развивать творчество, воображение, самостоятельность, мелкую моторику рук.

Образовательные:

Формировать представление  детей о способе очистки воды  при помощи ваты и воронки;

Расширить представление  детей  о свойствах бумаги: бумага  впитывает воду, становится тяжёлой;

Расширить и углубить  представление детей об окружающем мире;

Совершенствовать умение детей работать с карточкам -  символами;

Формировать умение  детей работать с сыпучим материалом – песком.

Продолжать детей знакомить с нетрадиционной техникой рисования.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами;

Воспитывать доброту, отзывчивость, интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с песком;

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Планируемые результаты:

Дети имеют представление о способах очистки воды и её свойствах.

У детей сформированы представления о свойствах бумаги.

У детей сформировано  умение работать с сыпучим материалом – песком

Дети знакомы с нетрадиционной техникой рисования - рисование песком.

Целевые ориентиры:

Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно исследовательской деятельности.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребёнок проявляет любознательность , интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Проявляет заботу об окружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.

Материалы и оборудование  для воспитателя: видео презентация, бутылка с картой и письмом, корзина для мусора, сундучок, проектор, макет корабля, ёмкость с водой, карточки с ключами – помощниками.

Материалы и оборудование  для детей: бескозырки по количеству детей, костюм капитана,  прозрачные стаканчики по количеству детей, воронки, вата, карточки-символы, таблицы, бумажные цветы по количеству детей, кисточки и тарелочки для клея по количеству детей, ёмкости с песком, клей ПВА.

Предварительная работа:

наблюдение за неживой природой;

беседы о воде и  песке;

рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;

проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория».

Ход ОД:

Слайд №1 (На экране титульный лист мероприятия)

Организационный момент.

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Слайд № 2 (На экране светит солнышко)

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глаза тихонько закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И их к сердцу поднесём.

Введение в ОД, мотивация детей

Слайд № 3 (На экране берег моря)

Шум  моря (звук)

Воспитатель: Ребята,  вы слышите? Что это за шум? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы правы. Мы с вами закрыли глаза и оказались на берегу моря. Посмотрите, как здесь  красиво!

Воспитатель: А вы были когда – нибудь   на море? (Ответы детей)

Воспитатель: А что вы там видели? (Ответы детей)

(На берег моря волной выбросило бутылку)

Воспитатель: Посмотрите! Море выбросило волной на берег старую загадочную бутылку (поднимает бутылку). В ней что-то есть! Давайте  посмотрим, что же внутри?(достаёт из бутылки карту и записку). Что это, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это старинная карта. Давайте её хорошенько рассмотрим. А чтобы вам  всем хорошо было видно, мы поместим эту карту на экране.

Слайд № 4 (на экране появляется карта)

Совместная постановка детской  цели деятельности

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что нарисовано на карте? (Ответы детей)

Воспитатель: Ой, ребята, а с картой ещё какая – то записка. Давайте прочтём, что в ней написано.

Слайд № 5(на экране образ капитана Флинта)

     Воспитатель читает записку:

Здравствуйте! Я - Капитан Флинт. «Тот, кто нашёл это послание – настоящий счастливчик, карта указывает, где спрятан сундук с кладом. Но чтобы добраться до клада вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них Вас ждут  сложные задания, и справиться с ними смогут только очень внимательные и  сообразительные. После каждого выполненного задания вы  получите ключ-помощник. Только выполнив правильно все задания и собрав все  ключи- помощники вы сможете  открыть сундук с  кладом».

Воспитатель: Ребята,  вы хотите отыскать сундук с кладом? (Ответы детей)

Воспитатель: Я тоже хочу! А что нам для этого нужно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, как называют людей, которые ищут клад?

(Ответы детей)

Воспитатель: Кладоискатели.  А как вы думаете, какими качествами должны обладать кладоискатели? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам прямо сейчас отправиться на поиски клада. А   как вы думаете, на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята, мы с вами отправимся на поиски клада на корабле.

Давайте наденем с вами бескозырки.

(Одеваем бескозырки)

Воспитатель: А капитаном нашего корабля будет Маркос.

(одевает капитанскую фуражку).

Воспитатель: Занимайте  места на  корабле!

(Дети с воспитателем занимают места на корабле)

Воспитатель: Ну что, готовы к путешествию? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь, к первому острову!

Капитан, полный вперёд!

Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания)

Слайд № 6 (На экране корабль, плывущий по морю)

Слайд №7  (На экране остров, на котором много мусора и грязная вода)

Воспитатель: Смотрите, ребята, вот и показался первый остров. Капитан, причаливаем к берегу!

Воспитатель: Вот мы с вами и  на острове.

(По всему острову раскидан мусор).

Воспитатель: Какой он грязный! Ребята, что здесь произошло? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто же мог такое сделать?! Разве можно разбрасывать мусор?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же нам надо сделать, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, давайте соберём с вами весь мусор на острове?

Ответы детей.

(Дети с воспитателем собирают весь мусор на острове в корзину)

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы! Теперь на острове стало чисто.

Ребята, а вода на острове  тоже грязная.  Поможем жителям острова очистить воду? (Ответы детей)

(Дети с воспитателем подходят к столу)

( На столе  для каждого ребёнка стоят стаканчики с грязной водой, воронки, вата и  пустые  стаканчики)

Воспитатель:  Посмотрите, какая в стаканчике вода? (Ответы детей)

Воспитатель: А что же нам нужно сделать, чтобы эту воду очистить?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне,  какие предметы вы видите на столе?  (Ответы детей)

Воспитатель:  А чтобы очистить  воду нам нужен фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь.  Как Вы думаете, какие из предметов на столе могут служить нам фильтром? (Ответы детей)

Воспитатель:  Вот сейчас  мы это и проверим.

(Проводится эксперимент: Вставляем воронку в пустой стакан, сверху воронки кладём вату. Вату прижимаем, затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой стала вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на фильтр. Что на нём осталось? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит фильтр из ваты помог нам очистить воду. Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами молодцы! Очистили воду, вода на острове стала чистой.

Слайд № 8 (на экране картинка с чистым островом)

Воспитатель: Ребята, но ведь вода на острове снова может загрязниться. А чтобы жители острова знали, что нужно делать, мы составим им схему того, что мы с вами делали. Перед вами на столе лежат  таблички с пустыми окошками и карточки с картинками, а у меня есть ключ – помощник. Давайте вспомним, что мы с вами делали и  заполним пустые окошки соответствующими картинками. Итак, скажите мне, пожалуйста, какая была вода вначале  в стакане?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в первое окошко?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А что мы делали потом?  (Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо. А для чего нам понадобилась воронка и вата?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в следующем окошке?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А потом что мы с вами делали? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в следующем окошке?

Ответы детей.

Воспитатель: И что же стало с водой?  (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, что мы прикрепим в последнем окошке ? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас с вами всё получилось. И у нас есть первый ключ - помощник. Карточки мы оставляем жителям острова, чтобы они знали, что нужно делать, а ключ – помощник мы забираем с собой. Поскорее занимаем места на нашем корабле.

(Дети занимают места на корабле)

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту.

Слайд № 9(На экране изображение карты)

Воспитатель: Куда мы дальше поплывем? (Ответы детей)

Воспитатель: Все готовы? (Ответы детей)

Воспитатель: Капитан, полный вперёд!

Слайд № 10(На экране корабль, плывущий по морю)

               Слайд № 11 (На экране  остров с завядшими цветами)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите какой мрачный остров. Что же там случилось? Причаливаем к берегу!

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором лежат бумажные цветы и стоят  ёмкости с водой)

Воспитатель: Ребята, что же  случилось с цветами на этом острове?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, из-за чего это произошло? (Ответы детей)

Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы  цветы снова распустились?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте возьмём с вами по одному цветочку и положим  на ладошку. Какие они – тяжёлые или лёгкие? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте тихонечко опустим их воду и понаблюдаем, что с ними произойдёт. (Ответы детей)

Воспитатель: А почему цветочки стали распускаться? (Ответы детей)

Воспитатель:  Из чего сделаны наши цветы? (Ответы детей)

Воспитатель:  А что происходит с бумагой в воде? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, бумага намокает. А когда бумага намокает, она становится тяжёлой и поэтому лепесточки распускаются.
Ребята, посмотрите, как красиво стало на нашем острове! Он весь в цветах.

Слайд № 12 ( На экране изображение  цветущего острова)

Воспитатель: Давайте мы с вами жителям этого острова тоже

оставим подсказки, чтобы они знали что делать, если вдруг цветы снова завянут. А вот и второй ключ – помощник.

(Работа с карточками)

Воспитатель: Посмотрите на таблички с пустыми окошками. Давайте с вами вспомним. Что мы увидели вначале на острове? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в первое окошко?

Ответы детей.

Воспитатель:  Что  мы с вами сделали потом? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит какую карточку  мы прикрепим во второе окошко?

(Ответы детей)

Воспитатель: И что же произошло с цветами? (Ответы детей)

Воспитатель: Следовательно, какую карточку нужно поместить в последнее -  третье окошко?

Воспитатель: Ребята, вы замечательно справились с заданием. Теперь у нас с вами есть второй  ключ – помощник.

Воспитатель: Вот видите, какие вы молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями и собрали все ключи – помощники.

А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Слайд № 13 (На экране появляется физкультминутка)

                        Физкультминутка «А рыбы в море плавают вот так!»

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? (Ответы детей)

Совместное открытие нового знания

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся на последнем острове, а это значит, что  волшебный сундук с кладом должен быть где – то здесь. Давайте его поищем.

Дети находят сундук.

Слайд № 14 (На экране закрытый сундук с кладом)

Воспитатель: Действительно, ребята, это и есть сундук с кладом.(пробует открыть сундук). Но он закрыт. Ключи – помощники мы с вами собрали. А где же самый главный ключ– от сундука? Без него ведь мы не сможем  открыть сундук. Где нам его найти? (Ответы детей)

Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами его нарисуем. (Ответы детей)

Воспитатель: Только рисовать мы будем не карандашами и не красками, так как на острове мы их не найдём, а песком.

Но прежде всего давайте повторим с вами правила  рисования песком.

Чего нельзя делать?

  1. Нельзя брать песок в рот!
  2. Нельзя бросать песок в глаза!
  3. Нельзя вдыхать песок!

Воспитатель: Теперь мы смело можем приступать к рисованию. Перед вами тарелочки с клеем и песком, и  листочки, на которых изображён контур ключа. Наносим клей  на изображение и насыпаем на него песок так, чтобы бумага под ним не просвечивалась.

(Дети выполняют задание под спокойную классическую музыку)

Подведение итогов

Воспитатель: А пока клей  сохнет, давайте с вами вспомним, где мы сегодня с вами были. (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий?  

Ответы детей.

Воспитатель: Было ли вам интересно?  (Ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже было очень интересно. А теперь посмотрите на свои ключи. Давайте стряхнём лишний песок на тарелочку и посмотрим что у нас получилось.

Воспитатель: Какие красивые ключи у вас получились!

Воспитатель пробует открыть сундук, и сундук открывается

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами замечательно справились с заданием, и сундук  открылся.

Слайд № 15 (На экране  открывающийся сундук)

Воспитатель: Ребята, а  здесь записка (достаёт из сундука  записку и читает).

«Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания.

Всё, что вы сегодня выполнили в путешествии,  это и есть – клад»

Воспитатель: Ну, а это ребята – вам угощения за ваш труд (раздаёт детям угощения из сундука).

Воспитатель: Спасибо вам огромное! Теперь мы можем с вами возвращаться обратно в детский сад.

Дети с воспитателем занимают места на корабле

 и отправляются в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «В поисках клада»

Конспект НОД по ФЭМП  в старшей группе«В поисках клада»...

Авторский конспект Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе «В поисках клада» интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»

Воспитательные: Воспитывать у детей желание помогать друг другу и действовать сообща.Развивающие: Развивать мелкую моторику. Развивать умение соотносить число с количеством предметов (точки).  Ра...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ КЛАДА»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ КЛАДА»...

Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы «В поисках клада»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...