" Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)
Выступление на педагогическом совете.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38
Выступление
на педагогическом совете
на тему:
«Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
18.11.2020г.
Подготовила воспитатель
Строкова Галина Дмитриевна
г.о. Солнечногорск
2020г.
Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. Он отмечал, что любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание. В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле.
Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.
Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.
Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека.
Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.
Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М. Леонов: «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь».
Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.
Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.
Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма.
Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.
Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.
Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.
я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край - страна
Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из следующих блоков:
• Что я знаю о себе;
• Я и моя семья;
• Мой детский сад;
• Моя улица, мой город, мой город отличается от других;
• Мой край, его особенности (социальное и природное окружение) .
С детьми дошкольного возраста можно провести огромное множество занятий, досугов, бесед на самые разные темы:
Например:
Беседы «Мой край», « Мой город(село, поселок)
Досуги по народной культуре, народным промыслам, фольклору; прослушивание и разучивание русских народных песен, потешек.
Празднование Дней воинской славы, знакомство с профессиями.
Рисование семьи, аппликации дома в котором я живу.
Экскурсии с родителями по родному краю и городу.
Чтение стихов, организация конкурсов рисунков и поделок.
Примеров можно привести бесконечное множество. У каждого воспитателя безусловно есть свой опыт по формированию нравственно-патриотических качеств у своих воспитанников.
Полноценная работа по воспитанию патриотических чувств детей через ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом, целенаправленном подходе, учитывая возрастные особенности восприятия детей. Основой же должна стать личность педагога, любящего свою Родину, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя, детей и родителей.
На протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младшей группы должна вестись систематическая, планомерная работа по патриотическому воспитанию детей. Должны учитываться возрастные особенности детей. Эта работа должна вестись с использованием различных методов и приемов должна органически охватывать практически все виды деятельности детей.
Педагоги должны понять, что воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Хочу представить вам свой альбом по изучению нашего города.
( предлагаю рассмотреть альбом «Солнечный город»), который я подготовила для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38
Выступление
на педагогическом совете
на тему:
«Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
18.11.2020г.
Подготовила воспитатель
Строкова Галина Дмитриевна
г.о. Солнечногорск
2020г.
Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. Он отмечал, что любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание. В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле.
Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.
Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.
Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека.
Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.
Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М. Леонов: «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь».
Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.
Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.
Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма.
Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.
Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.
Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.
я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край - страна
Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из следующих блоков:
• Что я знаю о себе;
• Я и моя семья;
• Мой детский сад;
• Моя улица, мой город, мой город отличается от других;
• Мой край, его особенности (социальное и природное окружение) .
С детьми дошкольного возраста можно провести огромное множество занятий, досугов, бесед на самые разные темы:
Например:
Беседы «Мой край», « Мой город(село, поселок)
Досуги по народной культуре, народным промыслам, фольклору; прослушивание и разучивание русских народных песен, потешек.
Празднование Дней воинской славы, знакомство с профессиями.
Рисование семьи, аппликации дома в котором я живу.
Экскурсии с родителями по родному краю и городу.
Чтение стихов, организация конкурсов рисунков и поделок.
Примеров можно привести бесконечное множество. У каждого воспитателя безусловно есть свой опыт по формированию нравственно-патриотических качеств у своих воспитанников.
Полноценная работа по воспитанию патриотических чувств детей через ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом, целенаправленном подходе, учитывая возрастные особенности восприятия детей. Основой же должна стать личность педагога, любящего свою Родину, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя, детей и родителей.
На протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младшей группы должна вестись систематическая, планомерная работа по патриотическому воспитанию детей. Должны учитываться возрастные особенности детей. Эта работа должна вестись с использованием различных методов и приемов должна органически охватывать практически все виды деятельности детей.
Педагоги должны понять, что воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Хочу представить вам свой альбом по изучению нашего города.
( предлагаю рассмотреть альбом «Солнечный город»), который я подготовила для старшей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Использование приемов мнемотехники в формировании духовно нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Cложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы, а усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит...
Консультация "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...