Доклад
консультация
Предварительный просмотр:
«Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня значительно отличается от той, которая была в нашей стране многие годы. Педагог должен уметь работать в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм, творчество и инициатива помогут ему найти свое место и само реализоваться в профессиональной деятельности. Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке.
Поэтому так важно рассмотреть вопрос о профессиональных компетенциях педагога, указанных в стандарте. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Компетентностный подход рассматривается как подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность педагога действовать в различных проблемных ситуациях.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно –методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса; создание
- развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
- Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности
- педагога:
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств
- обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии
- с образовательной программой.
- Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие
- критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа
достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять
целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования,
педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парцианальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.
- Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по
- отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Поэтому педагога нужно рассматривать не только как профессионала занимающегося воспитанием детей. Педагог должен знать и понимать механизмы и законы развития, учитывать влияние объективных и субъективных факторов, что дает возможность управлять процессом развития детской и своей личности в меняющимся мире. Это определяет качество образовательного процесса в целом и уровень соответствия результатов педагогической деятельности воспитателя государственному стандарту дошкольного образования.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути
развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Педагог должен знать и понимать ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Проф.стандарт педагога Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. В настоящее время вводятся изменения в процедуру аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам (далее - оценка квалификации), а также подтверждения профессиональных квалификаций в Российской Федерации.
Законопроект подготовлен в целях установления правовых основ проведения оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам и подтверждения профессиональных квалификаций и определяет систему органов по оценке квалификации и порядок проведения оценки квалификации.
Так, законопроект:
- предусматривает формирование объединениями работодателей системы оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам;
- определяет систему органов по оценке квалификации;
- устанавливает порядок проведения оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам в форме профессионального экзамена и оформления ее результатов;
- устанавливает состав общедоступных сведений по оценке квалификации, включаемых в информационную систему "Реестр системы профессиональных квалификаций".
Законопрект состоит из 13 статей, в которых говорится о целях оценки квалификации, о понятиях используемых в законе. А также о принципах и участниках системы оценки квалификации.
Система оценки квалификации включает в себя следующих участников: 1) координационный орган по профессиональным квалификациям; 2) национальное агентство профессиональных квалификаций; 2) советы по профессиональным квалификациям; 3) центры оценки квалификации; 4) соискатели; 5) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В целях осуществления практической деятельности по развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей учреждается национальное агентство профессиональных квалификаций. Оценку квалификации проводят центры оценки квалификации, отобранные советами по профессиональным квалификациям.
Проведение оценки квалификации 1. Оценка квалификации осуществляется в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификации в соответствии с требованиями, утвержденными советом по профессиональным квалификациям. 2. Профессиональный экзамен проводит квалификационная комиссия, сформированная центром оценки квалификаций в порядке, утвержденном советом по профессиональным квалификациям. 3. Профессиональный экзамен проводится на основании письменного заявления соискателя, поданного в центр оценки квалификации, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в том числе при направлении соискателя работодателем. 4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю выдается заключение квалификационной комиссии. При успешном прохождении профессионального экзамена соискателю центром оценки квалификации выдается свидетельство о профессиональной квалификации, на основании внесения советом по профессиональным квалификациям сведений об этом свидетельстве в Реестр. 5. Лицо, которое считает, что при подтверждении профессиональной квалификации и выдаче свидетельства о профессиональной квалификации были нарушены его права, вправе подать в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям письменную жалобу. 6. Оценка квалификации осуществляется за счет собственных средств соискателей и (или) за счет средств иных физических и (или) юридических лиц.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
4. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.
14. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
3. Гумен Е.С. Профессиональные ориентации современных воспитателей детских садов / Е.С. Гумен. // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 79-85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...