Проект «РУССКИЙ ВАЛЕНОК»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект «Русский валенок» был разработан с целью ознакомления детей с историей традиционной русской обуви – валенки, их назначении, обычаями, связанными с этой обувью.
Нет ничего более исконно русского, чем валенки.
Сохранять их- значит сохранять русскую культуру!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_valenok.docx | 83.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование проекта: “Русский валенок”.
Вид проекта: творческий, межгрупповой.
Возраст детей: 5-7 лет.
Сроки реализации: две недели.
Цель проекта: Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта:
- Развивать интерес детей к народному быту.
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.
- Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Предполагаемые результаты
- У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
- У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.
Формы реализации проекта
- Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
- Создание в группе экспозиции, посвящённой истории русского валенка.
- Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- Составление и отгадывание загадок.
1 этап – подготовительный:
- Актуализация темы изучения истории возникновения валенка через изучение родителями, заинтересовать идеей детей
- Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми
- Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)
II этап – реализация:
В совместной деятельности с детьми и родителями изучаем выбранный объект через:
- Подбор информации в книгах, журналах, в интернете
- Рассказы родителей, родственников;
- Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;
В педагогическом процессе используются следующие методы, используя собранный материал:
- Беседа, рассматривание разных видов валенок;
- Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
- Разучивание песен, стихов;
- Прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
- Дидактические, подвижные игры;
- Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”
III этап – подведение итогов:
- Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями
- Подготовка выставки творческих работ родителей и детей “Русские валенки”;
- Проведение праздника русского валенка;
- Сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях
- Оформление альбома “Русский валенок”
НОД «Чудесное превращение валенка»
Цель: Закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью, связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопрос.
Учить обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи и диалоги. Развивать творческую активность, воображения, образное мышление. Воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия самостоятельно проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.
Предварительная работа.
Оформить групповую комнату как мастерскую. Нанести пластилин на картонную форму валенка. Провести беседу на тему: «Откуда появились валенки», «Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью. Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме «Валенки». Инсценировка сказки «Валенки для Бабы-яги». Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Валенки».
Материал к занятию.
Поделки- валенки: теремок, конь, мышка, ёжик, утюг, кулек, подарок; валенки, украшенные тесьмой, бусинками, кружевом; валенки-зайцы (три пары).
Шапочки-маски зайца, волка, лося, платок для бабы-яги. Большие искусственные деревья: ель и береза. Два телефонных аппарата, детская гладильная доска. Натуральная овечья шерсть, схемы-таблицы на тему «Как делают валенки».
Скорлупа фисташек, семечки, арбузные семечки, горох, фасоль; тарелочки, салфетки (для вытирания рук). Вырезанный из картона валенок, на который нанесен пластилин (на каждого ребенка).
Словарная работа.
Катанки, самовалочки, чесанки; мастер – валяльщик, колодка, войлок.
Ход занятия.
Ребята проходите в группу, отгадайте загадку.
Их на ноги надевают,
Но это не сапоги
Из шерсти сделаны,
Но не носки. (Валенки)
Правильно - это валенки.
Я вас сегодня хочу пригласить в мастерскую. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Верно, о валенках.
Ребята, скажите, а для чего нужны валенки?
(Чтобы ходить зимой)
Посмотрите, у меня в мастерской много валенок, все они разные, необычные. Скажите, во что можно превратить обычный валенок?
(в лошадь, в теремок, в мышку, в ёжика; валенки можно просто украсить тесьмой, кружевом, бусинками, цветочками и т.д.)
А из чего сделаны валенки, из какой шерсти?
(Из овечьей)
Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало.
(Показываю шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая?
(Мягкая, пушистая…)
Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется несколько дней тяжелой работы. Я вам уже рассказывала, как делают валенки, давайте вспомним, а помогут нам схемы.
(Выставляю схемы – таблицы). Сначала шерсть состригают с овечек, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем взбивают шерсть в общую массу, получают войлок. Войлок катают сначала на столе, потом на колодке, пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают.)
Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валеночки?
(Катанки, самовалочки, чесанки.)
А теперь, послушайте, что я вам расскажу о валенках. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. А что вы еще знаете о валенках?
Ответы детей:
-Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.
-Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага.
-Даже цари и царицы любили носить валенки.
-Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить в огороде, под куст, шмели в них сделают домик и на следующий год будет хороший урожай. Молодцы, вы много знаете о валенках. А теперь давайте поиграем, и опять нам пригодиться валенок.
Физминутка.
Дети встают в круг, передают под музыку валенок, с окончанием музыки кому достался валенок тот выходит танцевать.
А теперь я предлагаю вам стать мастерами. Садитесь за столы, мы сегодня с вами будем украшать валенки. Посмотрите, на валеночки уже нанесен пластилин. Скажите, что у вас лежит в тарелочках, какой материал?
(Горох, фасоль, семечки, скорлупки от фисташек, семена дыни, арбуза.)
Этими материалами мы будем украшать валеночки, а узоры будете придумывать сами. Каждый из вас должен придумать свой узор. Приступайте к работе. (Дети выполняют работы).
Какие красивые сказочные валеночки у вас получились. Я думаю, что эти валенки приведут нас в сказку.
Любят русские зимою
В стужу валенки носить
Мы ж из валенок решили
Чудо – сказку сочинить.
Выходите ребята из-за столов и надевайте маски.
Не за синими горами, не за темными лесами, а в городе Набережные Челны, в детском саду N 47, открылась мастерская. Трудятся в ней славные мастера. Они работают да приговаривают:
Мастера – дети (прибаутки):
У всякого Матвея – своя затея!
У всякого Мишки свои делишки!
У всякого Ромы – свои приемы!
Не за тем руки даны, чтобы даром болтались.
Воспитатель.
В мастерской зазвонил телефон
Мастер.
Алло! Мастерская слушает.
Баба-яга.
Здравствуйте! Это я, Баба-яга! Ребятушки, помогите мне! Приготовила я для своих внучат подарки – валеночки, положила их в сундук. Глядь, а они все в дырках! Это моль зловредная надо мной подшутила. Выручайте, деточки, пришлите мне новые валеночки.
Мастер.
Не волнуйся, бабушка, будут тебе новые валенки.
Воспитатель.
Именно такие есть у нас в мастерской, их и моль не съест, и внучата рады будут.
Собрали мастера валеночки, и пошли к Бабе-яге. Но вот беда: точного адреса никто не знает. В лесу улиц нет, берлоги, норки, дупла без номеров.
Как бабушку отыскать?
Думали – думали да и надумали у зверей помощи просить.
Выбегают зайцы.
Мастер.
Здравствуйте зайцы! Не знаете ли вы дорогу к избушке Бабы-яги?
Зайцы.
Мы так далеко в дремучий лес не бегаем, мы еще маленькие! Нам мама не разрешает! Вы идите прямо, прямо, дойдете до пушистой ёлки, там живет Серый волк. У него спросите, он знает.
Мастера доходят до ёлки. Возле ёлки волк (ребенок в шапочке-маске) поделкой- утюгом гладит простыню.
Мастер.
Здравствуй, серый волк!
Волк.
Здравствуйте! Что это вы в лесу бродите? Ни грибов, ни ягод уже давно нет.
Мастер.
Да вот, валенки несем Бабе-яге, а точной дороги не знаем. Может, проводишь нас?
Волк.
Некогда мне, не видите, я белье глажу. Вы идите вперед, дойдете до высокой березы – там лось прогуливается. Он вам поможет.
Мастера идут к березе. Им навстречу выходит лось (ребенок в шапочке-маске).
Мастер.
Здравствуй лось! Нас к тебе волк отправил. Помоги нам, пожалуйста, отведи нас к Бабе-яге! Мы ей валенки несем.
Лось.
Эти? Хороши! Отведу я вас к Бабе-яге! За это вы мне тоже валенки смастерите. А то зимой копыта по льду скользят, да и стучат громко, когда по асфальту через шоссе перехожу.
Мастера с лосем идут к избушке.
Лось.
Ну, вот и пришли!
Мастер.
Здравствуй, бабушка! Насилу мы тебя нашли. Вот принесли тебе валеночки.
Баба-яга.
Ой, спасибо ребятушки! А я для вас гостинцы приготовила (отдает валенок с конфетами мастерам).
Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец. Все дети подходят к воспитателю и встают в круг. (Итог занятия)
Что было самое интересное на занятии? Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русский валенок"
Реализация проекта "Русский валенок" направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совм...
Проект "Русский валенок"
В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникаль...
проект. Русский валенок
Проектная деятельность .Русский валенок....
Проект "Русские валенки"
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен тер...
проект "Русский валенок" + сценарий развлечения
Цель проекта:• Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению...
МИНИ – ПРОЕКТ «РУССКИЕ ВАЛЕНКИ»
Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре....
Творческо - исследовательский проект "Русский валенок"
Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению....