Инклюзивное воспитание детей в дошкольной организации
консультация
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос об инклюзивном воспитании является актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_vospitanie_detey_v_doshkolnoy_organizatsii.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Скрипченко Наталья Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад села Алаторка», высшая квалификационная категория
«Природа вложила в человека потребность
заботиться обо всех людях»
Марк Аврелий
Тема: «Инклюзивное воспитание детей в дошкольной организации»
Цель: привлечение внимания педагогов ДОУ к проблемам инклюзивного образования.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка уникален и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит? ….
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социализацию ребенка с ОВЗ.
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания. У здоровых детей инклюзия позволяет развивать терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. У детей с ОВЗ инклюзия способствует формированию положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение обеспечивает равный доступ к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в том или ином виде деятельности всеми детьми, независимо от актуального состояния развития.
Пункт 27 статьи 2 Федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
«Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает «включенность». Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают следующие виды инклюзии:
- «временная (точечная) инклюзия» - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке;
- «частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми;
- «полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Для осуществления инклюзивного обучения и воспитания в ДОУ организуются группы компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:
- компенсирующей направленности – для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ОВЗ,
- оздоровительной направленности – для детей с туберкулёзной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий;
- комбинированной направленности – для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанным с трудностями в обучении. Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок!
Наш детский сад посещают 6 детей, по результатам обследования ПМПК нуждающиеся в разработке индивидуального образовательного маршрута и его основного элемента – индивидуальной образовательной программы, а также в организации специальных образовательных условий получения образования и социализации.
Для обучения этих детей в ДОУ разработана Адаптированная основная образовательная программа, которая учитывает особенности детей с ТНР, с нарушениями ОДА, с ЗПР, с нарушениями аутистического спектра. Для каждого ребенка с ОВЗ разработаны адаптированные программы в соответствии с рекомендациями ПМПК, а именно адаптированные программы дошкольного образования детей с ЗПР, с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми нарушениями речи.
ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включает следующие базовые направления: смена ведущих мотивов деятельности, развитие эмоционально-делового и предметного общения, развитие и активизация общих движений, развитие предметных действий и предметной деятельности, развитие наглядно-действенного мышления, интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, овладение различными навыками в процессе подражания, становление представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми: беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры, индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка), совместная деятельность с другими детьми, проведение режимных моментов, формирование навыков самообслуживания, праздники, конкурсы.
Участниками инклюзивного образования являются родители. Основной задачей сопровождения родителей детей с нормальным развитием является развитие толерантности через: тематические родительские собрания и консультации, доступную информация о работе педагогов по инклюзии, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблем, информационная и психологическая поддержка, участие в благотворительных акциях.
Большинству родителей детей с ОВЗ характерны такие особенности как: «комплекс жертвы», «комплекс отверженности», низкая адаптивность. Поэтому им нужно уделять большее внимание, чем родителям здоровых детей.
Педагоги непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но в то же время в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ.
Наши педагоги осуществляют повышение профессиональной компетентности по программам инклюзивного обучения и воспитания детей дошкольного возраста, через обучение на вебинарах и семинарах, изучение методической литературы. Положительный настрой педагогов способствует успешному внедрению инклюзивного образования в образовательный процесс ДОУ.
Вывод: Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.
В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- «Социальная адаптация детей с ОВЗ», Е.А.Мохирева, Е.Л.Назарова
- «Педагогическое взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья», Н.Д.Аксёнова, И.Н.Татаринцева
- «Коррекционно-развивающие технологии в ДОО», Л.В.Годовникова, И.В.Возняк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
Инклюзивное воспитание детей с аутизмом в дошкольной общеобразовательной организации.
Инклюзивное воспитание детей с РАС в дошкольной общеобразовательной организации....
Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
1.1. Дошкольная образовательная организация как социальный институт Семья является первым социальным институтом в жизни ребенка. Свои превые знания дети получают от общения со своими близкими. Дошколь...
Организация патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации
В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о России, воспитания любви к своей Родине...