Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай». (старшая группа)
проект (старшая группа)
Актуальность проблемы | 1.Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС; |
Ожидаемые результаты | 1. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов 2. У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС 3. Воспитанники и их родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Паспорт Проекта
Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Барагханский детский сад «Хараасгай» |
Юридический адрес ДОУ | 671642, Республика Бурятия, Курумканский район, улус Барагхан, ул. Ленина, 35Е |
Телефон | 8(30149)92-2-52 |
Наименование Проекта | Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОк условиям реализации ООП ДОУ» (далее Проект) |
База эксперимента | Группа старшего дошкольного возраста детского сада |
Основание для разработки | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. - Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26 -Устав ДОУ - Годовой план работы ДОУ |
Разработчики | Будаева Бутыдма Базаровна – заведующая, Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна и Хабтагаева Алла Эркетовна- воспитатели |
Участники | Педагогический коллектив МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай», родители и воспитанники старшего дошкольного возраста |
Статус эксперимента | Проект утвержден на педагогическом совета МБДОУ (протокол № 3 от 22.01.2016г.) |
Цель | Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО. |
Срок реализации | Время реализации 1 год (2016-2017гг) |
Задачи проекта: | 1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в МБДОУ. 2. Провести проблемно-ориентированный анализ предметно-развивающей среды. 3. Разработать план по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС. 4. Создать комфортные условия пребывания детей в МБДОУ. 5. Приобщить воспитанников старшей группы и их родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды. |
Актуальность проблемы | 1.Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС; |
Ожидаемые результаты | 1. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов 2. У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС 3. Воспитанники и их родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. |
Этапы и мероприятия реализации проекта
Периоды | Мероприятия |
Подготовительный этап | |
Январь 2016 | 1.Разработка плана проекта, составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц. 2.Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов: - «Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению» - «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении» 3.Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. 4.Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе. 5.Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. 6.Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. 7.Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. 8.Анализ материальной базы для усовершенствования развивающей среды. 9.Родительское собрание старшей группы: ознакомление родителей с целями и задачами проекта, вовлечение их в работу проекта. |
Реализационный этап | |
январь 2016г.-март –апрель 2017 г. | 1.Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. 2.Зонирование групповой старшей группы согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной средыв соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам. 3.Декоративное оформление: информационные, познавательно-развивающие стенды и др. |
Заключительный этап | |
февраль 2016–декабрь 2017г. | 1.Реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды в старшей группе. 2.Дессименация опыта построения развивающей предметно-пространственной среды старшейгруппы: презентация на образовательных сайтах,в средствах массовой информации. 3.Участие в районном смотре -конкурсе на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды, в заочных смотрах- конкурсах на республиканском, всероссийском уровнях. |
Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды старшей группы МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай» | ||||
Компонент | Процесс | Участник | ||
Раздевалка Оформление и интерьер раздевалки меняются в соответствии с временем года, темой недели, календарными событиями. | ||||
«Здравствуйте, (макет яблони с «яблоками», на яблоках с одной стороны имя детей, с обратной стороны их фотографии) | Приходя в детский сад ребенок разворачивает «яблоко» фотографией вверх, уходя домой «закрывает» его. Совершая эти действия со своей фотографией, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых | Ребенок- личность, | ||
«Мое настроение» (стенд с фотографиями детей, под каждой фотографией кармашек для смайликов) | Утром ребенок определяет свое настроение. Затем выбирает подходящий смайлик и размещает его под своей фотографией.Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. | Ребенок и воспитатель - аналитики; Родитель - информируемый | ||
«Цветок успеха» (Модель цветка с фотографиями детей, в центре кармашек для портрета лидера недели) | Дети совместно с воспитателем подводят итоги дня. По итогам вручаются звездочки. Ребенок заслуживший наибольшее количество звездочек за неделю становится «Лидером недели». Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения в течение недели, выявление лидера недели. Воспитатель побуждает пассивных детей к участию в деятельности группы. Дети учатся анализу и самоанализу. Родители непосредственно вовлекаются в деятельность группы. | Ребенок-герой дня; Воспитатель, родители - аналитик | ||
Портфолио ребенка | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни | Ребенок - активный участник; Воспитатель- издатель; родитель-помощник | ||
«Новости дня» | Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение | Ребенок - соавтор; Воспитатель-автор; Родитель - информируемый | ||
«Территория творчества» | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов). | Ребенок-творец; Воспитатель-координатор; Родитель- соучастник | ||
Игровая комната | ||||
Творческие | Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов | Ребенок- создатель; Воспитатель- организатор | ||
«Деловые хлопоты» или «Мы помощники» (Коробочка с бейджиками со схематичными изображениями видов деятельности для использования в сюжетно- ролевых играх, уголок дежурства) | Дети учатся самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры, самостоятельно распределять обязанности дежурных, регулировать очередность дежурства согласно списку, используя символы, картинки. | Ребенок-активный участник | ||
Макеты | Создание ребенком предметных образцов пространства | Ребенок дизайнер; Воспитатель-консультант | ||
Коллекции | Персональные тематические выставки, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта | Ребенок- создатель; | ||
"Мое творчество" | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов) | Ребенок-творец Воспитатель-координатор Родитель-соучастник | ||
«Стены творчества» | Самостоятельная изобразительная деятельность детей. | Ребенок-творец; Воспитатель-помощник; Родитель-соучастник | ||
«Наша жизнь день за днем» | Обозначение наиболее значимых событий в течение текущего месяца (праздники, экскурсии, дни рождения детей и т.д) | Ребенок -соучастник Воспитатель-координатор Родитель -информируемый |
Содержание
Спортивный центр
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Тип | Наименование |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансир-волчок, коврик массажный со следочками, шнур короткий тренажер для бега, (плетеный) |
Для прыжков | Обруч малый, скакалка короткая, батут |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с грузами, различные мячи, обручи, серсо |
Для ползания и лазанья | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) |
Для общеразвивающих упражнений | Ленты, мячи, палки гимнастические |
Центр ролевых и режиссерских игр.
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.
Тип | Наименование |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы (средние), мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие), наборы кукол: семья, наручные куклы би-ба-бо, наборы персонажей для плоскостного театра, наборы мелких фигурок (5-7 см), наборы масок (сказочные, фантастические персонажи) |
Игрушки-предметы оперирования | Наборы посуды: чайной, кухонной (средний и мелкий), наборы мебели для средних и мелких кукол, набор медицинских принадлежностей, весы, касса и т.д. |
Маркеры игрового пространства | Универсальная складная ширма/рама, стойка с рулем/штурвалом (съемным), трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр), кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), макет: замок/крепость, тематические строительные наборы (для мелких персонажей). |
Полифункциональные материалы | Объемные модули «Трансформер-8», «Трансформер-7», крупные, разных форм, крупный строительный набор, ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани, ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры. |
Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества; развитие умения перевоплощаться с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности.
Тип | Наименование | |
Технические средства | Магнитофон, музыкальный центр, комплект кассет детских песен | |
Детские музыкальные инструменты | Металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, маракасы, трещотка, деревянные ложки, | |
Предметы-заместители | Шуршалки, микрофоны, видеокамера | |
Костюмы | Шапочки для игр, костюмы персонажей, ткани разной фактуры |
Центр конструирования.
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежи; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Тип | Наименование |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы |
Полифункциональные модули | Комплект больших мягких модулей (15-22 элемента) |
Игрушки для оперирования | Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам |
Детали конструктора | Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) |
Плоскостные конструкторы | Настольные наборы на каждого ребенка |
Центр экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умения комплексно обследовать предмет.
Тип | Наименование |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей), геометрическая мозаика, танграм, набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина), набор: головоломки, игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий), весы, термометры спиртовые, различные часы и т.д. |
Образно-символический материал | наборы лото «Числа», кассы, наборы: доска магнитная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы и тд. |
Нормативно-знаковый материал | Разрезные азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами, наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т.д. |
Центр продуктивной деятельности.
Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.
Тип | Наименование |
Для рисования | Наборы цветных карандашей (24 цвета), графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л), подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения |
Для лепки | Глина, пластилин, стеки разной формы, доски, 20*20 см, салфетка |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами, файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...
Проект "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "
Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группев соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа
Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...
Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе с ориентировкой на старшую группу в соответствии с ФГОС ДО
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне п...
Проект создания развивающей предметно пространственной среды сюжетно – ролевой игры в старшей группе
Проект создания развивающей предметно пространственной среды сюжетно – ролевой игры в старшей группе...