Этические нормы поведения у детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_normy_povedeniya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Этические нормы поведения у детей
старшего дошкольного возраста
(консультация для воспитателей)
"От новорожденного до пяти лет страшное расстояние". С этими словами Льва Николаевича Толстого не согласиться не возможно. Дитя является в наш многосложный - в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей-тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет, будто пришелец с другой планеты. За "расстояние" в пять лет ребенок должен уловить в изначальном для него хаотическом нагромождении цветовых пятен, в сиянии отдельных красок направленность и четкость линий, трехмерность объектов, в которую заключены предметы. И более того...За это время малыш должен понять-запомнить назначение огромного количества предметов. И научиться пользоваться некоторыми из них.
За пятилетний срок ребенок должен обрести такую ясность, четкость слуха, дабы из несущихся со всех сторон на него звуков выделить-услышать те, которые сливаются в слово родного языка. Понять значения отдельных слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.
В течение пяти первых лет малыш овладевает движениями своего тела. И вот уже после первых своих шагов он устремляется "вперед и выше" по ступеням своего раннего детства. Он изучает и познает мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя-играя, ищет свое место в мире.
Вовсе нелегки для человека эти годы! И не в бездельных забавах - как это кажется кое-кому из взрослых - проводит их маленький человек! Невероятно важное это "расстояние" заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всем детском организме, на всей психике ребенка. И поэтому мы - взрослые - в этот период (как, впрочем, и всегда) должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками детей. Мы должны быть их верными и надежными друзьями. (Видимо, с осознания этой цели и стоит начинать воспитание ребенка..)
Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым. Ребенок познает мир взрослых и приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит - наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательно пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.
Правда, ребенок еще не выработал своего собственного (независимого) поведения. У него еще нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Он не научился еще сравнивать, оценивать. Зато, как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И нам - воспитателям - никогда не следует об этом забывать!..
В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребенком. Учить его тем играм, которые нам хорошо известны. Придумывать с ним вместе новые (пусть самые простые) игры. Играя, учить детей культуре поведения. Учить их общению с людьми. Играя же, приучать ребенка к дисциплине, порядку и труду.
Готовить детей к школе. (Тоже в игре!) Ибо за игровым этапом следует учебный этап детства.
Собственно, любознательность ребенка, его жадное стремление к знаниям пробуждается гораздо раньше. Уже в 3 -5 лет дети становятся "почемучками". При правильных же занятиях с ребенком он уже к 7 годам готов не только к случайным "почему", но и к постоянным систематическим занятиям.
Самой природой заложена в наших мальчишках и девчонках тяга к знаниям. Наша педагогическая задача взрослых, - не прозевать этого божественного дара. Не убить его однообразно-демагогическими назиданиями и категорически-безапелляционными приказами. Поэтому, воспитывая в детях навыки культурного поведения, вежливость, деликатность и доброту, мы - взрослые - должны не упускать из виду психологические особенности развития ребенка.
Психика ребенка-дошкольника податлива и пластична. В эти годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в ум и сердце ребенка нравственные чувства. Именно в это время воспитывается в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость. тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный поступок ребенка. В то же время детская грубость, лень, жадность, несправедливость или ложь должны вызвать естественное негодование взрослых, окружающих ребенка.
При всей требовательности к ребенку, воспитателям следует не скупиться на ласковые слова. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают веру в его возможности и силы, - у ребенка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, к дисциплине.
Психически и физически каждый ребенок развивается в достаточной степени своеобразно. И все же есть святые законы, бесспорно обязательные для каждого из нас - воспитателей. Творящий человеческую душу и характер, прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя. Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного. Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную. Лишь честный человек может воспитать человека честного. И лишь человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека. Деликатно-внимательно и доброжелательно относящегося к людям. Умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда. Видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живет.
Воспитывая детей, воспитатели должны призвать себе на помощь книги, живопись, театр, музыку, радио и газеты. Педагоги, подавая пример свои воспитанникам, обязаны развить свой вкус искусством и общением с природой, обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому, и в первую очередь к людям.
…Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Таким образом, ребенку нужно знать эти правила и уметь выполнять их.
По мнению педагогов , дошкольник должен освоить следующие навыки:
- навыки, связанные с личной опрятностью;
- с культурой еды - поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;
- с культурой общения со взрослыми и сверстниками - дома и в общественных местах;
- с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.
Выполнение режимных моментов с раннего возраста дает возможность закрепить гигиенические навыки и навыки организованного поведения, выработать самостоятельность.
Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения. Систематическая, планомерная работа (а нет случая к случаю) несомненно принесет свои результаты.
Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или как хорошие, то шести, семилетние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, персонажей литературных произведений. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявить заботу т. д.
Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок: «Так нечестно»; «Обманывать нехорошо»; «Он хороший товарищ, потому что всегда помогает». Однако ребята не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации.
При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, эффективность там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль недостаточен. Отсюда — важная задача воспитателя — развивать произвольное волевое поведение ребенка в разных видах деятельности.
Старшие дошкольники (особенно это выражено у детей седьмого года жизни) проявляют интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к воспитателю, родителям, стремясь утвердиться в своих знаниях, установить взаимосвязь между фактами, событиями. Вопросы свидетельствуют о большом интересе детей к социалистической действительности, к отдельным фактам героического прошлого нашей Родины. Конечно, все эти приобретения детей происходят при решающей роли целенаправленного воспитания и обучения в детском саду и благоприятных условиях семейного воспитания. Педагогам старшей и подготовительной групп следует, руководясь «Программой детского сада», вдумчиво продолжать работу по формированию нравственных чувств, привычек поведения и представлений детей в различных ситуациях повседневной, бытовой жизни и на занятиях. Возрастает роль примера педагога, других сотрудников детского сада, так как дети шестого-седьмого года жизни могут уже достаточно критически анализировать формы поведения взрослых, их отношения, нередко сопоставляя с теми требованиями, которые эти взрослые предъявляют своим воспитанникам.
В старшем возрасте повышается, как известно, воспитательно-образовательное значение занятий — ведущей формы организованного обучения детей-дошкольников. На занятиях у детей могут наиболее успешно формироваться моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) и наиболее сложные представления о доступных детям пяти—семи лет явлениях общественной жизни. Знания, приобретаемые детьми, формирующиеся представления будут иметь нравственную направленность лишь при условии одновременного воздействия на чувства детей, т. е. когда процесс приобретения знаний сочетается с воспитанием положительного отношения к людям, к ценным явлениям окружающей действительности и формированием активной позиции нетерпимости ко всему плохому — ко лжи, лености, эгоизму, безответственности, недисциплинированности и т. д. В системе занятий более широкими по тематике и ценными по глубине становятся этические беседы по поводу содержания художественных произведений; появляются новые возможности для комплексного использования словесных, наглядных и практических методов нравственного воспитания (дети больше умеют, понимают, знают). Повышаются и требования воспитателей к нравственно ценным взаимоотношениям детей в процессе занятий.
Нравственное воспитание в детском саду/под. ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. – М:Просвещение, 1984.
Интернет-источник: https://slavclub.ru/psychology/32/344-azbuka-vezhlivosti.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...
Социально-психологическое развитие детей \'\'Как можно эффективно осуществлять предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.\'\'
В зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе конфликт рассматривается как состояние личности,возникающее в следствии противоречий или столкновения различных образований,что создаёт...
Сценарий совместных познавательно - этических игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста: «Уроки вежливости и доброты»
Сценарий совместных познавательно - этических игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста: «Уроки вежливости и доброты».МБДОУ д/с к-в №15 Кавказский район г. Кропоткин Краснодарский кр...
Консультация для воспитателей «Освоение правил и норм культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
В современном обществе очень остро стоит вопрос о правильном воспитании подрастающего поколения. А если быть более точным, то о воспитании культуры у детей как школьного, так и дошкольного возрас...
Конспект этической беседы с детьми детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях»
Для педагогов ДОУ...
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы ребенок не заме...
Сценарий развлечения «Путь к здоровью через нормы ГТО» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий развлечения «Путь к здоровью через нормы ГТО» для детей старшего дошкольного возраста.При вручении знаков ГТО очень хочется организовать торжественную обстановку. а так как знаки ...