Дидактическая игра своими руками "Занимательная логика"
материал (подготовительная группа)
Данный материал содержит мой опыт в изготовлении дидактических игр- головоломок и может быть полезен в работе воспитателям по направлению "Познавательное развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_zanimatelnaya_logika.docx | 953.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
Тема: «Игры- головоломки «Занимательная логика» для дошкольников, сделанные своими руками».
Выполнил:
воспитатель Девятловская Н.А.
первая квалификационная категория
г.Лесосибирск, 2022г.
Игра как средство воспитания и развития детей имеет огромное значение. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым.
Начиная организовывать игры в детском саду, необходимо опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивать существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом. Вот почему игры во всем своем многообразии должны широко применяться в воспитательной работе с детьми.
Однако для проведения игр должны быть созданы соответствующие условия. Главнейшими из них являются: изготовление игр, организация детских игротек, выработка правил игр.
Познавательные игры помогают закреплять знания, расширять кругозор детей, развивать интерес ребят к тому или иному предмету. Они дают играющим возможность проявить свою наблюдательность, находчивость, развивают мышление.
Мой опыт работы в дошкольном учреждении показывает, что наличие интеллектуальных и творческих способностей играет очень важную роль в развитии дошкольников. Интеллектуальные способности- это прежде всего не талант, а умение, которое необходимо развивать. Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.
Эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности.
Лучше всего прививать привычку логично думать в дошкольном возрасте. И в этом поможет одно из средств развития логического мышления – это геометрические конструкторы или игры-головоломки. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на это утверждение, я создала серию игр «Занимательная логика», в которую вошли такие игры как:
1. Головоломка «Листик».
2. Головоломка «Волшебный круг».
3. Головоломка «Монгольская игра».
4. Головоломка «Вьетнамская игра».
5. Игра «Геометрическая мозайка».
6. Головоломка Пифагора.
7. Головоломка «Коломбово яйцо».
Общий вид игры:
Целью создания такой серии игр послужило желание обогатить предметно- пространственную среду группы развивающими играми, которые можно использовать не только в свободной игровой деятельности детей, но и в непосредственной образовательной деятельности на занятиях по формированию математических представлений старших дошкольников.
Основное правило для всех игр заключаются в том, чтобы при составлении фигур по схемам были использованы все составные части данной игры, и они не должны накладываться друг на друга. В комплект каждой игры входят карточки- схемы для сборки фигур.
Остановлюсь подробнее на каждой из изготовленных игр.
Логическая игра «Листик».
Это головоломка-пазл, состоящая из геометрических фигур, которые в свою очередь образуют фигуру, напоминающую схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева сирени, разделенная на 9 элементов.
Цель игры: развивать логическое мышление, фантазию, внимательность и формировать умение думать и размышлять, глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.
Игра - головоломка "Волшебный круг"
Круг из 10 частей: среди которых 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.
Цель игры: учить анализировать, членить формы составляемого предмета на части, а также искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия.
Игра предназначена для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Головоломка Пифагора.
Набор из 7-ми геометрических фигур, полученных при делении квадрата. Суть игры заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
Цель игры: развивать способность воспринимать формы, выделять фигуру из фона, выделять основные признаки объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, мышление, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.
Вьетнамская игра.
Вьетнамская игра- это очень древняя головоломка. Это круг, разделенный на семь частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме. Отличается от остальных тем, что в ней нет ни одной прямой линии, она образована отрезками дуг одного диаметра. Все части округлой формы. Очень хорошо получается составление силуэтов с обтекаемыми контурами животных, птиц, рыб и т.д. С течением времени из составляющих ее элементов было составлено множество различных фигурок силуэтов самой разнообразной формы.
Цель игры: развивать воображение, умственные и творческие способности дошкольников, формировать логическое и пространственное мышление. Научить детей планировать свои действия, формировать усидчивость и привычку к умственному труду, стимулировать проявление творчества.
Монгольская игра.
Это еще одна из игр-головоломок на плоскостное моделирование. Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.
Цель игры: способствовать развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей; формировать представлений о форме и размере. Развивать операции мышления: анализ и синтез. Способствовать развитию творчества, смекалки и сообразительности, способности сравнивать, развитию интереса к интеллектуальной деятельности.
Головоломка «Коломбово яйцо».
Игра- конструктор «Колумбово яйцо» представляет собой овал, который состоит из 10 частей: треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п. Суть игры- конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.
Цель игры: развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.
Игра «Геометрическая мозайка».
Цель игры: развивать наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание; формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия; развивать мелкую моторику.
Материал: разноцветные геометрические фигуры разных размеров и цветов. Карточки с рисунками из геометрических фигур.
Инструкция: играющий выбирает карточку- схему. Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть карточку с рисунком из геометрических фигур и повторить точно такой же узор сначала методом наложения на схему, затем на столе без схемы.
Благодаря играм- головоломкам развитие логического мышления у детей происходит в интересной захватывающей эмоциональной форме.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра на развитие логики, внимания, мышления "Чего не хватает?"
Перед ребенком карточка с расположенными в определенной последовательности кружочками разного цвета. Но в этой цепочке один кружок не раскрашен. Задание: подобрать необходимый кружок, соблюдая законом...
Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»
Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...
Рекомендации для родителей в формате "Сидим дома с пользой!" Дидактические игры на развитие логики и мышления для дошкольников.
Картотека игр на развитие логики и мышления для дошкольников....
Дидактические игры для развития логики и математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Представлены дидактические игры для развития логики и математических способностей у детей старшего дошкольного возраста сделанные своими руками....
Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста»
Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы детей. Нав...
Дидактические игры для развития логики
Дидактические игры для развития логики у детей дошкольного возраста...
Авторская дидактическая игра для пособия "Логико-малыш" на тему "Сортируем мусор"
Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.Задачи:1. Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходи...