КРИОТЕРАПИЯ - НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
материал (младшая, средняя группа)

Фильева Светлана Анатольевна

Выступление с докладом на педагогическом совете дома ребенка.

Цель: познакомить коллег с нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и мотивировать их на внедрение элементов криотерапии в образовательном процессе учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_-_kopiya.pptx2.74 МБ
Файл krioterapiya.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Подготовила учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Фильева С.А. Январь 2022г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенский дом ребенка» Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий

Слайд 2

Проблемы развития детей с ОВЗ в условиях дома ребенка. патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему , снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает, снижение общения со сверстниками, неумение действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.

Слайд 4

Тест Кольцовой М.М. Для детей раннего возраста Для детей старше трехлетнего возраста Кольцо Гусь Коза Ножницы

Слайд 5

Рефлекторная карта рук

Слайд 6

Криотерапия в медицине

Слайд 7

Регуляция теплоотдачи Под влиянием температуры окружающей среды изменяется просвет поверхностных сосудов кожи. При действии высокой температуры сосуды расширяются, при действии низкой – сужаются.

Слайд 8

Криотерапия в педагогике

Слайд 9

Показания к применению криотерапии тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия ), задержка речевого развития на фоне стрессовых ситуаций , синдром гиперактивности , с лёгкой формой гиперактивности , раздражительность, неврозоподобные состояния, дефицит внимания, ДЦП , болезнь Дауна, РАС.

Слайд 10

Требования к применению элементов криотерапии в коррекционной работе дома ребенка: систематичность ; соответствие возрастным требованиям; индивидуальный подход (соответствие уровню общемоторного , психического развития ребенка); не пренебрегать желаниями ребенка (работа должна доставлять малышу радость).

Слайд 11

Цели использования элементов криотерапии: стимуляция моторики рук (дети лучше усваивают и самостоятель -но выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации); улучшение речевой функции (дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию); социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна); стабилизация эмоционального фона; расширение сенсорных представлений; развитие внимания и памяти, которые тесно связаны с речевым развитием; общее оздоровление организма (закаливание); стимулирование познавательной активности, формирование положительного эмоционального настроя на занятия.

Слайд 12

Условия для проведения криотерапии. Оборудование: лотки или специальные силиконовые ёмкости для заморозки льда, просто подставки от шоколадных конфет, формочки для песка, всевозможные крышки, ледяные кубики и пластинки, игрушки из киндер-сюрпризов, подносы, тазики. Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Чтобы сухой лед из морозильника не прилип и не поранил нежную кожу малыша, его нужно смочить водой, или оставить при комнатной температуре, чтобы немного подтаял! Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить « секретик » в замороженный кусочек льда.

Слайд 13

Три этапа криотерапии в педагогике Криоконтраст Кинезиологические упражнения (пальчиковая гимнастика и растяжки) Тактильные игры

Слайд 14

Схема проведения криотерапии Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. Каждый раз увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах. Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.

Слайд 15

Игровые методы и приёмы криотерапии: игры со льдом: «Разложи по цвету», «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу», «Достань игрушку», «Бассейн», «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др .; массаж рук кубиками льда ; рисование цветными льдинками.

Слайд 16

Противопоказания! эписиндром ; миопатия (наследственное заболевание); Осторожно применять криотерапию с: длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми; повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий

Слайд 2

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна в условиях дома ребенка. Основная часть наших воспитанников растут ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Многие малыши не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.

Слайд 3

 Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи.

Слайд 4

По данным М. М. Кольцовой, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Слайд 5

Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. (см. нижний рисунок: красным цветом обозначена речевая зона, зеленым – двигательная. На верхнем рисунке видна непосредственная близость речевой зоны и центра движения пальцев рук).Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Слайд 6

Тест Кольцовой М.М.

Известный физиолог М.М. Кольцова разработала для детей первых лет жизни интересный тест, который показывает прямую связь уровня речи ребёнка и движений пальцев его рук.

Малыша от года до трех лет просят: "Сделай вот так" - и показывают один пальчик, потом два пальчика, три. Если же ребёнку больше 3 лет, ему предлагают по образцу взрослого соединить большой и указательный пальцы в кольцо, изобразить гуся (сложить все пальцы в щепоть, которая напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжать в кулак, вперёд выставить указательный и мизинец) или ножницы (указательным и средним пальцами выполнять "стригущие" движения).

А дальше, ещё не услышав ни одного слова ребёнка, можно сделать предположение об уровне его речевого развития. Говорящие дети - это те, которым удаётся все и почти все задания теста, а изолированные движения пальцев не вызывают затруднений.

Если же детские пальчики напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, "ватные", то это - не говорящие или плохо говорящие дети.

В коррекционной работе дома ребенка возникает необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов (пальчиковые и кинезиологические упражнения).

Сегодня представляю вашему вниманию еще одну нетрадиционную здоровьесберегающую технологию – криотерапию.

Но прежде, чем перейти  к знакомству с данной методикой, вспомним некоторые физиологические, медицинские сведения.

Слайд 7

На слайде представлена рефлекторная карта кистей рук.

Обратите внимание, за что отвечают кончики наших пальцев – головной мозг! Врачи советуют в детстве гладить ребенка по голове, что способствует развитию головного мозга. Но только пальцы помогают активизировать чувственное восприятие, развивают творчество и фантазию. Они связаны с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка

Слайд 8

Криотерапия пришла в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.

Слайд 9

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Слайд 10

Криотерапия в педагогике -  это использование игр со льдом и снегом.

Слайд 11

В каких случаях можно использовать элементы криотерапии?

Применение данной методики разнообразно:

  • при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия),
  • задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций,
  • синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности,
  • сильной раздражительности,
  • при неврозоподобных состояниях,
  • при дефиците внимания,
  • детском церебральном параличе,
  • синдроме Дауна,
  • аутизме.

Слайд 12

Требования к применению элементов криотерапии в коррекционной работе с воспитанниками дома ребенка:

  • систематичность;
  • соответствие возрастным требованиям;
  • индивидуальный подход (соответствие уровню общемоторного, психического развития ребенка);

не пренебрегать желаниями ребенка (работа должна доставлять малышу радость).

Слайд 13

Криотерапия позволяет достичь следующих целей:

  • стимуляция моторики рук (дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации);
  • улучшение речевой функции (дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию);
  • социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);
  • снижение психоэмоционального напряжения, стабилизация эмоционального фона;
  • расширение сенсорных представлений;
  • развитие внимания и памяти, которые тесно связаны с речевым развитием;
  • общее оздоровление организма (закаливание);
  • стимулирование познавательной активности, формирование положительного эмоционального настроя на занятия.

Слайд 14

Условия для проведения криотерапии.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дома ребенка.

Оборудование: лотки  или специальные силиконовые ёмкости для заморозки льда, просто подставки от шоколадных конфет, формочки для песка, всевозможные крышки, ледяные кубики и пластинки, игрушки из киндер-сюрпризов, подносы, тазики.

Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.

Чтобы сухой лед из морозильника не прилип и не поранил нежную кожу малыша, его нужно смочить водой, или оставить при комнатной температуре, чтобы немного подтаял!

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Слайд 15

Методика проведения криотерапии.

I этап — чередование теплых и холодных процедур. 

Лѐд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лѐд (начинают с секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тѐплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лѐд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Слайд 16

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки» на 5-8 секунд.

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Слайд 17

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.


4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

Слайд 18

II этап - растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность малыша. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме.

Слайд 19

III этап - массаж рук с помощью предметов разных фактур.

Включает растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности.

Слайд 20

Повторяю, что криотерапия в коррекционной работе делится на три этапа:

  • Криоконтраст
  • Кинезиологические упражнения (пальчиковая гимнастика и растяжки)
  • Тактильные игры

Слайд 21

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. Каждый раз увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.

Слайд 22

Игровые методы и приёмы криотерапии:

  • игры со льдом: «Разложи по цвету», «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу», «Достань игрушку», «Бассейн», «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.;
  • массаж рук кубиками льда;
  • рисование цветными льдинками.

Слайд 23

Необходимо помнить и о противопоказаниях!

Нельзя проводить криотерапию детям с:

  • эписиндромом;
  • миопатией (наследственное заболевание);

Осторожно применять криотерапию с:

  • длительно и часто болеющими детьми;
  • гипервозбудимыми детьми;
  • повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).

Предлагаю внедрение элементов криотерапии в коррекционную работу дома ребенка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"

В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...

Методика по здоровьесберегающим технологиям

В методике представлены различные физкультминутки, динамические паузы, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики....

Внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в ДОУ

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней ил...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий».

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре

Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий,  методик ...