Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)
Мгновенный отве
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_vtoraya_ml._srednyaya.docx | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
для детей второй младшей группы
Листопад Листопад, листопад! Листья по ветру летят: С клёна – кленовый, С дуба – дубовый, С осины – осиновый, С рябины- рябиновый. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). Пальцы выпрямить и развести в стороны. Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. Указ и большой соединить в виде колечка. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Хлопки в ладоши. |
«Осенью» Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
Прогулка по городу Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. | Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола. |
Мои игрушки Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Это зайка, Это пёс. Вот машинка без колёс. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. |
Транспорт Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | Сжимать и разжимать пальчики. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого |
Профессия-доктор Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных. Повар, врач, моляр, учитель, Продавец, шахтер, строитель… Сразу всех не называю, Вам продолжить предлагаю. | соединять пальцы правой руки с большим соединяем пальцы левой руки с большим загибать пальцы сжимать и разжимать кулачки вытянуть руки вперед ладонями вверх. |
Дружба Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. | соединять пальцы в «замок» касание кончиков пальцев обеих рук парное касание пальцев от мизинцев руки вниз, встряхнуть кистями |
Семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
«Мы веселые матрешки» | Хлопают в ладоши Указательным и средним пальцами идут по полу Соединяют ладошки вместе Руки в замок |
Дом Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана" |
Светофор Загорелся красный свет: Стой на месте, хода нет! Желтый свет впереди: Будь внимательный и жди! Никаких препятствий нет, Когда горит зеленый свет! | Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте Два пальца: средний и указательный обеих рук шагают по столу |
Лыжники Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной поры! | Скользить по столу указательным и средним пальцами, изображая движения лыжников |
Пирожки Муку в тесто замесили А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают кулачки Прихлопывают ладошками, «лепят» Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук Обе ладошки разворачивают вверх Гладят живот. |
Папин день Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить! | сжимают и разжимают пальцы хлопают в ладоши из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу сжимают и разжимают пальцы |
Ножницы Режу, режу, ткань верчу, Научиться шить хочу! | Исходное положение: Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми |
Речка Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила - Прямо в речку угодила. | Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении. |
Мышка Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадётся по дорожке. | Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно |
Лодочка Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. | На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. |
Вышла курочка гулять Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать А за ней ребятки - желтые цыплятки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко Лапками гребите Зернышки ищите» | шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки щиплющие движения всеми пальцами каждой руки бегут всеми пальцами обеих рук хлопают в ладоши грозят пальцем ведущей руки гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д. |
День Победы Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить! | сжимают и разжимают пальцы хлопают в ладоши из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу сжимают и разжимают пальцы |
Картотека пальчиковых игр
для детей средней группы
«Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Будем снова мы считать. Мы закончили считать. | Хлопают в ладоши. Стучат кулачками друг об друга.) Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке. | ||
«Овощи - фрукты» В огороде много гряд, Тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год. | Сжимают и разжимают пальцы. Загибают пальцы поочерёдно. Хлопают в ладоши. | ||
«Хлеб» Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Пирожки и Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают кулачки Прихлопывают ладошками, «лепят» Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца Обе ладошки разворачивают вверх Гладят живот | ||
«От куда хлеб пришел» Бублик, Баранку, Батон И буханку Пекарь из теста испёк спозаранку. | Большой и указательный пальцы образуют круг Большой и средний пальцы образуют круг. Большой и безымянный пальцы образуют круг. Большой и мизинец образуют круг. Имитация лепки хлеба | ||
«Новогодний праздник» Ждали праздника мы долго. Наконец пришла зима. Наконец пришла зима В гости ёлку привела. К ёлке все мы подошли, Хороводы завели.. Покружились, поплясали, Даже чуточку устали. Дед Мороз скорей приди, Нам подарки принеси. | Трём ладошку о ладошку. Сжать кулаки, прижать их друг к другу. Пальцы «идут» по столу, по коленкам. Пальцы показывают Ёлочку, указ. пальцы сцепляются Круговые движения кистями рук Кисти рук опустить, расслабить Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд. | ||
«Грибы» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. | массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца | ||
Дом Этот дом - он двухэтажный. А вот этот - трехэтажный. Этот дом - он самый важный Он у нас пятиэтажный. | Разгибают пальцы из кулачка начиная с мизинца | ||
Собираем листики Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины. Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет принесем. | Отгибать пальчики. Кулачки сжимать и разжимать. Загибать пальчики. Изобразить фонарики.) | ||
«Осенью» Ветры яблони качают. Листья с веток облетают.
Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями | ||
«Мебель» Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет . Много мебели назвали, Десять пальчиков зажали! | показывают ладошки обеих рук пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки разжимают кулачки и показывают ладошки сжимают кулачки и поднимают их вверх | ||
«Домашние животные» Довольна корова своими телятами Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! | показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших показывают на себя и разводят ладони в стороны | ||
«Дружат добрые зверята» Дружат добрые зверята . Дружат малые зайчата . Дружат в озере бобры, . Дружат в небе комары, . Дружат милые ежата, . Дружат даже медвежата . Вот как разыгрались, по лесу разбежались! | соединяем одинаковые пальчики рук ритмичное касание мизинцев обеих рук ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук ритмичное касание средних пальцев обеих рук ритмичное касание указательных пальцев обеих рук ритмичное касание больших пальцев обеих рук руки опустить, потрясти кистями | ||
«Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок, У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! | Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца Показывают пальчики, играя ими | ||
«Бытовые электроприборы» Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос? Я жужжу, я жужжу, Я порядок навожу. | Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд) то же, но ладони обращены друг к другу. Соприкосновение кончиков пальцев. | ||
«Дом и ворота» На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. | «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота») Ладони разворачиваются параллельно друг другу | ||
«Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки На каждое название птицы загибают по одному пальчику Опять сжимают и разжимают кулачки | ||
«Это я» Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! | Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. | ||
«Одежда и обувь» Я надену сапоги, Курточку и шапку. И на руку каждую Натяну перчатку. | Показываем на ноги, туловище, голову. Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток Смена рук | ||
«Зима» Снег ложится на дома, Улицы и крыши. Тихо к нам идёт зима,
| Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Руки «домиком». Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Рука за ухом | ||
«Зимние каникулы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | Поочерёдно соединяют большой палец с остальными | ||
«Зимние забавы» Лепим мы из снега ком, Из комочков слепим дом.
Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить | Дети сжимают и разжимают кисти рук Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны Хлопают в ладоши Соединяют руки в «замок» | ||
«Строители» Мы строители, мы строим, Много мы домов построим, Много крыш и потолков, Много окон, стен, полов, Много комнат и дверей, Лифтов, лестниц, этажей. Будет у жильцов веселье – В новом доме новоселье! | Ребенок стучит кулачком о кулачок Загибает по очереди пальцы на обеих руках. Произносит слова веселым голосом. Произносит громко | ||
«Цветы» Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения. | ||
«Защитники Отечества» Илья Муромец – Добрый молодец. Зорко в даль глядит Да врагов разит. | Приосаниться Показать бицепсы.) Рука козырьком «Бросить копьё». | ||
«Птички» Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. | Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы. Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, все пальцы широко расставлены. Большие пальцы отгибают (как движения в первой строчке) | ||
«Насекомые» Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелек И веселый мотылек, Жук – жучок и стрекоза, Как фонарики, глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Взмахи перекрещенных кистями рук. На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца. «Колечки» - указ. и большие пальцы соединены. Взмахи перекрещенными кистями рук. Тихо кладут руки на стол. | ||
«Этот пальчик…» Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! | Загните большой палец. Загните указательный палец. Загните средний палец. Загните безымянный палец. Загните мизинец. Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны… | ||
«Весна» Вот уж две недели Капают капели. Снег на солнце тает И ручьём стекает. | Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Руки ладонями вниз разведены в стороны. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. | ||
«Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой реке То сожмутся, разожмутся, То закружатся в воде. | Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются. Винтообразные движения кистью. | ||
«Книги» Много книжек есть на свете, Читать их очень любят дети. Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем | Дети ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книжку». Поочередно соединяют одноименные пальцы, начиная с мизинца. | ||
«Транспорт» Раз, два, три, четыре, пять – Буду транспорт я считать. Автобус, лодка, и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет. | Сжимают и разжимают пальчики Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки | ||
Мамочка Мамочка хорошая, Мамочка любимая! Очень я её люблю, Поцелуи ей дарю! | Воздушный поцелуй над ладонью. Поцелуй над другой ладонью. Сдуваем с ладони поцелуй. Сдуваем поцелуй с другой ладони. | ||
«Что такое лето?» Что такое лето? Это много света, Это поле, это лес, Это тысячи чудес, Это в небе облака, Это быстрая река, Это яркие цветы, Это синь высоты, Это в мире сто дорог Для ребячьих ног. | Дети произносят вопросительно, поднимают плечи. Поднимают руки вверх. «Рисуют» круги, делают упражнение «Деревья». Хлопают. Поднимают руки вверх, рисуем круги. Соединяют ладони вместе, делают ими «змейку». Кисти рук ставят вертикально и соединяют. Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны. Поднимают руки вверх. «Ходят» пальцами. Хлопают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...