Мастер-класс для педагогов ДОУ "Утренний круг" и "Вечерний круг"
материал

"Утренний круг" и "Вечерний круг" -  это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass_utrenniy_krug.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Зоренька» Курьинского района Алтайского края

ПЛАН - КОНСПЕКТ

мастер-класса для воспитателей

Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике

Подготовила:

Горохова Татьяна Геннадьевна

 воспитатель

с. Ивановка, 2021

Мастер-класс для педагогов ДОО

Тема: «Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения «утреннего» и «вечернего» круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

    Оборудование и раздаточный материал: ноутбук, проектор, колокольчик, микрофон, клубок ярких ниток, ленточки длинные (лучики), короткая ленточка, смайлики,

     Предварительная работа: изучение методического материала по организации «утреннего» и «вечернего» круга ( Лютова-Робертс, Монина: Игры-приветствия для хорошего настроения.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования (5-ое издание). ФГОС (2020) Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: демонстрации презентации и демонстрации практической работы.

Ход мастер-класса:

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Татьяна Геннадьевна Горохова. Я старший воспитатель «Детский сад «Спутник» Филиал №2 МБДОУ «Детский сад «Зоренька».

Одной из задач перед педагогами в детском саду является внедрение инноваций пятого издания программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

Сегодня мне хотелось бы уделить внимание такой инновации, как введение новых элементов в режим дня: утренний и вечерний круг.

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

  1. Теоретическая часть.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

        Цели и задачи кругов

Цель проведения:

развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Круг позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанной на демократических принципах на весь день.

Задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать друг друга;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждение планов на день, неделю, месяц;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

Организация «Утреннего круга»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

  Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

Структура «Утреннего круга»:

  1. Позывные круга (колокольчик, бубен, музыка, как со словами, так и без слов)
  2.  Приветствие или «Минутка вхождения в день»
  3.  «Новости дня»: обмен информацией.
  4.  Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

5.    Игра по теме периода.

6.    Планирование или календарь дел.

Пример проведения «Утреннего круга»

1.Позывные круга

Звучит песенка «Встаньте дети, встаньте в круг…» или с звон колокольчика.

2.Приветствие. Минутка вхождения в день (с атрибутом, передача улыбки, в стихах)

Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях, на именных подушках, на ленточках –лучиках общего солнышка группы или стоя).

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему. Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга».

Например:

-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).

У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.

А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?

Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленочками, плечиками, спинками и т.д. Замечательно!

-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.

-А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Вариант 2

Давай с тобой обнимемся (обнимаются),

И над землей поднимемся (встают на носочки),

Тепло сердец соединим (рукой касаются в области груди друг друга),

И станем солнышком одним! (ладони соединяют и руки вверх поднимают)

3. «Новости дня» Обмен информацией.

Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.

Следующий момент Утреннего круга

4. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту белого снега. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

5. Игра по теме периода или проекта.

Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.

6. Планирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки, изображающей занятие и работы в центрах активности.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых.

Организация «Вечернего круга»

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например:«Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Пример проведения «Вечернего круга» на практике.

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Вывод: Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

  1. Практическая часть.

Проведение имитационного круга (с педагогами)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно – мотивационный этап

Создание благоприятного психологического климата.

Воспитатель звенит колокольчиком сигнал к началу «Утреннего круга»

Колокольчик поет,

Деток в круг всех зовет.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй

Дети завершают свои игры, убирают игрушки на место и встают в круг

Приветствие. Минутка вхождения в день.

Сядем рядышком по кругу,

Скажем: «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем «Привет и добрый день».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Включает отрывок песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот»

Дети совместно с воспитателем произносят слова утреннего приветствия и выполняют соответствующие движения рук.

Дети поворачиваются лицом друг другу и улыбаются.

Основной этап (содержательный)

Интеграция видов деятельности

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер. Я очень рада, что сегодня мы снова все вместе!

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила группы. Какие правила? Сколько их?

У нас получился замечательный круг радости. Давайте посидим мирком и поговорим ладком.

Беседа с детьми

 Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг?

– Какое у вас настроение?

– У кого утро доброе? Почему?

 Ребята, скажите какое сейчас время года?

– Как можно сказать про сегодняшний день?

 Какие осенние приметы вы знаете?

– Давайте вспомним правила дружбы.

Воспитатель помогает детям дополнительными, наводящими   вопросами, напоминанием

- Ребята, для того, чтобы сегодняшний день прошел дружно, поиграем в игру.

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер северный подул:

"С-с-с-с"

 Все листочки с веток сдул...

Полетели, закружились и на землю опустились

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"

 

Град по ним заколотил,  

  

Листья все насквозь пробил.

 

Снег потом припорошил,

 

 Одеялом их накрыл.

 Совместное планирование дел и действий на текущий день

В центре ковра лежит плотный лист с картинками «Экран выбора», фломастеры, коробка с колючими шариками «Су-джок»

- Ребята, давайте составим план дел на день. Волшебные шарики помогут вам сделать свой правильный выбор, возьмите их в руки и покатайте между ладонями.

- Расскажите, каким интересным делом хотите заняться сегодня?

Говорите по очереди, не перебивайте говорящего.

А теперь давайте заполним «Экран выбора дел» и нарисуем в нем свои значки, обозначим выбранные дела.

Дети садятся на ковер по кругу

 

Дети называют правила хором:

1.Уважать друг друга

2.Не перебивать друг друга

3.Говорит тот, у кого в руках волшебный цветок.

Дети принимают участие в беседе, рассказывают из личного опыта, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети по желанию называют время года, день недели, число и др.

Дети называют знакомые правила

(не обижать, не драться, говорить добрые слова, внимательно слушать других, не перебивать говорящего, договариваться, др.)

Дети играют в пальчиковую игру 2раза.

Дуют

Шевелят пальчиками и подуют на них

помахать ручками в воздухе

постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки

щепотью правой руки постучать по левой ладошке

постучать кулачком правой руки по левой ладошке

плавные движения кистями рук положить правую ладонь на левую вперёд-  назад

Дети выполняют самомассаж рук и по очереди, по кругу рассказывают о своих планах на день.

Дети фломастерами рисуют на листе свои значки под соответствующими картинками.

Заключительный этап (итоговый)

Результат деятельности. Рефлексия.

- Вам понравился наш дружный круг?

- У вас хорошее настроение?

- Я желаю вам хорошего дня и бережного отношения друг к другу.

 Воспитатель предлагает перейти к выполнению других режимных моментов (завтрак, игры и др.)

Дети высказываются о своем настроении.

Дети переходят к другой деятельности в режиме дня.

 

  1. Заключительная часть

Рефлексия.

Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!

Предлагаю вам определить состояние эмоций, новизну материала, мастер класса его оригинальность. Выберите карточку с изображением такого смайлика, цвет которого Вам наиболее импонирует.

- Зелёный цвет (улыбающийся смайлик) – интересно, буду использовать в своей работе.

- Жёлтый цвет (без эмоций смайлик) – метод не новый, буду использовать частично.

- Красный цвет (расстроенный смайлик)– не интересный материал, не буду использовать

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге.

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге для воспитателей ДОУ....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Мастер-класс для родителей "Занимательные опыты в кругу семьи"

Кухня – идеальное место для научной лаборатории. Дети это понимают сразу, и едва научившись ползать, единогласно признают кухню лучшим местом в доме. Тут столько можно найти интересных предметов...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать проце...

Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия для первой младшей группы в ДОУ

laquo;Круги Луллия» является великолепным средством, котороеВо-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: - социал...