Консультация для воспитателей: Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой"
консультация (старшая группа)

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Таким образом, главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Консультация для воспитателей:

«Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»

                                                               Подготовила:

                                                              Воспитатель

                                                                   Новикова С.М.

Саранск

2022

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Таким образом, главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению.

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

1.Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

2.Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

3.Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:

1.Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

2.Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

3.Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

4.Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

1.Формировать у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

2.Расширить знания детей об иллюстрациях, их значении в книге.

3.Формировать навык нравственной оценки произведения, развивать способности к сопереживанию героям.

4.Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы,стихотворения.

5.Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения.

В старшей группе список задач расширяется:

1.Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

2.Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

3.Воспитывать чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

4.Продолжать формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

5.Объяснять в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

К задачам подготовительной группы относятся:

1.Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

2.Совершенствовать умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

3.Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги , развивать умение ставить себя на место литературного персонажа.

4.Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

5.Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать иллюстрации и оформление книг.

6.Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению детей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать - какие приёмы и методы можно использовать, определить тип занятия.

Какие приёмы и методы можно использовать?

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание (пересказ) воспитателя. Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения и возраста слушателей).

В структуре типичного занятия можно выделить три части.

-В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

-Во второй части проводится беседа о прочитанном ,с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

-В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые различные приемы:

-Размещение в книжном уголке новой книги.

-Использование загадок, стихотворения, картинок.

-Появление игрового персонажа (в младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента - с появления игрового персонажа. Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).

-Послание от героя (Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель).

- Краткая вводная беседа об авторе, подготавливающая детей к восприятию произведения, названии, его жанре (рассказ, сказка, стихотворение).

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны:

-подбор синонимов во время чтения прозы (избушка лубяная – деревянная, горница – комната);

-объяснение незнакомого слова ещё до начала чтения, во время знакомства детей с картинкой (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

-вопрос к детям о значении слова и др.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

 Рассматривание иллюстраций, картинок, панно, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей.

Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части.

Повторное чтение. Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после беседы, которая проводится после первичного чтения. Большие произведения требуют какого-то времени для осмысления, далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей.

Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.
 Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.
Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонный или фанерный театр, фланелеграф и др.

Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Предлагать драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Для малышей устраивается так называемый спектакль игрушек. Спектакль игрушек—инсценировка сказки с помощью обычных кукол и игрушек.
Можно подготовить спектакль игрушек по сказкам «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Теремок», «Заюшкина избушка», по народным песенкам «Кошкин дом», «Сидит, сидит зайчик», «Кисонька-мурысонька».

Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (мультфильмы, кинофильмы).

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, инсценировка литературных произведений, работа над выразительностью передачи текста.

Использованная литература:

1.Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997.

2.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.

3.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой. – М.: 2005.

4.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации – М.: 2007.

5.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...

Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей с художественной литературой"

Материал для воспитателей детского сада по методике ознакомления детей с художественной литературой...

Консультация для воспитателей. Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой.

В консультации подробно рассказывается как методически правильно проводить занятие с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой....

Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Слайд 1Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»СЛАЙД 2vСопереживает героямСЛАЙД 3Ставит себя на место герояСЛАЙД 4vБорется с врагамиС...

Консультация для воспитателей на тему "Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой"

редварительный просмотр: Консультация для воспитателей на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой» Актуальная проблема современного общества — приобщение детей ...

Консультация для воспитателей Тема Ознакомление дошкольников с художественной литературой.

Консультация для воспитателей Тема: Ознакомление дошкольников с художественной литературой....