Дети и СМИ
консультация
Предварительный просмотр:
Дети и средства массовой информации
Информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей, начиная с первых лет их жизни. Во многих семьях, как только ребёнок научится сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки и присказки. Сидение перед экраном, кажущееся на первый взгляд безобидным, вполне устраивает всех, прежде всего родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристаёт, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, если взрослые не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причём не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке сказано уже много), но и для его психического развития.
Однако из самых серьёзных и тревожных последствий – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё чаще сталкиваются с этой проблемой: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Как показывают исследования, 25% детей 4 лет страдают нарушениями речевого развития. Заметим, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Значит, за такой небольшой отрезок времени число дошкольников с речевыми нарушениями возросло более чем в 6 раз (!).
При чём же здесь телевидение и компьютер? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят достаточно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная.
Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включён в диалог; причём участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
Давайте вспомним, как происходит общение с крохой, с грудничком. Он отвечает на обращённую к нему, хотя ещё и непонятную, речь взрослого всем своим существом: его тело точно и плавно, как в танце, откликается на слышимую речь. Речь взрослого настраивает малыша на партнёрские отношения и подключает к общению. Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ему. Та же речь, но воспроизведенная любым звуковоспроизводящим устройством, или бессвязные звуки никакого эффекта не вызывают.
В дальнейшем, в возрасте 1,5-2 лет, малыш, слышащий обращенные к нему высказывания взрослых, пытается ответить на них и сам воздействует на родителей с помощью слов. Чтобы ребёнок заговорил, речь должна быть включена в его практические действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его общение с взрослыми. Речевые звуки, не обращённые к ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких- либо образов.
Однако разговорная речь – лишь вершина айсберга. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего Я в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчёт в своих действиях, мы ведём внутренний диалог с собой. Именно он позволяет удерживать в сознании любое содержание и создаёт ту внутреннюю форму, которая делает человека психически устойчивым и независимым. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать в своём сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно заполнять извне. Явные признаки отсутствия внутренней речи наблюдаются у многих современных детей.
Им стало нелегко воспринимать информацию на слух – они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их – в результате не понимают текста в целом. Поэтому им неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.
Низкий уровень развития фантазии и творческой активности ещё один тревожный факт, который наблюдается в развитии детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как правило, однотипный характер. А ведь ребёнок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую деятельность, может самостоятельно организовать любую игру, успешнее решает нестандартные задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется уважением у сверстников.
Общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать и не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Нередко можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались, но в последнее время всё чаще дерутся и девочки. Подражая "героям" и "героиням" мультфильмов и компьютерных игр, дети вступают в жестокую схватку со сверстниками и, не зная чувства меры, бьют друг друга до синяков и царапают до кровоподтёков. Сопереживание, жалость, помощь слабому – эти качества встречаются всё реже…
Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютерные игры? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, неготовом адекватно воспринимать информацию с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной информации. Когда телевизор подменяет общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает деформирующее влияние на становление личности и психики ребёнка.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребёнка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.
Гармоничное и полноценное развитие возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....