КРИОТЕРАПИЯ - НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
материал (младшая, средняя группа)
Выступление с докладом на педагогическом совете дома ребенка.
Цель: познакомить коллег с нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и мотивировать их на внедрение элементов криотерапии в образовательном процессе учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_-_kopiya.pptx | 2.74 МБ |
krioterapiya.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы развития детей с ОВЗ в условиях дома ребенка. патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему , снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает, снижение общения со сверстниками, неумение действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.
Тест Кольцовой М.М. Для детей раннего возраста Для детей старше трехлетнего возраста Кольцо Гусь Коза Ножницы
Рефлекторная карта рук
Криотерапия в медицине
Регуляция теплоотдачи Под влиянием температуры окружающей среды изменяется просвет поверхностных сосудов кожи. При действии высокой температуры сосуды расширяются, при действии низкой – сужаются.
Криотерапия в педагогике
Показания к применению криотерапии тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия ), задержка речевого развития на фоне стрессовых ситуаций , синдром гиперактивности , с лёгкой формой гиперактивности , раздражительность, неврозоподобные состояния, дефицит внимания, ДЦП , болезнь Дауна, РАС.
Требования к применению элементов криотерапии в коррекционной работе дома ребенка: систематичность ; соответствие возрастным требованиям; индивидуальный подход (соответствие уровню общемоторного , психического развития ребенка); не пренебрегать желаниями ребенка (работа должна доставлять малышу радость).
Цели использования элементов криотерапии: стимуляция моторики рук (дети лучше усваивают и самостоятель -но выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации); улучшение речевой функции (дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию); социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна); стабилизация эмоционального фона; расширение сенсорных представлений; развитие внимания и памяти, которые тесно связаны с речевым развитием; общее оздоровление организма (закаливание); стимулирование познавательной активности, формирование положительного эмоционального настроя на занятия.
Условия для проведения криотерапии. Оборудование: лотки или специальные силиконовые ёмкости для заморозки льда, просто подставки от шоколадных конфет, формочки для песка, всевозможные крышки, ледяные кубики и пластинки, игрушки из киндер-сюрпризов, подносы, тазики. Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Чтобы сухой лед из морозильника не прилип и не поранил нежную кожу малыша, его нужно смочить водой, или оставить при комнатной температуре, чтобы немного подтаял! Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить « секретик » в замороженный кусочек льда.
Три этапа криотерапии в педагогике Криоконтраст Кинезиологические упражнения (пальчиковая гимнастика и растяжки) Тактильные игры
Схема проведения криотерапии Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. Каждый раз увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах. Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.
Игровые методы и приёмы криотерапии: игры со льдом: «Разложи по цвету», «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу», «Достань игрушку», «Бассейн», «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др .; массаж рук кубиками льда ; рисование цветными льдинками.
Противопоказания! эписиндром ; миопатия (наследственное заболевание); Осторожно применять криотерапию с: длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми; повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий
Слайд 2
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна в условиях дома ребенка. Основная часть наших воспитанников растут ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Многие малыши не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.
Слайд 3
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи.
Слайд 4
По данным М. М. Кольцовой, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Слайд 5
Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. (см. нижний рисунок: красным цветом обозначена речевая зона, зеленым – двигательная. На верхнем рисунке видна непосредственная близость речевой зоны и центра движения пальцев рук).Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Слайд 6
Тест Кольцовой М.М.
Известный физиолог М.М. Кольцова разработала для детей первых лет жизни интересный тест, который показывает прямую связь уровня речи ребёнка и движений пальцев его рук.
Малыша от года до трех лет просят: "Сделай вот так" - и показывают один пальчик, потом два пальчика, три. Если же ребёнку больше 3 лет, ему предлагают по образцу взрослого соединить большой и указательный пальцы в кольцо, изобразить гуся (сложить все пальцы в щепоть, которая напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжать в кулак, вперёд выставить указательный и мизинец) или ножницы (указательным и средним пальцами выполнять "стригущие" движения).
А дальше, ещё не услышав ни одного слова ребёнка, можно сделать предположение об уровне его речевого развития. Говорящие дети - это те, которым удаётся все и почти все задания теста, а изолированные движения пальцев не вызывают затруднений.
Если же детские пальчики напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, "ватные", то это - не говорящие или плохо говорящие дети.
В коррекционной работе дома ребенка возникает необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов (пальчиковые и кинезиологические упражнения).
Сегодня представляю вашему вниманию еще одну нетрадиционную здоровьесберегающую технологию – криотерапию.
Но прежде, чем перейти к знакомству с данной методикой, вспомним некоторые физиологические, медицинские сведения.
Слайд 7
На слайде представлена рефлекторная карта кистей рук.
Обратите внимание, за что отвечают кончики наших пальцев – головной мозг! Врачи советуют в детстве гладить ребенка по голове, что способствует развитию головного мозга. Но только пальцы помогают активизировать чувственное восприятие, развивают творчество и фантазию. Они связаны с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка
Слайд 8
Криотерапия пришла в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
Слайд 9
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Слайд 10
Криотерапия в педагогике - это использование игр со льдом и снегом.
Слайд 11
В каких случаях можно использовать элементы криотерапии?
Применение данной методики разнообразно:
- при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия),
- задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций,
- синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности,
- сильной раздражительности,
- при неврозоподобных состояниях,
- при дефиците внимания,
- детском церебральном параличе,
- синдроме Дауна,
- аутизме.
Слайд 12
Требования к применению элементов криотерапии в коррекционной работе с воспитанниками дома ребенка:
- систематичность;
- соответствие возрастным требованиям;
- индивидуальный подход (соответствие уровню общемоторного, психического развития ребенка);
не пренебрегать желаниями ребенка (работа должна доставлять малышу радость).
Слайд 13
Криотерапия позволяет достичь следующих целей:
- стимуляция моторики рук (дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации);
- улучшение речевой функции (дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию);
- социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);
- снижение психоэмоционального напряжения, стабилизация эмоционального фона;
- расширение сенсорных представлений;
- развитие внимания и памяти, которые тесно связаны с речевым развитием;
- общее оздоровление организма (закаливание);
- стимулирование познавательной активности, формирование положительного эмоционального настроя на занятия.
Слайд 14
Условия для проведения криотерапии.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дома ребенка.
Оборудование: лотки или специальные силиконовые ёмкости для заморозки льда, просто подставки от шоколадных конфет, формочки для песка, всевозможные крышки, ледяные кубики и пластинки, игрушки из киндер-сюрпризов, подносы, тазики.
Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.
Чтобы сухой лед из морозильника не прилип и не поранил нежную кожу малыша, его нужно смочить водой, или оставить при комнатной температуре, чтобы немного подтаял!
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Слайд 15
Методика проведения криотерапии.
I этап — чередование теплых и холодных процедур.
Лѐд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лѐд (начинают с секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тѐплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лѐд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
Слайд 16
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки» на 5-8 секунд.
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
Слайд 17
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
Слайд 18
II этап - растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность малыша. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме.
Слайд 19
III этап - массаж рук с помощью предметов разных фактур.
Включает растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности.
Слайд 20
Повторяю, что криотерапия в коррекционной работе делится на три этапа:
- Криоконтраст
- Кинезиологические упражнения (пальчиковая гимнастика и растяжки)
- Тактильные игры
Слайд 21
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. Каждый раз увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.
Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.
Слайд 22
Игровые методы и приёмы криотерапии:
- игры со льдом: «Разложи по цвету», «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу», «Достань игрушку», «Бассейн», «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.;
- массаж рук кубиками льда;
- рисование цветными льдинками.
Слайд 23
Необходимо помнить и о противопоказаниях!
Нельзя проводить криотерапию детям с:
- эписиндромом;
- миопатией (наследственное заболевание);
Осторожно применять криотерапию с:
- длительно и часто болеющими детьми;
- гипервозбудимыми детьми;
- повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).
Предлагаю внедрение элементов криотерапии в коррекционную работу дома ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"
В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...
Методика по здоровьесберегающим технологиям
В методике представлены различные физкультминутки, динамические паузы, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики....
Внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в ДОУ
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней ил...
Современные здоровьесберегающие технологии. Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий .Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.
Некоторые формы проведения физкультурных занятий. Активный отдых-что это?...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий».
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре
Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик ...