Основные направления исследования развития вокально-интонационных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
статья

Микулович Алла Николаевна

в статье описывается обзор исследований научных работ в обасти развития вокально интонационных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления исследования развития вокально-интонационных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

   В статье описывается и дается обобщенная характеристика научных работ авторов, исследовавших проблему развития вокально-интонационных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Показана актуальность данной проблемы. На основе изучения научной базы установлено, что данная проблема изучена достаточно широко, но требует еще дальнейших исследований. Значительное внимание необходимо уделить проведению полноценных занятий для работы над развитием вокальных навыков с детьми младшего дошкольного возраста, способствующих успешной постановкой голоса и развития интонации в соответствии с возрастными особенностями детей.

   Ключевые слова: развитие вокально-интонационных навыков, база психологических и педагогических навыков, индивидуально-психологические свойства, возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

   Важность певческой культуры, как составной части общей музыкальной культуры раскрыты в трудах Ю.Б. Алиев, И.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, А.И. Катинене, М.А. Овчинникова, Н.Д. Орлова и др.

   По утверждению многих ученых-психологов, педагогов-музыковедов, врачей-фониаторов (Е.И. Алмазов, И.Я. Деражне, В.И. Петров, И.П. Чукичев и др.) певческой деятельности следует отвести решающую роль в развитии сложного и многогранного понятия «музыкальные способности».

   Вопросы взаимосвязи музыкального слуха и голоса рассмотрены О.А. Апраскиной, Н.Н. Добровольской, Д.Б. Кабалевским, Е.Д. Критской, И.И. Левидовым, Д.Е. Огородновым, С.Е. Оськиной, О.П. Радыновой, Г.П. Стуловой и др.

   Особую роль отводили певческой деятельности, связывая её с вопросами общего физического, умственного и психического развития детей, В.П. Анисимов, А.С. Варламов, В.Д. Остроменский, Н.В. Суслова, Л.B. Школяр и др.

   Серьезного пересмотра содержания методики детских голосов требовали научные изыскания профессора В.П. Морозова, Е.М. Малининой и др. Важность создания особой творческой развивающей среды развития музыкальных способностей детей отмечалась ГТ. Блонским, Л.C. Выготским, М. Монтессори, C.JI. Рубинштейном и др.

   Изучая возрастные особенности детей, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, A. Пономарев выделяют что в младшем дошкольном возрасте в системе личности ребенка, восприятие имеет доминирующую роль. Именно в этом возрасте формируются задатки такие как, музыкальный слух и музыкальная память, детский голос имеет небольшой диапазон. К младшему школьному возрасту расширяется его диапазон, совершенствуются его подвижность, интонационная гибкость, тембровая красочность. Процесс самовыражения через вокальную интонацию связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровьесберегающий фактор.

   Б.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.П. Павлов, И.Р. Тарханов и др. доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека (изменяют кровяное давление, частоту пульса, расслабление и напряжение мышц). Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс певческой деятельности стимулирует жизненные силы организма. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат.

   Общие основы вокального творчества в младшем возрасте раскрыты в разработках Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и других.

    Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада.

    По результатам изучения литературных источников выявлено, что младший дошкольный возраст самый благоприятный период для восприятия музыки, для выявления окраски звуков, для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Изучение вокальных упражнений  оказывает положительное воздействие на формировании речи ребенка, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.  В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

   Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Исходные позиции его методики Д. Е. Огороднова предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.

   Специальное изучение научной литературы позволяет сделать выводы о том, что тема развития вокально-интонационных навыков детей младшего возраста изучена достаточно широко, но требует еще дальнейших исследований. Значительное внимание необходимо уделить младшему дошкольному возрасту, организационно-воспитательной работе. На занятиях музыки более углубленно изучать упражнения для развития интонации, применять в работе профессиональные методики, направленные на развитие вокально-интонационных навыков, которые мы и пытаемся реализовать в практической музыкально-педагогической деятельности в ДОУ.

Список литературы:

1. Абдулов, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе образования / Э.Б. Абдулов. -М., 1990. 186 с.

2. Аверьянов, А.П. Системное познание мира: методические проблемы / А.П.Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

3. Адищев, В.И. Музыка язык чувств / В.И. Адищев // Начальная школа. - 2004. — № 1.-С. 96-99.

4. Алексеев, А.Я. Методика обучения игре на фортепиано / А.Я. Алексеев. -М.: Музгиз, 1961. 153 с.

5. Алексеев, В.Л. Обучение детей выразительному пению / В.Л. Алексеев //Дошкольное воспитание. 1980. -№ 1. - С. Ю-13.

6. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. Воронеж: МОДЭК, 1998. - 352 с.

7. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. М: ВЛАДОС, 2003. - 335 с.

8. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи (по данным фонетической лаборатории Института художественного воспитания АПН). В кн.: Развитие детского голоса/Е.И. Алмазов.-М., 1963- С. 18-27.

9. Алмазов, Е.И. О некоторых причинах плохого интонирования / Е.И.Алмазов, Т.М. Орлова Е.И. Алмазов // Известия. Вып. 100. 1958. -С. 254.

10. Алпатов, М.В. Проблема синтеза в художественном наследстве / Вопросы синтеза искусств: Материалы 1-го творческого совещания архитекторов, скульпторов, живописцев / Под ред. М. Житомирского. М.: Изогиз, 1936. - С.22-34.12

11. Главная страница «Первого сентября» • Главная страница журнала «Дошкольное образование» • Содержание №8/2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. »

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в частности детям с нарушением зрения, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 2007 по 2...

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Проектная деятельность " Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Материал по развитию культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы...

опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...