Проект "Ай да, валенки!"
проект (младшая группа)

Каковина Татьяна Владимировна

Валенки - исконно русская обувь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ay._da_valenki.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»

Краткосрочный проект

для младшей группы тема «Ай да, валенки»

Актуальность: Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.                     

«Валенки, валенки, ой да, не подшиты стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.

Проблема: Дети не имеют знаний о национальной обуви - валенках.

Цель: вернуть интерес к национальной обуви, познакомить детей с историей валенок.

Задачи:
1) знакомить детей на практике со свойствами овечьей шерсти, помогать осознать, что предмет, созданный из определенного материала, обладает теми же свойствами, что и сам материал;

2) активировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность детей;

3) воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.

Сроки проведения: с 1 декабря по 7 декабря 2014г

Реализация проекта: «Ай да, валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русской национальной обувью, посетить музей, выставку, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Взаимодействие:
•    воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, родители.

Предварительная работа:

I этап

•      Подбор стихотворений, сказок и рассказов, загадок, пословиц, потешек о валенках;

  • Подборка дидактических игр, пальчиковой гимнастики;
  • Изготовление дидактических игр;
  • Подборка консультаций для родителей.

II этап

•   Заучивание потешек, четверостиший о валенках;

•   Презентация «Изготовление валенок»;

•   Беседа «Чудесное превращение валенка»;

•   Проведение тематических занятий;

•   Чтение стихотворений, сказок, рассказов;

•   Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок;

•   Прослушивание аудио-записи русской народной песни «Валенки»;

•   Обыгрывание дидактических игр, пальчиковой гимнастики.

III этап

•   Подборка фотографий на тему «Ай да, валенки»;

•   Подготовка выставки творческих работ родителей и детей «Ай да, валенки!»

В результате проекта

  • расширились знания детей об истории русского валенка;
  • возросла заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества;
  • фоторепортаж-отчёт (папка-передвижка).

Беседа с детьми «Чудесное превращение валенка»

Ребята, отгадайте загадку.

Их на ноги надевают,

Но это не сапоги

Из шерсти сделаны,

Но не носки. (Валенки)

Правильно - это валенки.

Ребята, скажите, а для чего нужны валенки? (Чтобы ходить зимой)

Посмотрите на картинки. Здесь много валенок, все они разные, необычные. Скажите, во что можно превратить обычный валенок? (в лошадь, в теремок, в мышку, в ёжика; валенки можно просто украсить тесьмой, кружевом, бусинками, цветочками и т.д.)

А из чего сделаны валенки, из какой шерсти? (Из овечьей)

Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало. (Показать шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая? (Мягкая, пушистая…)

Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется несколько дней тяжелой работы. Я вам уже рассказывала и показывала, как делают валенки, давайте вспомним.

Сначала шерсть состригают с овечек, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем взбивают шерсть в общую массу, получают войлок. Войлок катают сначала на столе, потом на колодке, пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают.

Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валеночки? (Катанки, самовалочки, чесанки.)

А теперь, послушайте, что я вам расскажу о валенках. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. А что вы еще знаете о валенках?

Ответы детей:

- Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.

- Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага.

- Даже цари и царицы любили носить валенки.

Молодцы, вы много знаете о валенках. А теперь давайте поиграем, и опять нам пригодиться валенок.

Физминутка.

Дети встают в круг, передают под музыку валенок, с окончанием музыки кому достался валенок тот выходит танцевать.

НОД по развитию речи «Мишка на прогулке»

Цель: закрепить умение выбирать одежду для зимней прогулки;

- сформировать сопровождающуюся речь;

- развивать умение координировать движения с текстом стихотворения;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: Игрушки – мишка, зайка, белка, мама-медведица. Одежда для мишки: штанишки, валенки, пальто, шапка. Санки. Снежки. Снежный ком. Книжка для чтения. Кровать для мишки с одеялом, с подушкой. Фонограмма звуков метели и любой колыбельной.

Ход занятия.

Воспитатель: За окном холодно, метет метель (фоновая музыка). Мы с вами не пойдем гулять, а я вам лучше почитаю книжку (показывает книжку с изображением на ней мишки).

Слушайте, ребятки,

Расскажу вам сказку,

Сказку про мишку,

мишку-шалунишку.

Давайте вспомним с вами историю, которая произошла в лесу с мишкой.

Малоподвижная игра «Мишка косолапый по лесу идет»

Воспитатель: Обиделся мишка на шишку и лег спать в свою берлогу (укладывает мишку спать). Спит мишутка и не знает, что осень давно кончилась и наступила зима. Прибежал к нему зайчонок, стал медвежонка будить.

(Сюжет инсценируется с помощью мягких игрушек)

Зайчик: Мишка! Мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой?

Мишка: Потому, что снег и лёд - не малина и не мёд!

Зайчик: Давайте, ребята, расскажем Мишке о зиме, как мы играем зимой на улице (рассказы детей).

Зайчик: Чтоб зимой не простудиться, теплее надо одеваться.

Ребята, расскажите Мишке, что нужно надеть медвежонку, чтобы не замерзнуть (дети называют предметы одежды, воспитатель их показывает перед мишкой и потом одевает игрушку).

Я одену мишке валенки-малышки,

Валенки-малышки я надену мишке,

Так-так и вот так, валенки-малышки.

Я надену мишке новое пальтишко,

Красное пальтишко я надену мишке,

Так-так и вот так – красное пальтишко.

А когда идут гулять, надо шапку надевать,

Мишку мы возьмем гулять,

Будем в саночках катать.

                                                         (Е. Макшанцева)

Педагог сажает мишку в санки, дети катят его и исполняют песню «Голубые санки» М. Иорданского.  

Остановились санки на полянке. Смотрит мишка - белочка катает снежный ком.

С бугорка на бугорок

Катит белка колобок,

Колобок бежит вперед

И растет, растет, растет.

                                                  (В. Степанов)

Игра «Снежный ком»

Ребята, посмотрите, к нам прилетели белые снежинки, давайте их посчитаем.  

Один, два, один, два (убирает одну)

А теперь посмотрите, сколько их осталось? (одна).  

Молодцы, ребята, все снежинки сосчитали. Ой, а что это случилось с зайчиком? Он замерз! Мишка вот как тепло одет, а зайчик без пальто, без шапки, вот ему и холодно.

Зайцу холодно зимой,

Про себя решил косой

Вот придет весна, потом

Я себе построю дом.

                                             (Е. Адарич)

Воспитатель: А пока, зайка, у тебя дома нет, приходи к нам в детский сад.

Игра «Зайка беленький сидит».

Воспитатель: Ну вот зайка и согрелся. Весело мишутки и зайчику у нас в гостях. Кого это там зовут? (Слышится голос мамы-медведицы, она зовет мишутку). И тут мишутка услышал, что его зовет мама-медведица. Он вылез из берлоги и ушел гулять без спроса мамы, вот она и волнуется, ищет его. Мишутка сразу побежал к маме-медведице.

Мишка: Прости меня, я убежал!

Спасибо, что нашла меня!

И снова вместе - ты и я!

Воспитатель: Мишка, своей маме пообещал никогда без спроса не уходить. Медведица стала мишке помогать раздеваться.

Инсценировка песни-игры «Мишка пришел с прогулки».

Мишка наш ходил гулять,

Шапку мишке надо снять

а теперь пальтишко

Я снимаю мишки.

Мишка наш ходил гулять,

Валеночки надо снять,

Теплые штанишки

Я снимаю мишки.

Мишка наш ходил гулять,

Он устал и хочет спать (фоновая музыка).

Вот его кроватка,

Будет спать, он сладко.

Баю-бай, баю-бай

Спи мишутка засыпай! (Укладывает мишку)

Воспитатель: Ну, а нам пора оставить книжку… (закрывает книжку)

А не то разбудим мишку,

Пусть поспит он до весны.

До конца посмотрит сны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русский валенок"

Реализация проекта "Русский валенок" направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совм...

Проект "Русский валенок"

В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникаль...

проект. Русский валенок

Проектная деятельность .Русский валенок....

Проект "Русские валенки"

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен тер...

Проект «РУССКИЙ ВАЛЕНОК»

Проект «Русский валенок» был разработан  с целью ознакомления детей с историей традиционной русской обуви – валенки, их назначении, обычаями, связанными с этой обувью.[[{"type":"media","view_mode...

проект "Танец Валенки"

Проект реализован с детьми подготовительной группы. Рекомендован музыкальным руководителям ДОУ...

проект "Русский валенок" + сценарий развлечения

Цель проекта:•   Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению...