«Экскурсии и целевые прогулки с детьми дошкольного возраста»
консультация
Консультация для воспитателей
« Экскурсии и целевые прогулки с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsulatsiya_progulka_zimoy_v_detskom_sadu.docx | 913.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Челээш» комбинированного вида с.Самагалтай
Консультация для воспитателей
« Экскурсии и целевые прогулки с детьми дошкольного возраста»
Воспитатели: Болгум-оол М.В.
2021г
Консультация для воспитателей
« Экскурсии и целевые прогулки с детьми дошкольного возраста»
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Организация и методика проведения экскурсий
Экскурсии, как форма занятий, проводятся начиная со средней группы не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
- природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,
- экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (почта, библиотека, школа, магазин и другие).
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
Главная цель заключительной части — подведение итогов экскурсионной работы.. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста
Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...
"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явления...
"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. при этом необходимо равномерно чер...
Консультация для воспитателей «Организация и проведение подвижных и спортивных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста»
Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями....
Целевые прогулки летом. Старший дошкольный возраст.
Подборка целевых прогулок с детьми старшего дошкольного возраста летом....
Курсовая работа ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях потребность в экологическом образовании особенно остра и актуальна. Это проблема не только научно-технического прогресса, но и самого человечества. Мы оторвались от природы, мы ...