Статья о маленьких "кусаках". Теория и практика.
статья
Статья о маленьких "кусаках". Теория и практика.
В этой статье мы поговорим о том, почему дети кусаются и какой подход в работе с такими детьми является наиболее гуманным и эффективным.
Одним из самых болезненных конфликтов в детских садах является кусание одним из малышей других детей. Болезненной эта ситуация является на всех уровнях: физическом, психологическом и социальном. С физическим уровнем понятно – это боль, следы от укусов. Психологический аспект выражается не только в страхе укушенных детей идти в садик после укуса, но и в эмоциональном напряжении малыша, который кусается. Родители испытывают чувство жалости, возмущения, раздражения и стремятся защитить своих детей от укусов. С другой стороны, родители кусающегося малыша сначала испытывают чувство вины, сожаления и бессилия, а затем, по мере возрастания давления на них и на малыша, также начинают его защищать, испытывая при этом уже более негативные эмоции. Этот конфликт является социальным, так как охватывает разные социальные группы: коллектив детского сада, представляющий собой систему воспитания и образования, детей, родителей и государственные институты гармоничного здорового развития. К сожалению, реальной помощи детям с теми или иными отклонениями в поведении садик оказать не в силе. Ведь для этого требуется индивидуальный подход и организация сопутствующей среды для коррекции поведения ребёнка, а в условиях старой системы образования и воспитания это, практически, невозможно. Воспитатель и нянечка на 20-25 малышей – как тут уследить, чтобы никого не укусили, ведь укус – это секундное дело. В идеальном варианте с таким ребёнком должен постоянно работать психолог, если таковой имеется в садике. И не просто забирать его к себе в кабинет несколько раз в неделю, а сопровождать ребёнка в группе и сразу же на месте корректировать его поведение. Если же таких детей по всему садику несколько, а психолог один, то можно на время коррекционной работы выделить отдельное помещение, дать в помощь психологу нянечку и изо дня в день заниматься с этими детишками. Это реальная возможность помочь таким детям адаптироваться и научиться взаимодействовать с другими детишками более гармоничными способами. Почему такой практики не наблюдается? Наша система образования и воспитания рассчитана на среднестатистического ребёнка, а для того, чтобы работать более индивидуально, необходимо увеличить количество воспитателей, психологов, логопедов, повышать зарплаты, обучать персонал и прочее. В итоге, чаще всего ситуацию с кусающимся ребёнком решает «время» - ребёнок перестаёт кусаться после периода адаптации, взрослеет и начинает использовать более приемлемые способы защиты своего пространства.
Почему же дети кусаются? Что делать, если ребёнок начал кусаться в детском коллективе или дома? Попробуем в этом разобраться. Ситуации, в которых один малыш кусает другого, очень разнообразны: от явного конфликта за игрушку до скрытой борьбы за внимание, за место в коллективе. За каждым укусом стоит реальная потребность ребёнка: потребность в защите своей территории, потребность в самоутверждении среди сверстников, потребность во внимании и прочее. Однако далеко не все дети при удовлетворении своих потребностей используют такой «зубастый» способ. Дети вынуждены преодолевать трудности с помощью тех уровней психики, которые остаются дееспособными. Самыми устойчивыми уровнями являются инстинктивные, которые проявляются как первичные эволюционные защитные функции: укусить, ущипнуть, потянуть за волосы. Исходя из системно-векторного психоанализа В. К. Толкачёва можно предположить, что при травмированной психике ребенка такие реакции на препятствия, как: кусать, сосать палец, теребить губы - больше свойственны детям с оральным психотипом. Ведущей, наиболее чувствительной эрогенной зоной у таких детей являются губы и ротовая полость. В ситуациях психологического дискомфорта такой ребёнок будет рефлекторно, для снятия напряжения, использовать свой ведущий сенсорный орган: кусать, сосать палец, теребить или обкусывать губы, сосать соску, бутылочку, испытывать потребность постоянно что-то жевать, показывать язык, плеваться. Воспитание орального малыша с учётом его индивидуальных особенностей дает ему возможность использовать более гармоничные варианты для удовлетворения своих потребностей. Таких детей категорически нельзя наказывать, шлёпая по губам, необходимо давать им возможность кричать, петь, выговариваться, внимательно выслушивая их. Способ снятия своего эмоционального напряжения через укус может войти в арсенал ребёнка и через подражание. Например, ребёнок смотрит мультфильм. Собачка, опасаясь за свою косточку, клацает зубами перед другой собачкой. Маленький ребёнок воспринимает мультик на уровне эмоций, а не на уровне смыслов. Эмоционально вживаясь в мультик, малыш невольно становится соучастником всех происходящих в нём действий. Он перенимает эмоцию страха, опасения, недоверия и следом за ней впитывает способ решения – укусить. Тот же механизм срабатывает, когда ребёнок начинает кусаться после того, как покусали его самого. Для большего понимания, в чём состоит помощь такому ребёнку, приведу аналогию. Энергия ребёнка, столкнувшегося с препятствием, подобна течению реки, на пути которой стоит камень. Каким образом река может взаимодействовать с камнем? Направиться в обход камню. По аналогии это - взять другую игрушку, сесть на другое свободное место, договориться играть вместе, по - очереди, подождать, найти себе новое занятие, новое общение, попросить помощи у взрослого. Река может попробовать побороться с камнем. Также и ребенок может начать сопротивляться препятствию. Например: отстоять игрушку силой, толкнуть, возмутиться. Нельзя вовсе сбрасывать силовой вариант со счетов, т. к. в некоторых случаях он может оказаться единственным, адекватным ситуации. И, во всяком случае, легкая потасовка по коммуникабельности стоит на более высоком уровне, чем кусание. Поэтому силовой вариант также должен быть в арсенале ребенка. Река сносит камень. Ребёнок направляет свою энергию на прямое устранение препятствия, физически сносит его, пользуясь деструктивными для других детей методами. В нашем примере – это укус. У такого ребёнка не хватает адаптационных ресурсов для реализации двух первых вариантов. Но для него он является единственно возможным в условиях травмированной психики и отсутствия навыков социального поведения. Поэтому, основной целью работы с кусающимся ребёнком является не остановить поток его энергии, а вынудить ребёнка искать другие методы для преодоления «камня» и обучить его этим методам. Каким образом это можно реализовать на практике? Для того, чтобы реакция «кусания» угасала, необходимо сразу после укуса или же в момент желания укусить (если вам удастся этот момент «поймать») закреплять у ребёнка отрицательные эмоции для того, чтобы в подсознании сформировалась связь: укус - неприятные ощущения. Таким образом, ребёнок будет вынужден искать другие варианты для преодоления препятствия. Задача не в том, чтобы запугать ребёнка, а в том, чтобы выработать негативную ассоциацию на укус. Технически это может быть сделано с помощью вкусовых раздражителей, техники «исчерпания» реакции до формирования негативного отношения к ней. Формирование негативной реакции на укус через физическое наказание, шлёпанье ребёнка по губам, через укус его самого, через крик, постоянные нотации только усиливает стрессовое состояние ребенка. Особенно, если это делают родные ему люди. В таком состоянии ребёнку будет очень трудно выйти на новый уровень адаптации. Само по себе строгое слово «нельзя» не решает проблему вашего ребёнка. Более того, ребёнок, которому перекрыли поток энергии, запретив кусаться, и при этом, не научив его другим вариантам её течения, копит всё это внутри себя. Это приводит к четвёртому варианту взаимодействия воды и камня когда вода не может ни обойти камень - барьер, ни сдвинуть его с места. Она накапливается и, в конце концов, может прорвать дамбу с огромной разрушительной силой. Этот же механизм применим и к ребёнку, которому выставили строгий запрет и не предоставили другой возможности выплеснуть энергию. «Прорыв дамбы» чреват более глубокими психологическими и психосоматическими нарушениями. Поэтому вместе с «нельзя» необходимо продемонстрировать ребенку «культурные» варианты преодоления встречающихся препятствий, а также обучить его, как можно протопать, прокричать, проиграть, проговорить свой внутренний дискомфорт и снять напряжение. Психологи в таких случаях моделируют стрессовые ситуации, подобные тем, в которых ребёнок кусается, и сразу же в игре начинают обучать его действовать по-другому. В результате таких тренировок ребёнок постепенно адаптируется к конфликтным ситуациям, не слетая на инстинктивные защитные реакции. В этот же период необходимо демонстрировать ребёнку другие варианты взаимодействия с детьми, обучать новым играм, новым умениям. Одной из самых больших трудностей при работе с такими детьми, является то, что вокруг ребёнка создаётся атмосфера негатива, напряжения, иногда даже «травли». Малыша постоянно ругают, делают замечания, просят, чтобы он так больше не делал, а то…Взрослым необходимо понять, что все эти действия они совершают от собственного бессилия, а не для того, чтобы реально помочь ребёнку.Наоборот, такому ребёнку нужно на время адаптации давать больше ласки, носить на ручках, целовать, давать больше приятных эмоционально окрашенных впечатлений, хвалить. Тогда кусаться ребёнок перестаёт намного быстрее. Это те моменты, которые может обеспечить малышу добрый, любящий воспитатель. В расслабленной, дружелюбной атмосфере степень психологического дискомфорта у ребёнка автоматически снижается и остаётся больше ресурсов для преодоления трудностей. Дома необходимо давать ребёнку возможность выплеснуть невыработанную энергию, напряжение: покричать, покривляться, покидаться подушками, побороться и прочее. Если ребёнок начал кусаться при адаптации в садике, старайтесь забирать его пораньше, чтобы снизить психическую нагрузку. Желаю нам всем понимания и терпения в этой непростой ситуации! |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья о маленьких "кусаках". Теория и практика.
В этой статье мы поговорим о том, почему дети кусаются и какой подход в работе с такими детьми является наиболее гуманным и эффективным.
Одним из самых болезненных конфликтов в детских садах является кусание одним из малышей других детей. Болезненной эта ситуация является на всех уровнях: физическом, психологическом и социальном. С физическим уровнем понятно – это боль, следы от укусов. Психологический аспект выражается не только в страхе укушенных детей идти в садик после укуса, но и в эмоциональном напряжении малыша, который кусается. Родители испытывают чувство жалости, возмущения, раздражения и стремятся защитить своих детей от укусов. С другой стороны, родители кусающегося малыша сначала испытывают чувство вины, сожаления и бессилия, а затем, по мере возрастания давления на них и на малыша, также начинают его защищать, испытывая при этом уже более негативные эмоции. Этот конфликт является социальным, так как охватывает разные социальные группы: коллектив детского сада, представляющий собой систему воспитания и образования, детей, родителей и государственные институты гармоничного здорового развития. К сожалению, реальной помощи детям с теми или иными отклонениями в поведении садик оказать не в силе. Ведь для этого требуется индивидуальный подход и организация сопутствующей среды для коррекции поведения ребёнка, а в условиях старой системы образования и воспитания это, практически, невозможно. Воспитатель и нянечка на 20-25 малышей – как тут уследить, чтобы никого не укусили, ведь укус – это секундное дело. В идеальном варианте с таким ребёнком должен постоянно работать психолог, если таковой имеется в садике. И не просто забирать его к себе в кабинет несколько раз в неделю, а сопровождать ребёнка в группе и сразу же на месте корректировать его поведение. Если же таких детей по всему садику несколько, а психолог один, то можно на время коррекционной работы выделить отдельное помещение, дать в помощь психологу нянечку и изо дня в день заниматься с этими детишками. Это реальная возможность помочь таким детям адаптироваться и научиться взаимодействовать с другими детишками более гармоничными способами. Почему такой практики не наблюдается? Наша система образования и воспитания рассчитана на среднестатистического ребёнка, а для того, чтобы работать более индивидуально, необходимо увеличить количество воспитателей, психологов, логопедов, повышать зарплаты, обучать персонал и прочее. В итоге, чаще всего ситуацию с кусающимся ребёнком решает «время» - ребёнок перестаёт кусаться после периода адаптации, взрослеет и начинает использовать более приемлемые способы защиты своего пространства.
Почему же дети кусаются? Что делать, если ребёнок начал кусаться в детском коллективе или дома? Попробуем в этом разобраться. Ситуации, в которых один малыш кусает другого, очень разнообразны: от явного конфликта за игрушку до скрытой борьбы за внимание, за место в коллективе. За каждым укусом стоит реальная потребность ребёнка: потребность в защите своей территории, потребность в самоутверждении среди сверстников, потребность во внимании и прочее. Однако далеко не все дети при удовлетворении своих потребностей используют такой «зубастый» способ. Дети вынуждены преодолевать трудности с помощью тех уровней психики, которые остаются дееспособными. Самыми устойчивыми уровнями являются инстинктивные, которые проявляются как первичные эволюционные защитные функции: укусить, ущипнуть, потянуть за волосы. Исходя из системно-векторного психоанализа В. К. Толкачёва можно предположить, что при травмированной психике ребенка такие реакции на препятствия, как: кусать, сосать палец, теребить губы - больше свойственны детям с оральным психотипом. Ведущей, наиболее чувствительной эрогенной зоной у таких детей являются губы и ротовая полость. В ситуациях психологического дискомфорта такой ребёнок будет рефлекторно, для снятия напряжения, использовать свой ведущий сенсорный орган: кусать, сосать палец, теребить или обкусывать губы, сосать соску, бутылочку, испытывать потребность постоянно что-то жевать, показывать язык, плеваться. Воспитание орального малыша с учётом его индивидуальных особенностей дает ему возможность использовать более гармоничные варианты для удовлетворения своих потребностей. Таких детей категорически нельзя наказывать, шлёпая по губам, необходимо давать им возможность кричать, петь, выговариваться, внимательно выслушивая их. Способ снятия своего эмоционального напряжения через укус может войти в арсенал ребёнка и через подражание. Например, ребёнок смотрит мультфильм. Собачка, опасаясь за свою косточку, клацает зубами перед другой собачкой. Маленький ребёнок воспринимает мультик на уровне эмоций, а не на уровне смыслов. Эмоционально вживаясь в мультик, малыш невольно становится соучастником всех происходящих в нём действий. Он перенимает эмоцию страха, опасения, недоверия и следом за ней впитывает способ решения – укусить. Тот же механизм срабатывает, когда ребёнок начинает кусаться после того, как покусали его самого. Для большего понимания, в чём состоит помощь такому ребёнку, приведу аналогию. Энергия ребёнка, столкнувшегося с препятствием, подобна течению реки, на пути которой стоит камень. Каким образом река может взаимодействовать с камнем? Направиться в обход камню. По аналогии это - взять другую игрушку, сесть на другое свободное место, договориться играть вместе, по - очереди, подождать, найти себе новое занятие, новое общение, попросить помощи у взрослого. Река может попробовать побороться с камнем. Также и ребенок может начать сопротивляться препятствию. Например: отстоять игрушку силой, толкнуть, возмутиться. Нельзя вовсе сбрасывать силовой вариант со счетов, т. к. в некоторых случаях он может оказаться единственным, адекватным ситуации. И, во всяком случае, легкая потасовка по коммуникабельности стоит на более высоком уровне, чем кусание. Поэтому силовой вариант также должен быть в арсенале ребенка. Река сносит камень. Ребёнок направляет свою энергию на прямое устранение препятствия, физически сносит его, пользуясь деструктивными для других детей методами. В нашем примере – это укус. У такого ребёнка не хватает адаптационных ресурсов для реализации двух первых вариантов. Но для него он является единственно возможным в условиях травмированной психики и отсутствия навыков социального поведения. Поэтому, основной целью работы с кусающимся ребёнком является не остановить поток его энергии, а вынудить ребёнка искать другие методы для преодоления «камня» и обучить его этим методам. Каким образом это можно реализовать на практике? Для того, чтобы реакция «кусания» угасала, необходимо сразу после укуса или же в момент желания укусить (если вам удастся этот момент «поймать») закреплять у ребёнка отрицательные эмоции для того, чтобы в подсознании сформировалась связь: укус - неприятные ощущения. Таким образом, ребёнок будет вынужден искать другие варианты для преодоления препятствия. Задача не в том, чтобы запугать ребёнка, а в том, чтобы выработать негативную ассоциацию на укус. Технически это может быть сделано с помощью вкусовых раздражителей, техники «исчерпания» реакции до формирования негативного отношения к ней. Формирование негативной реакции на укус через физическое наказание, шлёпанье ребёнка по губам, через укус его самого, через крик, постоянные нотации только усиливает стрессовое состояние ребенка. Особенно, если это делают родные ему люди. В таком состоянии ребёнку будет очень трудно выйти на новый уровень адаптации. Само по себе строгое слово «нельзя» не решает проблему вашего ребёнка. Более того, ребёнок, которому перекрыли поток энергии, запретив кусаться, и при этом, не научив его другим вариантам её течения, копит всё это внутри себя. Это приводит к четвёртому варианту взаимодействия воды и камня когда вода не может ни обойти камень - барьер, ни сдвинуть его с места. Она накапливается и, в конце концов, может прорвать дамбу с огромной разрушительной силой. Этот же механизм применим и к ребёнку, которому выставили строгий запрет и не предоставили другой возможности выплеснуть энергию. «Прорыв дамбы» чреват более глубокими психологическими и психосоматическими нарушениями. Поэтому вместе с «нельзя» необходимо продемонстрировать ребенку «культурные» варианты преодоления встречающихся препятствий, а также обучить его, как можно протопать, прокричать, проиграть, проговорить свой внутренний дискомфорт и снять напряжение. Психологи в таких случаях моделируют стрессовые ситуации, подобные тем, в которых ребёнок кусается, и сразу же в игре начинают обучать его действовать по-другому. В результате таких тренировок ребёнок постепенно адаптируется к конфликтным ситуациям, не слетая на инстинктивные защитные реакции. В этот же период необходимо демонстрировать ребёнку другие варианты взаимодействия с детьми, обучать новым играм, новым умениям. Одной из самых больших трудностей при работе с такими детьми, является то, что вокруг ребёнка создаётся атмосфера негатива, напряжения, иногда даже «травли». Малыша постоянно ругают, делают замечания, просят, чтобы он так больше не делал, а то…Взрослым необходимо понять, что все эти действия они совершают от собственного бессилия, а не для того, чтобы реально помочь ребёнку.Наоборот, такому ребёнку нужно на время адаптации давать больше ласки, носить на ручках, целовать, давать больше приятных эмоционально окрашенных впечатлений, хвалить. Тогда кусаться ребёнок перестаёт намного быстрее. Это те моменты, которые может обеспечить малышу добрый, любящий воспитатель. В расслабленной, дружелюбной атмосфере степень психологического дискомфорта у ребёнка автоматически снижается и остаётся больше ресурсов для преодоления трудностей. Дома необходимо давать ребёнку возможность выплеснуть невыработанную энергию, напряжение: покричать, покривляться, покидаться подушками, побороться и прочее. Если ребёнок начал кусаться при адаптации в садике, старайтесь забирать его пораньше, чтобы снизить психическую нагрузку. Желаю нам всем понимания и терпения в этой непростой ситуации! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"
Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возмож...
Научно-практическая статья«Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем»
В статье рассматриваются такие вопросы как:Понятие личности и ценности образования Ценности образования в российской педагогической школе Образование - всеобщая форма развития личности...
Статья на тему: «Формирование словообразовательных умений и навыков у детей с ОНР в теории и практике логопедии »
Анализ литературы позволил установить, что .........
Сборник материалов международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» /отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. – Орехово- Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017. – 647 с. ISBN 978-5-87471-261-7 статья
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образовательного процесса»...
Публикация Статьи в сборнике "Педагогическая деятельность: теория и практика" в рамках I Международной научно - практической конференции
Статья на тему: "Использование технологии "портфолио дошкольника" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Опыт работы по проекту театрализованная деятельностьв ДО...