Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
Картотека пальчиковых игр
для детей младшей группы
Солнце Пальцы широко раздвину. Руки так соединю. Это солнышко с лучами. Рады все его теплу. | (Перекрещенные ладони прижать друг к другу), (пальцы раздвинуты в стороны), (пошевелить пальцами) |
Игрушки Я с игрушками играю: Мячик я тебе бросаю, Пирамидку собираю, Грузовик везде катаю. | (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы.) (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) |
Встали пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. Встали пальчики – «Ура!» В детский сад идти пора! | (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца) (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить») (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко расставив пальцы.) |
Осень Если листья пожелтели, Дождь холодный моросит, Птицы к югу полетели, - Значит, осень к нам спешит. | (Сжимаем и разжимаем кулачки) (Стучим пальцем) (Изображаем крылья) (Хлопаем в ладоши) |
Овощи – фрукты В огороде много гряд, Тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год. | (Сжимают и разжимают пальцы.) (Загибают пальцы поочерёдно.) (Хлопают в ладоши.) |
Домашние животные Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. Мордочку и ушки На своей макушке. Побежали вдоль реки Котята наперегонки. | («Моем руки».) (Круговые движения ладонью по лицу.) (Движения ладошками за ушами, как кошка.) (Двигают указательными и средними пальцами по по-верхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.) |
Домашние птицы Зёрна курочка клюёт, И цыплятки тут как тут. В воду уточка нырнёт, А цыплятки не нырнут. | (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.) (Щепотки «клюют» по очереди.) (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.) (Погрозили пальчиком.) |
Посуда Из тарелок, как один, Суп мы ложками едим. Вилкой кушаем котлеты, Ножик режет нам омлеты. | (Ладони вместе перед собой «тарелка».) (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.) (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».) («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.) |
Комнатные растения У нас в горшке расцвёл цветок. Чтоб стал красив он и высок, Раскрыл на утро лепестки, Должны работать корешки. | (Ладошки изображают бутон) (Поднимаем «бутон» вверх) (Раскрываем ладошки) (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной) |
Одежда Обуваем ножки бегать по дорожке. Повторяй за мной слова: Ножка – раз, ножка – два! В магазине покупают И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – Любит обувь вся семья. Я надену сапоги, Курточку и шапку. И на руку каждую Натяну перчатку. | (Двумя пальцами «шагают» по столу.) (Сжимают и разжимают пальцы.) (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) (Сжимают и разжимают пальцы.) (Загибают пальцы на руках.) («Шагают» пальцами по столу.) (Показываем на ноги, туловище, голову.) (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток, смена рук.) |
Новый год -Здравствуй, Дедушка Мороз! Что в подарок нам принёс? - Громкие хлопушки, Сладости, игрушки. | (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) (Руки вперёд ладонями вверх.) (Хлопнуть в ладоши.) (Вертим кистями.) |
Дикие птицы Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук. | (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» кулачком стучите о неё.) (Смена рук.) |
Зима Снег ложится на дома, Улицы и крыши. Тихо! К нам идёт зима, Мы её не слышим… Что зимой мы любим делать? В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) (Руки «домиком».) (Палец к губам.) («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) (Рука за ухом.) (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.) |
Дикие животные Заяц и ёжик навстречу друг другу Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. Быстро бежали – поди догони! Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) (Стукнуть кулачками.) (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.) (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) (Вращают большим пальцем.) |
Рыбы Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. | (Движения имитирующие движения плавников.) (Взмахи ладонями.) (Сжимать и разжимать кулачки.) (Загибать пальчики.) |
«Рубим дрова» Чтобы печку растопить, Надо дров нам нарубить. Рубим, рубим мы дровишки – Пусть тепло будет детишкам. | (Складываем пальцы в замок) (Имитируем действия дровосека) |
Мама – солнышко мое Мамочка хорошая, Мамочка любимая! Очень я её люблю, Поцелуи ей дарю! | (Воздушный поцелуй над ладонью.) (Поцелуй над другой ладонью.) (Сдуваем с ладони поцелуй.) (Сдуваем поцелуй с другой ладони.) |
Мебель На кроватке мы поспали, Вещи в шкаф уже убрали. Мы на стуле посидели И за столиком поели. | (Руки под щёку.) (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».) (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.) (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.) |
Вот какие мы большие У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть. | (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела) |
Цирк. Зоопарк В зоопарк пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок. | Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы |
Наступила весна Вот уж две недели Капают капели. Снег на солнце тает И ручьём стекает. | (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.) (Руки ладонями вниз разведены в стороны.) (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.) |
Транспорт По шоссе идут машины, По асфальту едут шины. По дороге не беги, Я скажу тебе: «Би-би». | (Крутим воображаемый руль.) (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) (Погрозили пальцем.) (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) |
Цвет и форма Мой весёлый круглый мяч, Щёки круглые не прячь! Я тебя поймаю, В ручках покатаю! | (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) (Смена рук.) (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.) (Покатали воображаемый мяч между ладоней.) |
Цветы Ромашки белые цветки – Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Считать ромашки лепестки. | (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».) (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.) |
«Солдаты» Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идём. В нашу армию, ребята, Просто так не попадёшь. Нужно быть умелыми, Сильными и смелыми! | (Пальцы маршируют по столу.) (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.) (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.) |
Скоро лето Солнцем ласковым согрето, За весной приходит лето. Будем в озере нырять И цветочки собирать. | («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.) («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.) |
Листопад Листопад, листопад! Листья по ветру летят: С клёна – кленовый, С дуба – дубовый, С осины – осиновый, С рябины- рябиновый. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). Пальцы выпрямить и развести в стороны. Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. Указ и большой соединить в виде колечка. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Хлопки в ладоши. |
«Осенью» Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
Прогулка по городу Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. | Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола. |
Мои игрушки Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Это зайка, Это пёс. Вот машинка без колёс. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. |
Транспорт Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | Сжимать и разжимать пальчики. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого |
Профессия-доктор Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных. Повар, врач, моляр, учитель, Продавец, шахтер, строитель… Сразу всех не называю, Вам продолжить предлагаю. | соединять пальцы правой руки с большим соединяем пальцы левой руки с большим загибать пальцы сжимать и разжимать кулачки вытянуть руки вперед ладонями вверх. |
Дружба Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. | соединять пальцы в «замок» касание кончиков пальцев обеих рук парное касание пальцев от мизинцев руки вниз, встряхнуть кистями |
Семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
«Мы веселые матрешки» | Хлопают в ладоши Указательным и средним пальцами идут по полу Соединяют ладошки вместе Руки в замок |
Дом Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана" |
Светофор Загорелся красный свет: Стой на месте, хода нет! Желтый свет впереди: Будь внимательный и жди! Никаких препятствий нет, Когда горит зеленый свет! | Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте Два пальца: средний и указательный обеих рук шагают по столу |
Лыжники Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной поры! | Скользить по столу указательным и средним пальцами, изображая движения лыжников |
Пирожки Муку в тесто замесили А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают кулачки Прихлопывают ладошками, «лепят» Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук Обе ладошки разворачивают вверх Гладят живот. |
Папин день Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить! | сжимают и разжимают пальцы хлопают в ладоши из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу сжимают и разжимают пальцы |
Ножницы Режу, режу, ткань верчу, Научиться шить хочу! | Исходное положение: Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми |
Речка Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила - Прямо в речку угодила. | Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении. |
Мышка Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадётся по дорожке. | Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно |
Лодочка Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. | На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. |
Вышла курочка гулять Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать А за ней ребятки - желтые цыплятки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко Лапками гребите Зернышки ищите» | шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки щиплющие движения всеми пальцами каждой руки бегут всеми пальцами обеих рук хлопают в ладоши грозят пальцем ведущей руки гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д. |
День Победы Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить! | сжимают и разжимают пальцы хлопают в ладоши из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу сжимают и разжимают пальцы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...