«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ»
материал
Особые образовательные потребности для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ» | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ»
Патина Т.В.
музыкальный руководитель
МАДОУ №77 г. Нижнекамска
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1)дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-хнарушений).
В нашем образовательном учреждении выявлен ребенок с нарушением зрения ***** Маргарита, воспитанница *** группы, 5 лет
Процесс выявления был организован следующим образом:
1. Ребенок получил медицинское заключение с рекомендациями по организации образовательного процесса в мед. учреждении
2. ПМПК провело комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и по результатам обследования дало рекомендации по созданию специальных условий и адаптированной образовательной программе.
3.Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк довелись до сведения родителей в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации должны реализоваться только с их согласия. Родители пожелали работать с ребенком по общеобразовательной программе.
4. Педагогические работники совместно обсудили и решили составить индивидуальный маршрут, не забывая об основном механизме реализации коррекционной работы: оптимально выстроить взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение.
6. Было принято получать постоянную методическую поддержку коррекционных учреждений.
7. Создать инклюзивное образовательное пространство для детей с нарушениями зрения
Рассмотрим особенности развития категории «нарушение зрения»
Нарушение зрения можно разделить на 2 группы по типу нарушения:
I группа - оптические (периферические) – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, помутнение оптических сред (хрусталика(катаракта) и стекловидного ела);
II группа - сенсорные (центральные) – нарушение механизмов световосприятия - заболевания сетчатки, зрительного нерва, проводящих зрительных путей и центров головного мозга.
По медицинским заключениям у воспитанника врожденная глаукома и ретинопатия не доношенных. Это и периферическое и центральное нарушение.
По степени нарушения ребенок с пониженным зрением, а это значит, что с применением очковой коррекции способен обучаться в условиях общего образования при соблюдении режима.
Особые образовательные потребности (ООП) - это необходимость организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей человека с отклонениями в развитии
Особые образовательные потребности «нарушение зрения»
К особым образовательным потребностям слабовидящих детей относятся:
- целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
- руководство зрительным восприятием;
- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
- развитие познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
- обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
- строгий учет слабовидящего обучающегося: знание преподавателем-специалистом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
- использование индивидуальных пособий с использованием крупного шрифта, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
- учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
- увеличение времени на выполнение различных работ;
- постановка и реализация на занятиях и мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
- целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
- создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
- повышение коммуникативной активности и компетентности;
- поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;
- совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
Дополнительные рекомендации
- Через каждые 10-15 минут слабовидящий ребенок должен 1-2 минуты передохнуть, делая специальные упражнения.
- Освещение рабочего места должно быть не менее 75-100 кд/кв.м.
- Устраните все препятствия на пути к рабочему месту воспитанника.
- Наглядные пособия целесообразно увеличить.
- Стремиться расположить материал таким образом, чтобы он у слабовидящего ребенка не сливался. Узнать, какой цвет ребенок видит лучше всего.
- Давать возможность ребенку подойти ближе к наглядному пособию, чтобы лучше увидеть.
- Озвучивать то, что показываете.
- Стремиться все, что показываете на доске, дублировать раздаточным материалом.
- Обращать внимание на качество раздаточного материала: должна быть матовая, а не глянцевая бумага, рисунок крупным и контрастным.
- Ребенку с нарушением зрения необходимо больше времени на выполнения заданий. Убеждаться, что он все понял.
- По таким разделам как слушание музыки, игра на музыкальных инструментах желательно использовать учебные материалы, которыми преподаватель может пользоваться для индивидуальных занятий со слабовидящими воспитанником.
- Чаще проверять понимание слабовидящим ребенком материала, который дается на занятии.
- Следить за осанкой ребенка, одновременно, не ограничивайте его, когда он очень близко подносит материал к глазам.
- Ребенок может плохо видеть выражение вашего лица и не понимать, что обращаетесь к нему. Лучше подойти к нему, и дотрагиваясь до него, обратиться по имени.
- Не делать лишних движений и не заслоняйте источник света, не использовать невербальные методы общения (кивание головой, движения рук и др.).
Общие образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:
- получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и согруппниками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и детского сада;
- необходимость использования специальных средств обучения, обеспечивающих реализацию «особенных» путей обучения;
- индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- определение границ образовательного пространства (необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом).
Специфические требования образовательных потребностей детей с ОВЗ
Такие особые образовательные потребности обуславливают необходимость предъявления специфических требований к:
- организации процесса обучения;
- организации пространства;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места обучающегося;
- техническим средствам обучения;
- учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.
Требования к организации процесса обучения:
- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- обеспечение доступности учебной информации для восприятия;
- соблюдение регламента учебной нагрузки;
- учет рекомендаций по соблюдению режима;
- рациональное чередование видов нагрузки;
- использование приемов, направленных на снятие напряжения;
- использование индивидуальной наглядности;
- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом врачебных противопоказаний (оповещение преподавателя должно происходить через родителя или сопровождающее лицо)).
Требования к организации пространства:
Организация пространства должна обеспечивать:
-безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:
безопасное предметное наполнение кабинета (свободные проходы, отсутствие выступающих углов и т. п.);
оборудование специальными приспособлениями помещений (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);
обеспечение свободного доступа естественного света в кабинеты, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;
оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние нарушенных функций.
-доступность образовательной среды, что предполагает:
дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;
использование технических средств комфортного доступа к образованию; обеспечение доступности наглядной информации для непосредственного и беспрепятственного восприятия обучающимися с ОВЗ.
Организация особой временной образовательной среды:
Временной режим обучения обучающихся с ОВЗ (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным планом .
Сроки освоения программ - стандартные.
Требования к техническим средствам обучения.
Наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальной ступени образования, в обучении могут использоваться специальные индивидуальные средства обучения и коррекции, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.
Требования к учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям.
В процессе обучения необходимо использовать:
1) специальные или индивидуальные учебные материалы;
2) учебные принадлежности – возможно, особенные, в соответствии с рекомендациями врача (оповещение – через родителя или сопровождающее лицо);
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной по отношению к обучающимся и их преподавателям, обеспечивающей:
- высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;
- духовно-нравственное развитие слабовидящих; охрану и укрепление их социального здоровья;
- коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения вторичных отклонений развития у обучающихся с ОВЗ.
Преподаватель должен пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инклюзивного образования, изучить особенности категории нарушения и особые образовательные потребности ребенка, использовать индивидуальный специализированный подход к ребенку, разрабатывая индивидуальные задания, наладить тесный контакт с родителями или сопровождающими лицами обучающегося.
[Введите текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста»
В СТАТЬЕ ОПИСАНА СПЕЦИФИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ....
Обмен опытом «Особенности организации работы с детьми по формированию потребности к здоровому образу жизни»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. ...
Особенности организации работы с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности
Практическая работа с детьми с ТНР....
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...
Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»
laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....