Памятка воспитателям “Учимся наблюдать”
статья

Дербуш Жанна Владимировна

Как сделать, чтобы интерес у детей к обитателям природного мира, не угасал, и чтобы ребенок мог бы стать настоящим, компетентным экскурсоводом по уголку природы? 

Решить эту задачу поможет правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке детского сада. 

Отдельно взятый цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязанно с ними. 

Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям. 

 

Как организовать наблюдения? 

  

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять, или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте — рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так, например, вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума — не более пяти человек. 

2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.  

3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) — от 3 до 10 минут. 

4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть. 

  

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом: 

  • призыв вместе посмотреть что-то интересное; 

  • ласковая интригующая информация; 

  • загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения 

Вторая основная часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть кратковременные паузы. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопрос. очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы. 

 

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, например, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации. 

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием. 

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться: 

  • продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;  

  • убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;  

  • настроить правильную подсветку и так далее. 

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dokument_1_4.pdf145.29 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для воспитателей. «Учимся делать презентацию»

Воспитатель: Ревнивцева Раиса Михайловна, МДОУ ДСКВ №21 «Аист» г.п. ЗапрудняЦель: Приобщить воспитателей к компьютерной грамотности. Помочь выбрать программу для презентаций. Дать пе...

Консультация для воспитателей "Учитесь слушать музыку"

Консультация предназначена помочь воспитателям интересно и творчески разнообразить свою работу. ...

Консультация для воспитателей "Учимся мыслить"

Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо научить ребенка научить мыслить. Роль мышления в развитии речи огромна. Усвоение  знаний об окружающем мире и о себе,овладение нормами поведения, при...

Памятка для родителей и воспитателей. "Учимся слушать стихи и сказки (при ОНР 1 -2 ур.)"

В памятке отражены основные правила, которые нужно соблюдать, при чтении стихов и сказок неговорящему ребёнку....

Консультация для воспитателей Учите детей наблюдать

Тема: «ВОДА ВОКРУГ НАС»Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Памятка воспитателям "Учим рисовать в нетрадиционной технике"

Никогда не критикуйте работы ребенка, чтоб он не отказался от занятий рисования....