СТАТЬЯ ТЕАТРОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ВИД ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
материал

В статье раскрывается понятие театротерапии, как здоровьесберегающей технологии, ее составляющие элементы, такие как: дыхательные и пальчиковые гимнастики, сказкотерапия, театральная ритмопластика, логоритмика, и примеры использования каждого элемента в практической работе педагога.

Научная новизна исследования заключается в разработке системы работы по внедрению театротерапии в образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ  ВИД ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Цель исследования – раскрыть особенности театротерапии, как здоровьесберегающей технологии в образовательной организации.

В статье раскрывается понятие театротерапии, как здоровьесберегающей технологии, ее составляющие элементы, такие как: дыхательные и пальчиковые гимнастики, сказкотерапия, театральная ритмопластика, логоритмика, и примеры использования каждого элемента в практической работе педагога.

Научная новизна исследования заключается в разработке системы работы по внедрению театротерапии в образовательной организации.

В результате определено, что театротерапия- эффективная здоровьесберегающая технология, развивающая пластику, слух, вокальные способностей. Благодаря  театротерапии ребенок избавляется от дефектов речи, становится раскрепощенным и общительным, заводит новых друзей.

Содержательная  часть

Одной из важнейших задач образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

На сегодняшний день существует богатое разнообразие здоровьесберегающих  технологии: стрейчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, самомассаж и др., однако наиболее эффективной, на наш взгляд,  является театротерапия.

Театротерапия способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театротерапия – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе [5].

Театротерапия представляет собой систему здоровьесберегающих технологий, которые функционируют как единое целое:

Дыхательная гимнастика.

Дыхание есть основа основ речевого звучания. Без правильного дыхания невозможно искусство речи, так же, как невозможна жизнь без воздуха. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, как результат, способность грамотно их излагать. Правильное дыхание является важным с точки зрения постановки голоса. Дыхание у детей следует формировать постепенно. Начинать надо с простых упражнений, которые знакомят детей с самим принципом правильного дыхания. Для этого следует использовать три комплекса дыхательных упражнений, которые  связаны между собой степенью увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и техникой выполнения. В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания — успокаивающе-восстановливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц). Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц. Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы [1]. Кроме того, возможно использование упражнения «Озвучка», когда немой видеоролик нужно озвучить с помощью дыхания. Например, приближающаяся гроза в природе (шелест листьев, пение птиц, жужжание насекомых)

Пальчиковая гимнастика.

 Игры  с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует речевое развитие, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит.

В процессе театротерапии следует задейтвовать широкий спектр пальчиковых и ручных игр (например, фетровый и вязанный пальчиковый и теневой театр). Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. При знакомстве с кукольным театром дети  осваивают новые приемы кукловождения [4]. В  процессе такой деятельности развивается координация, согласованность движений пальцев рук, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Дети получают положительные эмоции, учатся поддерживать диалог со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, анализировать и рассуждать, использовать полученные знания в повседневной жизни, на занятиях, развлечениях.

Сказкотерапия

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.[2]

В ходе работы педагогу следует подбирать сказку или театральные этюды для постановки в зависимости от текущих проблем в группе, если  в группе наблюдаются конфликтные ситуации между воспитанниками, то можно разыграть этюды по сказкам «Вместе тесно, а врозь скучно» (К. Ушинский), «Мальчик с больным сердцем» (В. Сухомлинский), «Синие листья» (В. Осеева) и др., если наблюдаются проблемные ситуации при формировании культурно-гигиенических навыков, то инсценировать сказки «Мойдодыр» (К.Чуковский), «Маша-растеряша» (Л.Воронкова) и др., если наблюдаются проблемы с аппетитом или поведением за столом, то - «Сказка для детей, которые плохо кушают» (М. Митлина), «Почему нужно кушать» (И. Гурина), «Как Вера свой аппетит искала» (И.Брилько)

Сказкотерапия в составе театротерапии совершенствует дикцию, движение и пластику; развивает умение вести диалог, внимательно следить за ходом действий; способствует раскрытию творческого потенциала детей, учит навыками перевоплощения и игры на сцене, работе в коллективе, а так же способствует психологическому здоровью дошкольника.

Театрализованная ритмопластика

Театрализованная ритмопластика содержит два понятия: театрализация и пластика. Театрализация подразумевает зависимость от выполняемых гимнастических упражнений от конкретного содержания литературного материала.  В основу занятий с детьми  следует включать известные и любимые русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский. [3] Например, после прочтения народной песенки в переводе С. Маршака «Котята» ребенок под музыку Г.Свиридова «Зима» по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Театрализованная ритмопластика совершенствует двигательные навыки, умение владеть своим телом, укрепляет и развивает мышцы, убирает угловатость и скованность.

Логоритмика

Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода работы с дошкольниками и служит цели оптимизации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Основу ее составляет принцип  сочетания движения, музыки и слова. Например, с составе инсценировки сказки «Зеркало» (Г.Витез) можно использовать  валеологическую песню - распевку «Добрый день», фонопедическое упражение «Колокольчики будили», ритмодекламацию «Солнечные зайчики и тучка», логоретмическое упражнение «Кого мы встретим в лесу».

На протяжении трех лет в ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида в группе «Непоседы» проводилось исследование влияния театротерапии на здоровье дошкольника.

Результаты контрольного этапа исследования показали, что у 85% испытуемых уровень самооценки находиться на высоком уровне, у 15% на среднем (против 40%- высокого, 40% среднего, 20%- низкого на констатирующем этапе исследования.). Кроме того в группе не выявлено ни одного ребенка, находящегося в статусе отверженного (против 20% на констатирующем этапе исследования), уровень тревожности у большинства воспитанников- низкий (95% против 50%) и средний (5% против 50%), что свидетельствует о психологической комфортности, а значит о психологическом здоровье.

Кроме того, наблюдаются высокие результаты в музыкальном развитии детей, в частности вокала. Благодаря систематическим дыхательным упражнениям, речевое дыхание стало сильнее, как результат- победы участников исследования в творческих вокальных конкурсах районного и городского уровня.

Кроме того, все испытуемые выпустились в школу  с чистой речью.

Таким образом, исследование показало эффективность использования театротерапии как здоровьесберегающей технологии в образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций

Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций....

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается процесс социализации детей  в условиях внедрения современных педагогических технологий успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации....

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в обра...

Презентация на тему: "Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации"

В презентации представлены  технологии социализации ребенка- дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность,ответст...

Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации Н.П.Гришаевой

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей,  розрыв поколений,   технологи...

СТАТЬЯ "ТЕАТРОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ВИД ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

В статье раскрывается понятие театротерапии, как здоровьесберегающей технологии, ее составляющие элементы, такие как: дыхательные и пальчиковые гимнастики, сказкотерапия, театральная ритмопластика, ло...