Конспект занятия "Краса ненаглядная"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с народым декоративно-прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasa_nenaglyadnaya.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»
Конспект занятия по ознакомлению детей народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе.
Подготовила: Каковина Т. В.,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.
Задачи:
Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.
Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.
Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.
Обогащать словарь детей словами: городец, хохлома, дымковские игрушки. Методы и приёмы:
Игровой - игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок»
Практические - выкладывание дымковских узоров на фланелеграфе. Наглядный - иллюстрации, картинки, предметы и игрушки Городец, хохломы и дымки. Презентация «Краса ненаглядная», альбом «Хохлома»,
«Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.
Словесный - беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы детей о декоративно - прикладном искусстве.
Форма организации - групповой, фронтальный.
Средство - мини - музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т.д.
Ход занятия
1часть. Организационный момент.
Занятие проходит в мини - музее группы. Звучит русская народная мелодия « ? ».
2часть.
Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья - Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в музей народно - прикладного искусства.
Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев - всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини - музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)
Ребята, а какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись) Илья знает стишок, послушайте:
«Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини».
-Маша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.
-Маша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.
-Молодец, Маша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:
«Разные ложки и ковши
Ты разгляди - ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты».
Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)
Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)
-Полина, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!
-Полина: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.
Молодец, Полина! Хохломская роспись - это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из
дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтёт стих про хохлому:
«Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).
Отгадайте загадку:
«Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку .
1.2. 3.4. 5.
Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)
Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.
Саша нам прочтёт четверостишие про матрёшек:
«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Их матрёшками зовут».
Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?
Загадка: «Весёлая, белая, глина»
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.
Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? (Да) Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепил, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой». Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?
Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки... Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.
Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! (Да) Хороводная русская народная игра «Колпачок».
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по музею (Показывает предмет из гжели)
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?
Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.
Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? (Все) Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская, Городецкая росписи, Хохлома, Гжель, вы должны выложить узоры. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы помогаю детям).
Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!
часть. Итог: дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)
Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?
Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.
Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения - сладости (сладкие петушки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Краса ненаглядная" народно-прикладное искусство.
Продолжение знакомства детей с народно-прикладным искусством: Городецкая роспись, Хохломская роспись, Дымковская роспись....
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»
знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....
Сценарий утренника 8 марта "Маму очень я люблю, ненаглядную мою!"
Сценарий утренника «Маму очень я люблю, ненаглядную мою»Дети входят в зал под музыку.Воспитатель: Здравствуйте, дорогие наши мамы! Мы рады вас видеть у нас в гостях. Поздравляем с праздником вес...
Прокт "Краса ненаглядная"
Ознакомление дошкольников с народным-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о ...
Презентация "Краса ненаглядная"
Призентация "Краса ненаглядная"...
Педагогический проект "Ненаглядная краса России"
Вид проекта: информационно-практический.По продолжительности: долгосрочный.По количеству участников: групповой.Цель проекта: социализация детей в процессе многообразной творческой деятельности, ...
Занятие "краса ненаглядная" (русские народные промыслы)
Задачи:1. Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству,прививать интерес к различным видам народных промыслов,знакомить с разнообразным проподным материаллом,из которого делали...