Мастер - Класс "Игры, танцы, хороводы, все берите у народа"
материал

Коротаева Наталья Олеговна

Мастер - класс "Игры. танцы, хороводы, все берите у народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_master-klass_igry_tantsy_horovody.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Игры, танцы, хороводы…

Все берите у народов»

 Цель мастер класса

повышение профессиональной компетентности педагогов в разучивании хороводных игр и использовании их в работе с детьми.

Задачи мастер-класса

  • познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми при обучении дошкольников хороводным движениям, хороводным играм;
  • передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм хороводных игр;
  • способствовать внедрению народных хороводных игр в работу с детьми.

Необходимое оборудование для проведения мастер-класса

  • Подушка-солнышко
  • картотека хороводных игр
  • русский народный костюм
  • атласная ленточка
  • русский народный платок
  • колонка с музыкальным сопровождением (для музыкальных хороводных игр)

Речь:

Добрый день, уважаемые коллеги. 2022 год – Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.  И сегодня я хочу провести с вами мастер-класс: «Игры, танцы, хороводы… все берите у народа».

Хороводные игры почти забыты. А зря! Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру, все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры.

Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В этих играх дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.

Несмотря на внешнюю простоту, хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

Значение хороводов для детей дошкольного возраста:

(перечислить вместе с педагогами)

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи;
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений.
  • Развивают воображение, фантазию.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Знакомят детей с русскими народными традициями и обычаями.

В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы.

- Если в тексте песни, сопровождающей хоровод:

нет конкретного действия,

ярко выраженного сюжета,

действующих лиц,

 то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры –такие как улитка, змейка, или просто ходят стенка на стенку, Такие  хороводы  называются  орнаментальными.

- Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие  хороводы  называются  игровыми.

Алгоритм знакомства с хороводной игрой:

1) построение фигуры

2) распределение ролей

3) знакомство и заучивание текста

4) знакомство с движениями

5) отработка элементов

6) репетиция

7) непосредственно игра.

Руки в хороводе можно держать по-разному:

1) не держась за руки.

(плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу.

3) взявшись за руки вверху.

4) взявшись за спиной у пояса.

5) положив ладони на плечи друг другу.

Методика разучивания хоровода

В хороводе важную роль играет ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

Обычно таким водящим хоровода становится воспитатель или музыкальный руководитель, который может образовать различные фигуры.

Для начала детей нужно научить держать круг. Круг символизирует солнце. Взявшись за руки нужно двигаться хороводным шагом вправо. Для отработки этих действий с детьми нужно изучить хоровод «Ровным кругом друг за другом».

Я сшила такую подушечку-солнышко с множеством лучиков из атласных лент, как символ хоровода  и как атрибут для проведения многих хороводных игр.

А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдём к практической части

  1. Хороводная игра «Карусели».

Мы будем использовать подушечку-солнышко. Воспитатель держит солнышко в руках. Все берут по одной ленточке. Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, все вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (темп речи и движений постепенно ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали! (карусель меняет направление движения)

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончена игра.

(Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.) или (В конце хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.)

  1. «Игра с Солнцем»

В центре круга – «Солнце» (На голову ребенку надеть шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

(Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «Солнце» догоняет детей.)

  1. Орнаментальный хоровод

 (стараемся исполнить все виды орнаментального хоровода)

Завершая свой мастер – класс, предлагаю вам сыграть еще в одну игру…

 «Доскажи словечко»

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы…. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы и музыкально-хороводные игры народов Поволжья

В даной работе предложено описание танцев и музыкально-хороводных игр народов Поволжья, адаптированных для дошкольников: 1.     Русский народный девичий хороводный танец «Во п...

Познавательно-творческий проект «Значение песни и танца в бытовой жизни русского народа»

Тип проекта: Краткосрочный. Направление проекта: Художественно-эстетическое Интеграция областей: «Музыка», «Коммуникация», «Художественное развитие», «Наро...

мастер-класс "Танцуем вместе"

Цель: привлечь родителей к танцевальным занятиям их детей.Задачи:укрепить дружеские отношения родителей и детей танцевальных коллективов,дать почувствовать, как их дети преодолевают все трудности в пр...

Мастер- класс «Танцы красок на водной глади».

Все дети очень любят рисовать. Особенно с использованием нетрадиционных способов  рисования. Применение в  работе  воспитателя нетрадиционных способов рисования , способствует развитию ...

Мастер-класс «Танцующие краски» по технике «марморирования» для педагогов ДОУ

Жизнь зародилась в воде…, и красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водяной глянец меняться...

Мастер-класс "Музыкальный инструмент скорей бери,себе настроение подними"

Музыкальный инструмент бери,настроение подними...