«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ»
материал

Патина Татьяна Владимировна

Особые образовательные потребности для детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности организации работы с детьми с ОВЗ»

                                                          Патина Т.В.

                музыкальный руководитель

МАДОУ №77 г. Нижнекамска

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1)дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-хнарушений).

В нашем образовательном учреждении выявлен ребенок с нарушением зрения ***** Маргарита, воспитанница *** группы, 5 лет

Процесс выявления был организован   следующим образом:

1. Ребенок   получил медицинское заключение с рекомендациями по организации образовательного процесса в мед. учреждении

2. ПМПК провело комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и  по результатам обследования дало рекомендации по созданию   специальных условий и адаптированной образовательной программе.

3.Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк довелись до сведения родителей  в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации должны реализоваться  только с их согласия. Родители пожелали работать с ребенком по общеобразовательной программе.

4. Педагогические работники совместно  обсудили и решили  составить  индивидуальный маршрут, не забывая об основном механизме реализации коррекционной работы: оптимально выстроить взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение.

6. Было принято получать постоянную методическую поддержку коррекционных учреждений.

7. Создать  инклюзивное образовательное пространство для детей с нарушениями зрения

Рассмотрим  особенности развития категории  «нарушение зрения»

Нарушение зрения можно разделить на 2 группы по типу нарушения:

I группа - оптические (периферические) – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, помутнение оптических сред (хрусталика(катаракта) и стекловидного ела);

II группа - сенсорные (центральные) – нарушение механизмов световосприятия - заболевания сетчатки, зрительного нерва, проводящих зрительных путей и центров головного мозга.

По медицинским заключениям у воспитанника врожденная глаукома и ретинопатия не доношенных. Это и периферическое и центральное нарушение.

По степени нарушения ребенок с пониженным зрением, а это значит, что  с применением очковой коррекции способен обучаться в условиях общего образования при соблюдении режима.

Особые образовательные потребности (ООП) - это необходимость организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей человека с отклонениями в развитии

Особые образовательные потребности «нарушение зрения»

К особым образовательным потребностям слабовидящих детей относятся:

-        целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

-        руководство зрительным восприятием;

-        расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

-        развитие познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

-        систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

-        обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

-        строгий учет слабовидящего обучающегося: знание преподавателем-специалистом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

-        использование индивидуальных пособий с использованием крупного шрифта, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

-        учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

-        увеличение времени на выполнение различных работ;

-        постановка и реализация на занятиях и мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

-        активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

-        целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

-        создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

-        повышение коммуникативной активности и компетентности;

-        поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

-        совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

Дополнительные рекомендации

-        Через каждые 10-15 минут слабовидящий ребенок должен 1-2 минуты передохнуть, делая специальные упражнения.

-        Освещение рабочего места должно быть не менее 75-100 кд/кв.м.

-        Устраните все препятствия на пути к рабочему месту воспитанника.

-         Наглядные пособия целесообразно увеличить.

-        Стремиться расположить материал таким образом, чтобы он у слабовидящего ребенка не сливался. Узнать, какой цвет ребенок видит лучше всего.

-        Давать возможность ребенку подойти ближе к наглядному пособию, чтобы лучше увидеть.

-        Озвучивать то, что показываете.

-        Стремиться все, что показываете на доске, дублировать раздаточным материалом.

-        Обращать внимание на качество раздаточного материала: должна быть матовая, а не глянцевая бумага, рисунок  крупным и контрастным.

-        Ребенку с нарушением зрения необходимо больше времени на выполнения заданий. Убеждаться, что он все понял.

-        По таким разделам как слушание музыки, игра на музыкальных инструментах желательно использовать учебные материалы, которыми преподаватель может пользоваться для индивидуальных занятий со слабовидящими воспитанником.

-        Чаще проверять понимание слабовидящим ребенком материала, который дается на занятии.

-        Следить за осанкой ребенка, одновременно, не ограничивайте его, когда он очень близко подносит материал  к глазам.

-        Ребенок может плохо видеть выражение вашего лица и не понимать, что обращаетесь к нему. Лучше подойти к нему, и дотрагиваясь до него, обратиться по имени.

-        Не делать лишних движений и не заслоняйте источник света, не использовать невербальные методы общения (кивание головой, движения рук и др.).

Общие образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

-        получение специальной помощи средствами образования;

-        психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и согруппниками;

-        психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и детского сада;

-        необходимость использования специальных средств обучения, обеспечивающих реализацию «особенных» путей обучения;

-        индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

-        следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

-        определение границ образовательного пространства (необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом).

        Специфические требования образовательных потребностей детей с ОВЗ

Такие особые образовательные потребности обуславливают необходимость предъявления специфических требований к:

-        организации процесса обучения;

-        организации пространства;

-        организации временного режима обучения;

-        организации рабочего места обучающегося;

-        техническим средствам обучения;

-  учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.

Требования к организации процесса обучения:

-        необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;

-        обеспечение доступности учебной информации для восприятия;

-        соблюдение регламента учебной нагрузки;

-        учет рекомендаций по соблюдению режима;

-        рациональное чередование видов нагрузки;

-        использование приемов, направленных на снятие напряжения;

-        использование индивидуальной наглядности;

-        соблюдение режима физических нагрузок (с учетом врачебных противопоказаний (оповещение преподавателя должно происходить через родителя или сопровождающее лицо)).

Требования к организации пространства:

Организация пространства должна обеспечивать:

-безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:

        безопасное предметное наполнение кабинета (свободные проходы,     отсутствие выступающих углов и т. п.);  

        оборудование специальными приспособлениями помещений (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки  лестничных пролетов и т.п.);

        обеспечение свободного доступа естественного света в кабинеты, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;

        оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние  нарушенных функций.

-доступность образовательной среды, что предполагает:

         дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым     образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;

             использование технических средств комфортного доступа к образованию; обеспечение доступности наглядной информации для непосредственного  и беспрепятственного восприятия обучающимися с ОВЗ.

Организация особой временной образовательной среды:

Временной режим обучения обучающихся с ОВЗ (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным планом .

Сроки освоения программ  - стандартные.

Требования к техническим средствам обучения.

Наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальной ступени образования, в обучении могут использоваться специальные индивидуальные средства обучения и коррекции, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.

Требования к учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям.

В процессе обучения  необходимо использовать:

1) специальные или индивидуальные учебные материалы;

2) учебные принадлежности – возможно, особенные, в соответствии с рекомендациями врача (оповещение – через родителя или сопровождающее лицо);

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной по отношению к обучающимся и их преподавателям, обеспечивающей:

-        высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;

-        духовно-нравственное развитие слабовидящих; охрану и укрепление их социального здоровья;

-        коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения вторичных отклонений развития у обучающихся с ОВЗ.

Преподаватель должен пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инклюзивного образования, изучить особенности категории  нарушения и особые образовательные потребности ребенка, использовать индивидуальный специализированный подход к ребенку, разрабатывая индивидуальные задания, наладить тесный контакт с родителями или сопровождающими лицами обучающегося.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...

Обмен опытом «Особенности организации работы с детьми по формированию потребности к здоровому образу жизни»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. ...

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....