Проект программы "Организация игровой деятельности детей раннего возраста"
проект (младшая группа)

Токарева Елена Викторовна

Актуальность проекта программы: в первой младшей группе существуют проблемы в развитии игровой деятельности дошкольников. в процессе сюжетно-отобразительной игры дети не используют предметы-заместили. Введение предметов-заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления и воображения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект программы «Организация игровой деятельности детей раннего возраста» Разработчик: Е.В.Токарева Воспитатель, первая квалификационная категория МДОУ детский сад «Теремок» Ярославская область город Мышкин

Слайд 2

Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский

Слайд 3

Вид игры: сюжетно-отобразительная игра Срок реализации программы: 3 месяца (февраль-апрель 2021 год) Возрастная группа : 1 младшая (2-3 года)

Слайд 4

Актуальность: В первой младшей группе имеются проблемы в развитии игровой деятельности дошкольников. В процессе сюжетно-отобразительной игры дети не используют предметы-заместители. Введение предметов-заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления и воображения.

Слайд 5

Цель: создание условий для формирования у дошкольников игровых умений использования предметов - заместителей в сюжетно-отобразительной игре.

Слайд 6

Планируемые результаты Дети - самостоятельно или с помощью взрослого (в зависимости от уровня развития игровой деятельности) выбирают предметы-заместители в соответствии с сюжетом игры выполняют игровые действия с предметами – заместителями Родители - знают психологические особенности детей раннего возраста имеют представление об организации сюжетно-отобразительной игры с использованием предметов-заместителей поощряют инициативу ребенка в выборе предмета-заместителя участвуют в сюжетно-отобразительных играх детей, беря на себя необходимую роль Педагоги обладают необходимой компетентностью для организации сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста : умением прогнозировать, проектировать и организовать игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. поддерживают инициативу ребенка в развертывании игрового сюжета побуждают детей использовать предметы-заместители в игровой деятельности

Слайд 7

Подготовительный этап Диагностический блок 1. Диагностика развития игровой деятельности дошкольников на основе анализа игровых умений Задачи: Выявить уровень развития игровой деятельности у дошкольников раннего возраста Отслеживаемые показатели развития игры: Способы решения игровых задач Разнообразие игровых действий с игрушкой Степень обобщенности игровых действий с игрушкой а) развернутые б) обобщенные -Игровые действия с предметами заместителями а) с помощью взрослого б) самостоятельно 2. Анкетирование родителей «Как играют дома ваши дети?» 3. Консультации для педагогов

Слайд 8

Организация РППС Задача: Наполнить игровую среду группы предметами, которые могут быть использованы детьми в качестве предметов заместителей (кубики, палочки, салфетки, фантики)

Слайд 9

Основной этап Обогащение опыта детей Задача: -Познакомить детей с предметами, которые могут служить заместителями в игровой деятельности детей Организационные формы: - игровые упражнения с предметами заместителями Приемы педагогической деятельности: Воспитатель знакомит детей с окружающим в их активной деятельности, обогащает игровой опыт детей, организует предметно-игровую среду, активизирует общение взрослого с детьми, - знакомит детей с предметами, похожими на те, которые обычно используют дети в игровой деятельности воспитатель показывает и объясняет детям простейшие игровые действия, знакомые детям по опыту, заменяя в них предметы на другие предметы, похожие по форме и размеру Консультации для родителей

Слайд 10

2. Совместная игровая деятельность педагога и детей Задача: обогащать игровой опыт детей, развивая умение использовать предметы – заместители в игровой деятельности Игровая позиция педагога : Партнер, имеющий интересно играть Приемы педагогической деятельности : Воспитатель организует: - Предметно-игровые действия: Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: « Ням-ням , пирожок»; постучав шариком по столу, начинаем «чистить и есть яичко»; надев большое кольцо на локоть, покачиваем им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок! » или: «Это у тебя пирожок? Дай я попробую!» - Игры с использованием предметов-заместителей , обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать. -Проблемно-игровые ситуации («В кукольном уголке нет кроваток. Как уложить кукол спать? Надо построить кроватки из кирпичиков»). Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия. -Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

Слайд 11

3. Самостоятельная игровая деятельность детей Задачи: способствовать самостоятельному использованию дошкольниками раннего возраста предметов заместителей в игровой деятельности Игровая позиция педагога: Партнер, одобряющий самостоятельное использование детьми предметов заместителей в игровой деятельности. Воспитатель комментирует, разъясняет, советует, уточняет, создает обстановку успешности для каждого ребенка. Приемы педагогической деятельности: -из игрового уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. ; - создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка – кубик) ; заводится коробочка с «бросовым материалом» - палочками, кубиками, колечками и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. по мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу – «машина» и др. педагог поощряет тех детей, которые стараются взять на себя роль взрослых, поддерживает первые эмоциональные проявления ролевого поведения, побуждает ребенка к высказыванию.

Слайд 12

Завершающий этап (анализ результатов реализации программы) Повторить диагностические мероприятия

Слайд 13

Информационные ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultaci-dlja-roditelei-o-roli-predmetov-zamestitelei-v-detskoi-igre.html http://www.maam.ru/detskijsad/predmety-zamestiteli-ih-rol-v-igrovoi-dejatelnosti-detei-ranego-vozrasta.html http://www.deti-club.ru/znakomstvo_s_okruzauwim_mirom_ http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36512.php http://studme.org/2000031525774/psihologiya/igrovaya_deyatelnost_rannem_detstve

Слайд 14

Приложение: Диагностика сформированности профессиональных умений педагога (самооценка), необходимых для развития игровой деятельности детей Диагностика развития игровой деятельности дошкольников на основе анализа игровых умений Анкетирование родителей «Как играют дома ваши дети?» Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста» Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста» «Предметы-заместители» Перспективно-тематический план игровой деятельности Консультация для родителей Конспекты игровой деятельности с детьми с использованием предметов-заместителей

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение1

Диагностика сформированности профессиональных умений педагога (самооценка),
необходимых для развития игровой деятельности детей

Ф.И.О.__________________________________________________________
Должность_______________________________________________________
Категория______________МДОУ   ____________Группа__________________

Показатели

Оценка (б)

Теоретические знания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Теоретические основы психологии игры детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Возрастные особенности игры детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Методика организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Современные подходы к развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Определять уровень развития игровых умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Планировать игровую деятельность с учётом программы:
а) регулярно планировать все виды деятельности,
б) планировать совместные обучающие игры для формирования игровых умений,
в) управлять игровой деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Обогащать игровой опыт (индивидуально или подгруппой) на обучающих играх, в самостоятельной игре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Проводить обучающие игры с использованием взаимодополняющих ролей, определяющих целостную игровую ситуацию (мама – дочка, шофёр – пассажир)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Обучать алгоритму игровых действий, связанному единой сюжетной линией в соответствии с ролью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Проводить игры совместно с детьми для обучения их ролевому диалогу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Обучать обозначать игровое пространство, подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для выполнения игровых действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Развивать умение использовать строительный материал в качестве предметов-заместителей и для создания различных построек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты, возникающие в процессе самостоятельной игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Использовать косвенные методы руководства для объединения детей в игровые группы с воспитательными целями (формирование морально-этических норм поведения, навыков общения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Использовать игру с целью коррекции психологических трудностей, связанных с развитием личностных качеств детей (застенчивость, неуверенность, агрессивность, малопопулярность в группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Использовать метод моделирования для развития творческих способностей в игровой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Использовать дидактические игры для развития умственных способностей детей с учётом их уровня интеллектуального развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Создавать условия для получения всеми детьми группы радостного эмоционального состояния, удовлетворения от игры и общения со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Осуществлять комплексный подход к развитию игровой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ2

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЛИСТЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ
 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ № 1

Показатели развития игры

Имена детей

1

2

Содержание игры 

1. Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно

2. Разнообразие замыслов

3. Количество игровых задач

4. Разнообразие игровых задач

5.        Самостоятельность при постановке игровых задач

а) ставит взрослый;

б) с помощью взрослого;

в) самостоятельно

Способы решения игровых задач

6. Разнообразие игровых действий с игрушками

7.        Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развернутые;

б) обобщенные.


1

2

8. Игровые действия с предметами-заместителями

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно.

9.        Игровые действия с воображаемыми предметами

а) в помощью взрослого;

б) самостоятельно.

10. Принимает роль

11. Разнообразие ролевых действий

12. Выразительность   ролевых действий

13. Наличие ролевых высказываний

14.        Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка.

15. Ролевая беседа        возникает:

а) со взрослым;

б) со сверстником.

16. Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка.

17. Содержательность ролевой беседы.

1

2

Взаимодействие детей в игре

18. Вступает во взаимодействие:

а) со взрослыми;

б) со сверстниками.

19. Ставит игровые задачи

а) взрослому;

б) сверстникам.

20. Принимает игровые задачи от:

а) взрослого;

б) сверстников;

в) тактично отказывается.

21. Длительность взаимодействия:

а) кратковременное;

б) длительное.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Анкета для родителей

««Как играют дома ваши дети?»

Фамилия родителя_________________________________________________

1.Часто ли ваш ребёнок играет дома?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Во что, в какие игры ваш ребёнок играет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________3.Какие игрушки наиболее интересны для него?_________________

__________________________________________________________________4.Какая любимая игра у вашего ребёнка.___________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы взрослых и другое)?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Играете ли вы со своим ребёнком? С кем ребёнок чаще всего играет – с мамой или с папой?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш ребёнок ( с мальчиками, с девочками) ?_________________________________________ Во что любит играть ваш ребёнок на улице?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры(какие)?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребёнок дома, каковы источники их происхождения. С родителями или с ребёнком, какого пола он любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребёнка в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Консультация
Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.

          Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.

          Игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображение обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.  Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

 Игра является важным условием социального развития детей; в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

 Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия  ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, даёт ему особое ощущение свободы.

         Игра -  наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей;  усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.

           В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходит(оживление) игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или в плащ для куколки, а карандаш в градусник. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления,(создает) новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям.

         Однако столь сильный эффект в развитии ребенка имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть  со взрослыми и старшими детьми. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.

         Для  того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст. Для ребенка привлекательно всё, что делают взрослые, воспроизвести же их действия в реальности малыш еще не может. Но у него есть возможность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов-заместителей. В этих играх ребенок чаще всего  воспроизводит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи(кукол, медвежат, собачек и пр.).

Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов.

На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается её эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность , игра становиться всё более самостоятельной. Теперь участие взрослого в игре не так важно; игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре.

Но, пожалуй, главное достижение этого возраста - бурный рост воображения , для которого игра - самая благоприятная почва.

Большое значение в процессе развития творческой сюжетной игры имеет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнёром, помогает планировать дальнейшие действия.

Процессуальная игра является важно предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становиться сюжетно- ролевая игра.

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно -отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными(8-10 минут).

По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов , ребенок охотно использует предметы - заместители , передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3х лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли; мамы, водителя, машиниста поезда. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем (Игорь везет поезд), то к концу года, как правило,  он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого  изображает        ( я - машинист поезда).

Отдельные игровые действия(например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию(кормить-укладывать спать).  Поначалу  цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично; ребенок может укладывать куклу спать, потом снова её кормить. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить-укладывать  спать), затем цепочки становятся более продолжительными(готовить обед - кормить-укладывать спать), обогащается содержание игры(готовить обед –для куклы и её подружек- самостоятельно сервировать стол - кормить всех кукол- укладывать их спать под колыбельную).

Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих восстановлению самостоятельной сюжетной игры.

 Исследователи, в частности Е.В.Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослыми по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куклу спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» - в этом случае ребенок ищет решение сам.

Она игровая задача решается разными способами. Например, воспитатель сообщает: «Света, твой мишка хочет спать, он плачет», показывая и(или) называя игровое действие:  «Уложим его в кровать»; затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя решение, можно посоветовать малышу перед укладыванием мишки(сыночка, дочки) напоить молоком, приготовить постель, рубашку. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета - заместителя: взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:

А) Один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов (листок используется как тарелка, шляпка; кружочек- как монетка, блюдце);

Б) Использование заместителей сопровождается словом, пояснением (например, воспитатель берет брусочек и говорит: «Возьму мыло, вымою рук»);

В) Используется несколько заместителей

Г) Используются нарисованные предметы (ребенок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом); воспитатель показывает ребенку новые обобщенные способы решения игровых задач.

 Таким образом, взрослый тщательно продумывает рад постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.

 Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», « Не слишком ли горячий суп у куклы?». Необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.

Н.Я. Михайленко одним  из главных к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов, действиями, событиями, персонажами, ролями, развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, одним словом – знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приёмы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.

Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способом построения игры, делает это не в  виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает исподволь, создавая определённую  эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши всё больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (например, роль пассажира) так и главные (например, роль машиниста), побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.

Приём подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает:(оживление) игры возможно путём присоединения педагога к игре детей(как бы изнутри), органично ,ненавязчиво, не нарушая атмосферу необязательности, нерегламентированности и свободу игры.

 Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий, до взаимодействий в рамках общего сюжета(дети кормят кукол в одной столовой, помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.

Педагог должен создать условия предметно - игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразной зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры( куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животный, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный материал: шишки, бруски, камешки). Воспитатель периодически меняет эти условия (меняет зоны,  выставляет новые игрушки).

В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов- заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.

          В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.

 

Литература

Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ Сост. С.Н. Теплюк.- М.Мозаика- Синтез. 2007

Воспитание детей раннего возраста: Пособие для работников яслей-сада/  Под редакцией Г.М. Ляминой.- М. Просвещение. 1974.

Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации»-М. Мозаика – Синтез. 2006.

Л.Н. Галигузова (Развитие игровой деятельности) игры – занятия с детьми раннего возраста. - Мозаика-Синтез. Москва 2008.

 Е.В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду» Ростов-на-Дону. Феникс. 2008.

Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя детского сада» - М. Просвещение 1998.

Михайленко Н.Я. , Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя» -М. Гном и Д. 2001.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Сюжетно-ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста»

На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия надо показать и объяснить. Например, педагог говорит: «Таня хочет спать, я сейчас заверну её в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передает её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложечку».

Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет её, мама катает в коляске дочку, кормит её. Сюжеты воспитатель придумывает сам или использует литературные тексты. Хороши на начальных этапах стихи А. Барто из цикла «Игрушки».

Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.

Не всегда малыши могут самостоятельно перенести действия, показанные воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия («кукла и зайка тоже хотят спать»).

Полезно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом внимание детей нужно направлять на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, педагог предлагает: «Давайте и мы погладим белье нашим куклам! Где у нас утюг».

Так в сознании детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью игрой. Когда малыши научатся выполнять несколько связанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям общее название. Например, девочка, играя с куклой, смазывает её руку лекарством, ставить градусник. Педагог подсказывает: «Ты лечишь куклу».

В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно - ролевыми. Так как, с одной стороны, отражают уровень о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам.

В современной науке роль режиссерской игры в жизни дошкольников разрабатывается психологами Кравцовыми. Они определяют режиссерскую игру как индивидуально. Ребенок играет сам. Но режиссерская игра предполагает несколько участников, и все эти роли - и «доктора», и «пациента», к примеру, выполняет он один. Малыш еще и режиссер в этой игре.

Что же дает режиссерская игра в плане психологического развития? Активизирует воображение. Учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый в режиссерской игру – восхищающийся зритель, который может задавать вопросы, удивляться, радоваться или печалиться.

К трем годам малыш приобщается к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов. Животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой… в помещении группы - «поплавать», «походить на лыжах» и т.д.

Для образно-ролевой игры необходимо иметь маленькое зеркальце, перед ним проводить с детьми игровые упражнения типа: «Покажи, как можно рассердиться, рассмеяться». Следует задействовать уголки ряженья. Процессу перевоплощения ощутимо помогают юбки, платки, сарафаны, сказочные наряды. Какова же позиция взрослого в игре? Он использует свои выдумки, фантазии, показывает инсценировки песенок, потешек. К концу года можно привлечь к этой увлекательной деятельности детей.

К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры-основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Дети охотно принимают, для игры предлагаем взрослыми предметы-заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы: «Давай поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Теперь игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, играют в семью), то есть в подлинно коллективной игре. Хорошая игра-залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнить. Использование дидактической игры как метода обучения повышает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее обязательно нужно вносить элементы занимательности.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том. Где середина пути развития человека от момента рождения до хрелого возраста, относятся ее к трем годам.

Действительно, трехлетний ребенок умеет употреблять многие предметы обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походки, развитие предметной деятельности и овладение речью.

В раннем возрасте основной становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебу, работе, как сложатся его отношения с другими людьми: в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальных сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвертом году при благоприятных условиях (то есть при условии правильного руководства играми) он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным – жестом, обозначающим умывание, или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже сама умылась»).

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Эта деятельность младенца весьма скоро (к 5-6 месяцам) меняет свое содержание: обследование направлено теперь на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становятся сюжетно-отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Список литературы:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. – М., 1995.

2. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.

3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 7

Перспективный план игровой деятельности в первой младшей группе
(февраль-апрель)

Игровая деятельность

Цель

Февраль

Дидактические игры и упражнения:
«Найди по описанию»;

«Подбери неваляшке бантик»; «Магазин игрушек»;

«Игрушки для Миши и Мишутки»; «Заинька»;

«Чудесный мешочек»

Сюжетно-отобразительные игры:
«Кукла гуляет»
«Кукла купается»

«Я и кукла»;
«Делаем покупки»;
«Куклы в гостях»;
«Нарядим кукол»

Учить детей по примеру взрослого включаться в игру со сверстниками. Учить играть с общей игрушкой. Продолжать учить передавать простой сюжет, пользоваться предметами - заместителями. Учить связывать игровые действия с образом взрослого (как мама, как папа), с образом животного. Учить детей различать и называть отдельные действия взрослых и детей, в которых проявляются добрые отношения. Учить различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчеркивает мимикой, интонацией, жестами. Продолжать приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения: по показу и напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить, сдерживать капризы.

Март

Дидактические игры и упражнения:
«Подбери наряд для мамы»

«Что нужно дома маме, а что папе?»

Разрезные картинки: «Сумочка для мамы»,

 «Зонтик для мамы»

«Мамы и детки»

Сюжетно-отобразительные игры:
«Мы с мамой в гостях»

«Мы с мамой на даче»

«Гладим белье, как мама»

«Стираем, как мама»,
«Причесываемся,

 как мама»

«Для мамы стол накрою,

 пусть порадуется она»

«Кукла пьет чай»

«К кукле пришли гости»

Способствовать проявлению интереса к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Учить самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партнером – взрослым. Продолжать учить передавать простой сюжет, пользоваться предметами - заместителями. Пробуждать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к близким. Продолжать приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения: по показу и напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить, сдерживать капризы.

Апрель

Дидактические игры и упражнения:
«Чего не стало»;

«Разложи посуду по форме»

«Подбери чашки к блюдцам»;

«Что изменилось?»;

«Посуда»;

«Подбери пару»;

«Накроем красиво на стол»

«Подбери посуду к чаю»

«Мы варим суп»

«Украсим тарелочку»

«Маленькому мишке - маленькую чашку, большому медведю большую чашку»

Сюжетно-отобразительные игры:

«Одеваем куклу на прогулку»;

«Гуляем с куклами»;

«Помоем куклам руки после прогулки»

«Кукла обедает»

«Кукла катается на паровозике»

Способствовать проявлению интереса к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Продолжать учить передавать простой сюжет, побуждать детей  пользоваться предметами - заместителями. Учить самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партнером – взрослым. Пробуждать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к близким. Продолжать приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения: по показу и напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить, сдерживать капризы.



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Консультация для родителей
«О роли предметов-заместителей в детской игре»

Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.

Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам.

Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.

Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде. Игра помогает ребенку глубже понять окружающее, людей.

Так как наши дети самостоятельно играть не умеют, необходимо научить ихиграть самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители.

Если не предлагать детям предметы-заместители, то у них может задержаться развитие отвлеченного мышления и воображения.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, можно «обыграть» любое случайно возникшее у ребят на действие с предметом, придав ему сюжетный смысл.

Можно ли съесть кашу, если под рукой нет тарелочки и ложечки и, если честно, сама каша тоже отсутствует? Глупый вопрос. Если только он относится к реальной ситуации, а не к игровой.

Участники игры с большим аппетитом (или с ярко выраженным отвращением) поедают несуществующую кашу. С помощью волшебного слова «понарошку».

Это самое «понарошку» — основа воображения и творческих способностей человека, умения самостоятельно ставить вопросы и находить на них нестандартные ответы.

В ситуации, когда ребенок кормит куклу из игрушечной тарелочки, уже присутствует доля воображения. Ведь реальная каша отсутствует! Но маленькие предметы — копии жизненных реалий помогают ребенку воссоздавать действие. Предположим, однако, что копии отсутствуют. Тогда ребенок, чтобы накормить куклу, вынужден будет искать им замену среди попавшихся ему под руку предметов: роль тарелочки может выполнить листик, роль ложечки — палочка. Листик и палочку психологи называют предметами-заместителями. Считается, что использование в игре заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребенка.

Необходимо учить детей использовать игровой материал, замещающий недостающие предметы, не использовать предметы-заместители или воображаемые предметы, если у ребенка недостаточен опыт действия с реальными предметами.



Предварительный просмотр:

Приложение 9

Конспекты сюжетно-отобразительных игр
с детьми раннего возраста
с использованием предметов-заместителей

1. Игра «Кукла гуляет»

Оборудование и материалы: коробка из под обуви, верёвочка, кусок ткани, пластмассовая коробка, дощечка, крупный стройматериал, одетая кукла.

Примерный ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на одетую куклу, от её имени говорит, что она хочет гулять. Можно взять коробку от обуви, привязать к ней верёвочку (это будут санки или коляска), покатать по полу.
- А теперь куколка хочет покататься с горки. (Горка из крупного стройматериала,  крышки от обувной коробки или дощечки).
Воспитатель катает куклу с горки и приговаривает:

«Покатились санки вниз,
Крепче куколка держись!
Ты сиди, не упади,
Там канавка впереди».
Воспитатель побуждает ребёнка спросить у куколки:
- Ты не замёрзла?
- Ты не ушиблась? и т.д.

Воспитатель предлагает покачать её на качелях. Привязывает верёвку к спинкам стульев, устраивает сиденье из подручного материала (кусок ткани, любая коробочка, дощечка). Качает куклу на качелях.
- Вот как весело кататься на качелях!
Ай-да-ай-да!

2. Игра «Кукла купается»

Оборудование и материалы: тазик, ванночка, кружечка, баночка, лейка, мисочка, губка, кубик, полотенце.

Примерный ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что кукла грязная, её надо искупать. Раздевает куклу, показывает, как можно купать её в тазике (можно использовать ванночку, мисочку). Спрашивает у детей, какая должна быть вода для купания (тёплая или холодная). Воспитатель уточняет, что вода теплая. И в тазике вода «понарошку» - теплая.  Сажает  куклу в тазик, спрашивает у детей о том,  что же делать дальше? Просит ребёнка принести мыло (подойдёт кубик или кирпичик из строителя), губку. Затем вместе с ребёнком моет куклу, намыливая губку мылом. Во время купания куклы можно приговаривать:
«Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется».
Воспитатель споласкивает куклу чистой водой (можно полить из лейки, ковшика, кружечки, баночки). Заворачивает куколку в чистую тряпочку (можно любое полотенце, салфетку). Комментирует все игровые действия и активно привлекает детей, приглашая помочь.
После купания, предлагает причесать  волосы расчёской (подойдёт палочка).

3. Игра “Кукла пьёт чай”

Оборудование и материалы: коробка большая и маленькая, посудка пластмассовая или вырезанная из пластиковых бутылок, палочка или соломинка, вырезанные из картона “баранки”, “печенье” или вылепленные из пластилина, солёного теста.

Примерный ход игры:

Воспитатель предлагает попоить куклу чаем. В качестве стола использует большую коробку или табурет, в качестве стула - маленькую коробку или кубик. Предлагает детям расставить на столе чашку с блюдцем, ложечку (палочку, соломинку), чайник, хлебницу. Наливает  кукле чай из чайника, насыпает сахар и предлагает ей попить чай с баранками, печеньем. В ходе игры побуждает  ребёнка сказать: «На, пей, чай горячий, сладкий, баранки вкусные, понравился чай? Будешь ещё пить?»  и т.д.
Комментирует все игровые действия и активно привлекает детей, приглашая помочь.

4. Игра «Кукла собирается на прогулку»

Оборудование и материалы: одежда грудного ребёнка, любые тряпочки, носовые платки, тесёмки, рукавички, носочки.

Примерный ход игры:

Кукла просится погулять. Воспитатель показывает ребёнку  одежду и просит его помочь одеть куклу на прогулку. Подбирая подходящие предметы одежды, надо нацеливать ребёнка на то, что сначала нужно надеть колготки (можно использовать ползунки, старый капроновый чулок), затем кофточку (подойдёт детская распашонка, кусок тряпочки, в котором можно проделать дырочки-отверстия для рук). Затем шапочку (чепчик, платочек), пальто ( кусок тёплого материала, с отверстиями для рук). Во время одевания куклы воспитатель предлагает назвать предметы одежды (сапоги, шапка, пальто, шарф) и её части (рукава, воротник, карманы). Спрашивает: «Что надеваем, зачем?».

Затем взять куклу с собой на прогулку.

5. Игра «К кукле пришли в гости»

Оборудование и материалы: любые игрушки, коробка большая и маленькая, посудка пластмассовая или вырезанная из пластиковых бутылок, палочка или соломинка, вырезанные из картона “баранки”, “печенье” или вылепленные из пластилина, солёного теста.

Примерный ход игры:

Воспитатель сообщает, что к кукле пришли гости (зайка, собачка). Сажает гостей рядом с куклой, знакомит её с ними. Воспитатель предлагает попоить гостей чаем. В качестве стола использует большую коробку или табурет, в качестве стула - маленькую коробку или кубик. Предлагает детям расставить на столе чашки с блюдцами, ложечками (палочки, соломинки), чайник, хлебницу. Наливает  гостям чай из чайника, насыпает сахар и предлагает им попить чай с баранками, печеньем. В ходе игры побуждает  ребёнка сказать: «Пейте, чай горячий, сладкий, баранки вкусные, понравился чай? Будете ещё пить?»  и т.д.
Комментирует все игровые действия и активно привлекает детей, приглашая помочь.

6.Игра «Игрушки катаются на паровозике»

Оборудование и материалы: любые игрушки, коробка большие и маленькие

Воспитатель сообщает детям, что кукла хочет покататься с игрушками на паровозе. Предлагает отправиться на полянку на паровозике (паровоз составлен из коробочек, привязанных друг к другу верёвочкой или скотчем). Дети с воспитателем поют песенку, имитируя звуки и движения идущего паровоза:
«Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Весёлые соседи,
Весёлые друзья!»

На полянке воспитатель показывает игрушку – лошадку. Предлагает поиграть в игру «Лошадки».

«Гоп, гоп, конь живой!
Он с хвостом и гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!»

Воспитатель и дети возвращаются на паровозе в детский сад. Поют песню.

«Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Весёлые соседи,
Весёлые друзья!»

7. Игра «Кукла обедает»

Оборудование и материалы: посуда, 2 столика (коробки, табурет, стулья), скатерть (платочек, тряпочка)

Примерный ход игры:

Воспитатель предлагает куклу покормить обедом, просит ребёнка постелить на стол скатерть (платочек, полотенце).Сажает её за стол (табурет, коробка). Рядом ставит стол, на котором стоит посуда. Говорит, что на стол Кате надо поставить то, что нужно для обеда. Предлагает ребёнку найти глубокую тарелку для супа, мелкую для второго блюда, ложку большую и маленькую, хлебницу, чашку. Учит красиво расставлять предметы на столе. Предлагает пожелать кукле приятного аппетита. При кормлении дает советы:

- Ешь, Катя, суп с картошкой, капустой, сметаной.

- Держи ложку правильно.

- Не проливай суп.

- После обеда не забудь сказать «спасибо».

По окончании кормления попросите ребёнка убрать всё со стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи:  ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

Проект "Игровая деятельность детей раннего возраста"

Долгосрочный проект в первой младшей группе. Цель проекта: создание основы самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста....

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи:  Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...