Музыка и дети
статья

Шустова Ирина Александровна

Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыкиребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и дети. Как воспитывать детей, любящих музыку?

http://www.psudoterad.ru/img/picture/Nov/24/bc35f4352d84bba92997bf99768c6f72/1.jpg

Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети – классическую и народную, серьёзную и развлекательную.

Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Поэтому с раннего возраста именно в семье необходимо уделять особое внимание музыкальному развитию ребёнка. Начальный этап музыкального развития – накопление впечатлений – осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, в общении с природой, при посещении выставок, музеев и т.д. Так же надо поощрять стремление ребёнка передать своё понимание художественного образа доступными ему средствами выражения, например, в рисунке, отражающем общий характер музыкального произведения. Таким образом, образное видение детьми музыки будет постепенно всё более совершенствоваться, что обязательно найдёт своё отражение в их рисунках, рассказах и прочем. Поэтому необходимо привлекать различные виды искусства для формирования разносторонне развитой личности.

Как благотворна сила этого примера в том случае, если родители не только любят слушать музыку, но и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают диски с хорошими записями не только популярной, но и оперной, симфонической и камерной музыки! Известный скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: «Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни».

Мы все рождаемся, обладая определёнными способностями и талантами, и родители играют существенную роль в развитии этих способностей. Конечно, не все дети, любящие музыку, станут вундеркиндами. Родители и не должны преследовать эту цель. Если у вас ребёнок интересуется музыкой, его дальнейший интерес можно стимулировать несложными способами. Прививать любовь к музыке не так трудно, как кажется. Вот несколько полезных советов, чтобы начать действовать:

  1. Пойте своему ребёнку, даже если вы не можете воспроизвести мелодию, ваш ребёнок всё равно будет думать, что у вас чудесный голос.
  2. Танцуйте со своим ребёнком. Таким образом вы продемонстрируете радость от общения с музыкой и создадите приятные воспоминания от общения с вами.
  3. Учите с ребёнком песни-картинки. Дети любят песни такого плана. Играйте с ребёнком, изображая по ролям слова песни.
  4. Поделитесь с ребёнком своими любимыми песнями. Если в семье любят петь, и в доме часто звучит музыка, то, как результат – уже с юных лет ребёнок открывает для себя разнообразие музыки, а также различных исполнителей.
  5. Берите ребёнка на концерты, если они соответствуют уровню его развития. Концерты – важная ступень, дающая возможность познакомить вашего ребёнка с исполнителями музыки и с музыкальными инструментами.
  6. Можно подобрать и музыкальные театральные постановки для детей. Перед спектаклем необходимо настроить ребёнка на восприятие действия, в некоторых случаях рассказать краткое содержание того, что он увидит на сцене.
  1. Важнейшим звеном в воспитании музыкального слуха ребёнка является народная песня. Простые для восприятия и исполнения, они помогают ребёнку почувствовать себя настоящим исполнителем.

Ранние занятия музыкой, как показали научные исследования, напрямую связаны с развитием способностей ребёнка, его обучаемости, а также с его физическим развитием.

По сравнению с долгой историей исследования роли языка, научное понимание музыки – нечто новое. Осваивая музыку, ребёнок становится умнее, спокойнее. Разучивая песню, осваивая музыкальный инструмент, танцуя, ребёнок приобретает опыт, когда тело и разум сливаются воедино благодаря музыке. Сенсорная (чувствительная) целостность – решающий фактор в определении готовности детей к обучению в школе таким предметам, как чтение, письмо и математика. Музыка помогает понять пространственно-временные связи, т.е. способствует помочь ребёнку представлять себе пространственные модели и учит рассуждать, логически мыслить. Занятия музыкой также развивают память, эмоциональное восприятие мира. Не каждый ребёнок может вырасти в крупного мастера, но каждый ребёнок должен иметь возможность прикоснуться к классической музыке. Наблюдая за своим ребёнком вы увидите, какие произведения находят наибольший отклик в его душе.

Поощряйте своего ребёнка, чтобы он слушал музыку, изучал её на протяжении своих детских лет. Делайте это по-разному, но радостно и весело.



Предварительный просмотр:

Влияние музыки на психическое развитие детей

Влияние музыки на здоровье детей и гармоничное развитие личности известно с древних времен.

Круг общения у современных детей ограничен, чему в большой степени способствует доступность телевидения и компьютеров. Дети часто не в состоянии самостоятельно справится с нервно-психическими нагрузками, которые они получают в детских садиках и школах.

В результате все большее количество детей страдает различными психосоматическими заболеваниями, гиперактивностью и различными формами отклонения в поведении. В связи с официальным признанием музыки лечебным средством и увеличением количества детей, нуждающихся во врачебной помощи, внимание исследователей привлек аспект влияния музыки на здоровье детей. Наиболее распространено использование музыкотерапии в качестве лечебно-воспитательного метода.

Музыка в таких случаях является бесценным помощником. Приемы и методы музыкотерапии помогают формировать эмоциональную сферу ребенка и нормализуют психику детей. Благодаря стимуляции левой височной доли музыка используется для:

  • улучшения устной памяти;
  • развития речи;
  • концентрации внимания;
  • снятия умственного напряжения;
  • развития логического мышления.

У детей, занимающихся музыкой, отмечается развитие математических способностей. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук. Научные данные подтверждают зависимость хорошей речи, интеллекта, творческого мышления и памяти от развития ловкости пальцев. Кроме того, занятия музыкой оказывают влияние на связанное с эмоциями правое полушарие головного мозга. Дети получают заряд положительных эмоций, умеют сопереживать и понимать себя и свое настроение.

Музыка эффективно используется и для развития детей с задержкой психического развития, разнообразными нарушениями речи.

Какую музыку лучше использовать в лечебных целях

 Классическая музыка. Самыми лечебными музыкальными произведениями считаются композиции Вольфганга Амадея Моцарта. Его произведения рекомендуются для детей:

  • с повышенной возбудимостью;
  • отличающихся истеричным поведением;
  • склонных к капризам.

Для получения терапевтического эффекта сеансы музыкотерапии для маленьких детей должны длиться ежедневно по 20 – 30 минут. У детей уже через неделю наблюдается более адекватное и уравновешенное поведение. Кроме того, регулярное прослушивание Моцарта стимулирует интеллектуальное развитие.

Для возбудимых малышей полезна также музыка Вивальди, различные колыбельные и любые другие музыкальные произведения в медленном темпе.

Родителям надо помнить, что рок-музыка вредна маленьким детям из-за ярко выраженного пульсирующего ритма. Хотя внешне ребенок может вести себя спокойно, пульсирующий ритм угнетает клеточные ферменты.

Также надо учитывать простые правила проведения музыкотерапии:

  • музыка не должна быть громкой – резкие громкие звуки могут вызвать беспокойство ребенка;
  • музыку рекомендуется включать утром и перед сном;
  • на детей сильнее влияют мелодии со словами, а самым эффективным средством является живое пение.

В зависимости от возраста и имеющихся проблем со здоровьем для каждого ребенка можно подобрать мелодии, которые помогут не только гармонично развиваться, но и хорошо себя чувствовать.



Предварительный просмотр:

http://files.vividscreen.info/soft/43b87f7dfb4f9d4afe2bb94b61cfc978/Cute-Girl-In-Headphones-360x400.jpg

Звуки природы. Влияние на организм ребенка 

Жизнь мегаполиса или небольшого городка наполнена транспортными, промышленными, производственными и другими посторонними шумами. Эти звуки рано или поздно негативно воздействуют на нервную систему и ухудшают чувствительность слухового аппарата ребенка.

Журчание ручья, шелест листьев, шум прибоя, звук дождя и пение птиц позитивно воздействуют на ребенка, приводят в состояние умиротворения и спокойствия, улучшают благосостояние организма в целом.

1. Шум воды, дождя или морского прибоя напоминают ребенку о времени, когда он был в животике у мамы. Это успокаивает и расслабляет.

2. Дельфины умеют лечить экстрасенсорно. Когда ребенок  слушает звуки дельфинов, центральная нервная система немного успокаивается, а работа головного мозга наоборот активируется, это помогает справиться с различного рода неврозами. 

3. Звуки леса благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка, успокаивая и расслабляя его, а так же, на сон. Улучшают функции высшей нервной деятельности, повышают тонус и настроение. 

4. Орнитотерапия - лечение пением птиц. Ученые утверждают, что прослушивание птичьего пения помогает уравновесить все процессы, которые постоянно происходят в организме. Тело и психика ребенка приходят в состояние гармонии. 

5. Звуки природы увеличивают скорость мыслительных процессов. Исследования показали, что они активизируют клеточную активность той части мозга, которая отвечает за творческое вдохновение, гениальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

Занятие по музыке дл детей средней группы:Беседа о Музыке

Познакомить детей с понятием "композитор".Рассказать детям,откуда берётся музыка.Научить детей слышать звуки природы,бытовые,городские звуки....

Методическое пособие "Детство под музыку или музыка и дети"

Данный сборник предназначен для педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогв - психологов. Материал расчитан на детей раннего и дошкольного возраста, возможен для работы с де...

«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ» НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста.

НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ»...

КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...

"Дарит музыка улыбки" мероприятие к дню музыки для детей среднего дошкольного возраста

Познавательно-развлекательное мероприятие "Дарит музыка улыбки" для детей стреднего дошкольного возрастаЦель:  Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яр...

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...