Особенности организации работы с детьми на занятиях математики.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы с детьми на занятиях математики.
В детском саду работу по формированию элементарных математических представлений начинают со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления качественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах десяти, измерять длину, ширину, высоту предметов, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и времени. В более старших группах начинается формирования понятия о натуральном числе, о простейших геометрических фигурах, о многообразии форм предметов, о пространственных отношениях и временных отрезков. Воспитатель заботится о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой и, что самое важное, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, умении делать простейшие обобщения, и доказывать правильность тех или иных суждений. Материал программы формирования элементарных математических представлений разделен по годам обучения. Это позволяет правильно оценить уровень математического развития у детей. Программа каждой возрастной группы должна быть выполнена к концу учебного года в полном ее объеме. Основной уклон на развитие математических представлений делают в подготовительной группе. Если в старшей группе занятие по математике один раз в неделю, то в подготовительной к школе группе проводится два занятия в неделю по развитию математических представлений, в течение года-72 занятия. Продолжительность первого занятия-30-35 минут, второго 20-25. Количество занятий, которое отводится на изучение новой темы, определяется ее содержанием и степенью трудности для детей. На каждом занятии идет изучение нового материала и повторение пройденного.
Знакомя детей с новым материалом, воспитатель опирается на ранее усвоенное. К подготовительной к школе группе у детей накоплен достаточно большой запас математических знаний и способов действий, поэтому в ходе рассмотрения нового объяснять и показывать надо только то, что они не могут сделать самостоятельно. Изучение нового материала обычно строится так: демонстрируются наглядные пособия и способы действия, затем закрепляются новые знания, некоторые дети воспроизводят действия под контролем воспитателя и всех детей группы и, наконец, организуется самостоятельная работа детей с наглядным материалом, завершающаяся проверкой выполнения заданий, выводами. Воспитатель помогает детям осмыслить материал на основе сравнения, выделения существенных и второстепенных признаков, побуждает искать разные способы решения, поощряет инициативу, самостоятельность детей, подводит их к общению.
В подготовительной к школе группе продолжают широко использовать наглядность для формирования конкретных представлений и подведения детей к обобщениям, но характер использования наглядности меняется. Изменяется характер самих пособий. С одной стороны, в ходе изучения той или иной темы конкретные предметы заменяются их изображениями, условными обозначениями, схемами, таблицами. С другой, детям предъявляются предметы, отличающиеся все большим количеством признаков: цветом, размером, формой, разным расположением. На определенном этапе обучения счету детям, например, предлагается установить равенство и неравенство совокупностей. Составленных из предметов разных цветов, разных размеров, занимающих большую и меньшую площадь. В первом случае дети переходят от более конкретных к менее конкретным видам наглядности, многие конкретные представления заменяются одним более общим, во втором детям приходится отвлекаться от большого количества второстепенных признаков, как бы маскирующих существенные признаки. Дети учатся выделять общее в многообразном конкретном. Изменение характера наглядности способствует развитию наглядности мышления. Меняется и характер использования наглядных пособий. Опираясь на ранее сложившиеся представления, воспитатель от полной предметной наглядности переходит к частичной, показывает лишь новые способы действий. Наглядность все больше начинает служить средством контроля.
Выполнение многих заданий: зрительных диктантов, решения задач геометрического содержания - основывается полностью на действиях, контролируемых наличием образца. Воспитатель побуждает детей привлекать наглядность для доказательства отдельных положений, самостоятельно применять те или иные способы наглядного доказательства, например, составления совокупностей 1:1, приемы наложения, приложения, измерения и др. для подтверждения характера отношений между величинами, числами.
Большое значение в работе с шестилетками приобретает развитие у них умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Практическим пробам предпосылаются действия в уме, мысленное обдумывание хода решения. Ценным приемам активизации мышления детей является побуждение их задавать вопросы друг другу («подумайте, о чем еще можно спросить). Полезно перестраивать вопросы об одном и том же, например: «Какое число получается, если к семи прибавить один? Какое число больше семи на один? Из какого числа надо вычесть один, чтобы получилось семь?» Дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, они каждый раз рассказывают, что делали, как делали, какой результат получился. Постоянный контроль за ходом усвоения знаний; умений; навыков позволяет педагогу судить о том, как дети поняли, усвоили материал.
Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических представлений детей. Важно правильно использовать все эти методы на занятиях, уметь построить занятие так, чтобы не было переутомления, чтобы ребенок не получил информации больше, чем может воспринять за определенное количество времени. В конце занятия необходимо периодически побуждать детей давать отчет о том, что узнали, чему научились, что удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми на занятиях, должны использоваться в повседневной жизни. Весь год дети усваивают материал, но в конце учебного года, лучше всего в апреле, проводят проверку усвоенного материала. Она проходит в форме индивидуального опроса детей, а его результаты фиксируют в тетради. Каждому ребенку предлагают 5-6 заданий из разных разделов математики. Выяснив, как они усвоили ту или иную тему (темы приведены во 2 разделе), отбирают материал для повторения на занятиях в мае.
В летнее время, когда до школы остается три месяца, занятия не проводятся. Но знания, полученные детьми в течение учебного года, закрепляются в повседневной жизни. В процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям. Это явится залогом успешного обучения математики в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...
Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах ДОУ
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умение сопоставлять программные требования...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»
Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»...
Особенности организации работы ППк в дошкольных образовательных организациях
Практическая деятельность учителя-логопеда...
Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы.
Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы....