«Рисование на воде»
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Рисование на воде.
Техника Эбру»
Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Задачи:
• Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.
• Познакомить детей с техникой рисования на воде.
• Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.
• Воспитывать, самостоятельность, аккуратность.
Материал:
Для опытов: одноразовые стаканчики, вода, молоко, картинки снежинок, кисточки, краски, лед.
Для рисования: пластиковые тарелки, кисти, краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру тарелок), клей, крахмал, желатин, палитра, вилки одноразовые.
Предварительная работа: актуализация знаний детей; о свойствах воды, наблюдение на улице за снегом и льдом, исследование холодной и горячей воды.
Ход НОД:
Снеговик: У меня стряслась беда,
Посмотрите! (Снеговик убирает рукавицы от лица, и все видят, что у него нет носа).
Кажется, я нос потерял! (Снеговик горько вздыхает, вытирает слезы)
Ребята солнце пригревает, а я таять начинаю. А вы не знаете почему? (Ответы детей).
Прощайте ребята встретимся зимой.
(Стук в дверь)
(Под фонограмму песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)
Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки.
Только мне непонятно: что такое вода, почему она течет?
И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд.
Откуда же он взялся?
Водяной: А я принес вам подарок, чтоб вы по быстрее могли ответить на мои вопросы. Это ковер самолет!
Водяной: Нам пора отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.
(Дети садятся на ковер самолет, читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Водяной: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают.)
Водяной: Ребята, вы любите экспериментировать? Посмотрите, мы с вами оказались в лаборатории. Ребята, вот ученые, прежде чем войти в лабораторию, надевают халаты, что бы ни испачкаться. А что нужно нам для того что бы пройти в лабораторию? (фартучки)
Завязывает фартуки и приглашает войти в лабораторию. Дети рассаживаются по местам.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
Водяной: Покажите мне, какими свойствами обладает вода.
Эксперимент№ 1:
Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Эксперимент№ 2:
Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинка. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть, что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое со стаканом молока
Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?
Вывод: Вода прозрачная.
Эксперимент№ 3: Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Эксперимент№ 4: «Вода меняет цвет»
Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Вывод: вода растворяет разные вещества.
Эксперимент№ 5:
«Лед – твердая вода»
Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Вывод детей: лед – твердая вода.
Давайте повторим, что мы узнали о воде.
Дети: Вода жидкая, прозрачная не имеет запаха и может растворять некоторые вещества.
Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду.
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Физкультминутка «Лиса»
Утром лисонька проснулась,
Вправо потянулась, Влево потянулась,
В кулачок все пальцы сжала,
Ручки, лапки растирала все лапки стала
– Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепали немножко,
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
Водяной: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.
Водяной: Мы с вами много узнали о воде. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (Нет) А почему? Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно. Но что для этого нужно? Как вы думаете? Ведь вода жидкая, а нам нужно сделать ее… Какой? (Густой) Вы правы ее нужно загустить.
Способы рисования на воде – техники эбру. Причем очень древняя техника рисования. Техника эбру пришла к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Ребята, как называется техника рисования на воде.
В емкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок может получиться. (показ рисунка).
Водяной: Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают, проходят и садятся за столы).
Прежде чем начать рисовать, что нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их).
Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
Мы капусту рубим,
(движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(имитировать посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(сжимать и разжимать пальцы)
Водяной: Давайте попробуем все вместе порисовать на воде. Возьмите тарелочки с водой. Теперь возьмите вилочку и тихонечко размешайте. Когда мы приготовил основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем на воду, сделаем несколько разноцветных капель. Берем вилочки «расчесываем» краску. Возьмем бумагу, она лежит у вас на столе, опускаем ее в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой.
Дети экспериментируют самостоятельно. Воспитатель проходит по группе и помогает тем, у кого трудности.
Водяной: Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились. А что вы нового узнали? Чем еще мы сегодня занимались? Как называется техника рисования на воде? Ребята, вам понравилось экспериментировать со мной? Мы сегодня с вами столько всего успели. Мы все молодцы. Давайте пригласим гостей посмотреть на наши необычные рисунки.
Если вы хотите еще порисовать на воде, то возьмите чистые листочки и продолжайте творить чудеса
Самоанализ НОД воспитателя во второй младшей группе
(воспитатель МАУДО «Детский сад №5» структурное подразделение Устюгова Ю.В.)
Деятельность была организована с воспитанниками второй младшей группы «Колобок», присутствовало 12 детей.
Тема: «Рисование на воде. Техника Эбру»
Тип НОД: интегрированный, включает экспериментирование и художественное творчество.
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
• Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.
• Знакомство детей с техникой рисования на воде.
• Развитие творческих способностей, эстетического восприятия, цветового сочетания, воображения, фантазии и мелкой моторики пальцев рук.
• Воспитание самостоятельности, аккуратности.
Проект НОД разработан на основании и в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы нашего учреждения, с учетом возрастных особенностей детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы и методы, в интересной и занимательной форме.
На каждый этап НОД были использованы наглядные пособия, которые мотивировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование в образовательной среде было рациональным и продуманным.
В процессе использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Сюрпризный момент «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.
Деятельность протекала динамично, т.к. были включены приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности и сменяемость поз, что позволило избежать утомляемости детей.
Основная часть деятельности была акцентирована на формирование познавательного интереса к экспериментам с водой.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях и экспериментах.
В каждом моменте я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций стимулировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы создать ситуацию успеха.
Во время образовательного процесса, я общалась с детьми на равных, старалась поддерживать у них интерес к деятельности на протяжении всего времени.
Все эксперименты были направлены на совершенствование познавательных процессов у воспитанников. Были проведены эксперименты с водой, физкультминутка и пальчиковая гимнастика. Итог деятельности был организован в виде техники рисования на воде эбру, чтобы в ходе ее проверить качество усвоения материала.
Дети активно участвовали в ходе НОД, чему во многом способствовала четкость организации работы, грамотный инструктаж, разнообразие упражнений, а также игровая и познавательная форма проведения.
Но несмотря на то, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Все же несколько детей работали в своем темпе, творческое задание выполняли чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше. С сожалением могу отметить, что: - не всегда четко были сформулированы вопросы к детям, - недостаточная динамичность непосредственно образовательной деятельности.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности.
В целом считаю, что цель была достигнута, а поставленные задачи решены и решаются в настоящее время.
В заключении хочу поблагодарить Вас за внимание и надеюсь, что Ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное рисование на воде в техни ке ЭБРУ.
Эпизод сюжетно- ролевой игры "Экспедиция на корабле" (хочу все знать) Дети плывут в Индию, узнать все о технике Эбру и рисуют необычными красками на необычной воде. Результаты восхитительные, не...
Презентация проекта "Эбру - древнейшее искусство рисования на воде"
Нетрадиционная техника рисования...
Рисование цветной водой на снегу.
Цель:развивать у детей творческую активность, закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование на снегу гуашевыми красками) ; вызвать стремлен...
ОД (рисование) "Рисование на воде"
В данной работе использовала подручные средства, ведь педагог должен уметь находить заменители. Еще эта техника называется Эббу (восточная техника)-рисование на воде....
Консультация: «Петрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - «Эбру». (Рисование на воде).
Эбру - это удивительное волшебство воплощения своей фантазии на воде. Древнейшее искусство рисования пришло к нам из Турции. Оно резко отличается от того рисования, к которому мы привыкли. ...
«Чудо на воде». Мастер-класс по «Эбру» — рисованию на воде
Нетрадиционная техника рисования.Рисуем на воде и получаем чудо!!!...