Маленькие исследователи или учимся экспериментировать.
статья

Жукова Татьяна Николаевна

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

В. Сухомлинский

Каждый маленький ребёнок с любопытством и интересом знакомиться с новым для себя объектом, будь это яркая интересная игрушка, цветок, насекомое или что-то необычное что привлекло его взгляд в данную минуту. Всё ему интересно! В этот момент знакомство с чем-то новым он-настоящий маленький исследователь. Часто мы не понимаем почему малыш ломает понравившуюся ему вещь, а он не ломает-он исследует, но так как он умеет. Ведь ему хочется узнать, что в ней, как она устроена, почему машинка или игрушка издаёт звуки, светиться и т.д. Удовлетворяя свою любознательность, в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой — накапливает опыт, который помогает ему устанавливать причинно-следственные и временные отношения, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину. Ведь поисково-исследовательская деятельность — это поиск знаний, приобретения их и использования их в дальнейшей жизни.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.

Мы педагоги знаем, что дошкольный возраст - сензитивный период для получения и развития познавательных потребностей ребёнка, а правильно подготовленная предметно-пространственная среда для экспериментирования и правильно выстроенная работа по поисково-исследовательской деятельности способна дать хороший толчок для развития дошкольника.

Планируя свою работу по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, педагоги должны учитывать общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, а также сделать содержание своей работы привлекательным для ребёнка. Форма плана работы может быть выбрана педагогами произвольно. Занятия по поисково-исследовательской деятельности проводят не чаще чем одно в две-три недели, но вот игры-эксперименты на разные виды деятельности, проблемные ситуации, эвристические беседы могут быть также частью или отдельным этапом любого другого занятия с детьми. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатывается с учётом требований реализуемой в группе (или учреждении) программы воспитания и обучения детей.

В работе по данной теме для себя мы ставили следующие задачи:

  1. . Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства п различия вещей и явлений.
  2. Расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
  3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому.

Для того чтобы дети могли погрузить в мир исследований и экспериментов нами была организована специальная предметно-развивающая среда. В группе мы вместе с родителями оборудовали игровую мини-лабораторию. В которую вошли разные предметы для элементарных лабораторных исследований:

  • Приборы-помощники (песочные часы, весы, лупы, компас, магниты и детский микроскоп и др.).
  • Разнообразные сосуды из различных материалов.
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки и т.д.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки ткани, пробки и т.д.
  • Технические материалы: болты, винтики, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др.
  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
  • Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки и др.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.

Дети с большим удовольствием стали включаться в игры-исследования, эксперименты. Если в младшей группе это были игры так сказать сенсорной направленности (ощупывание, восприятие на форму, цвет, запах, сравнения сходных по внешнему виду предметов и т.д.). Например, игры с водой, песком, красками и штампами и многое др.

То в старшей группе основным содержанием исследований проводимыми детьми было уже уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений (о природных явлениях, об агрегатных состояниях воды, о материалах, о мире растений, о предметном мире, о геометрических эталонах и т. д.). Например, выращивание кристаллов, наблюдение за движением солнца, ветер «помощник» и т.д.

Известно, что поисково-исследовательская деятельность тесно связанна со всеми образовательными областями:

Речевое развитие (в процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, детей знакомят с этимологией слов, с омонимами, многозначностью слов, синонимами, антонимами, а также фразеологизмами. Ребёнок учится рассуждать и давать объяснения различным явлениям и т. д.)

Художественно-эстетическое развитие (благодаря наблюдениям и экспериментам ребёнок более тщательно рассматривает и изучает различные объекты. Накопленные знания он использует как для более конкретного изображения этого объекта, так и для зарисовки полученных результатов опыта- эксперимента.)

С формирование элементарных математических представлений (ребёнок определяет форму, размер, ведёт определённые подсчёты, учится соотносить и сравнивает различные объекты и т.д.)

С музыкальным и физическим воспитанием (дети создают различные музыкальные инструменты своими руками - маракасы, трещотки и т. п., массажные коврики, необычные шашки и многое др.)

Для повышения познавательной активности детей в группе должна быть создана насыщенная развивающая предметно-пространственная образовательная среда. Она становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Но ведь любая работа педагога не может быть эффективна, если в неё не включен такой важный компонент как семья ребёнка. Именно благодаря тесному сотрудничеству с родителями можно добиваться интересных и ярких результатов в работе по данной теме. Например, у нас при сотрудничестве с родителями появились в игровой мини-лаборатории: коллекция минералов, макеты в ветряной мельницы и солнечных часов, гербарии растений и деревьев, альбомы о животных и растениях с интересными фактами и фотографиями, составлена игра «Лента времени» (история жилища людей, транспорта, электричества, часов), собрана библиотека книг по изучаемым темам, небольшая ауди коллекция звуков природы, а также сделанные родителями необычные бизиборды.

Всё это способствовала расширению нашей экспериментально-исследовательской базы и подтолкнуло родителей группы к более активной совместной работе с детским садом, а также к развитию творческих и познавательных способностей своих детей.

А это прекрасно, так как в процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем и пробудить свои таланты в том или ином виде деятельности. А значить найти себя!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Маленькие исследователи"

Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...

Информация для родителей "Маленький исследователь"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу отк...

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....

Вырастить маленького исследователя

Чем можно увлечь ребенка...

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...