Консультация для воспитателей «Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Консультация для воспитателей
«Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации»
Автор:
Макарова Татьяна Александровна
Надым, 2022 г.
Консультация для воспитателей
«Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит, как поддерживать у детей индивидуальность и инициативу –создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. А установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, продуктивной деятельности, игры.
Рассмотрим определения самостоятельность и инициативность:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в
инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной
ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к
инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Взрослый (педагог, родитель) – посредник между детьми и культурой –
способен поддержать самоопределение ребенка. Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельности, общении и других ситуациях.
Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Иначе говоря, дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.
Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит?
Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают данное личностное качество. Например, в младшем дошкольном возрасте (3–5
лет) инициативность проявляется в выборе тематики игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и
предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной
деятельности. Иначе говоря, инициатива детей младшего дошкольного возраста проявляется в игре, продуктивной деятельности, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового
материала, ситуации.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет), инициативность проявляется во
всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию,
подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок
легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает
игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников.
Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума,
изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой
свободы их поведения и самостоятельности. В старшем дошкольном возрасте
детская инициатива лежит в основе становления познавательно исследовательской деятельности, стремления понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.
Развитие детской инициативы является основой культуры познания, условием
содержательного и радостного детства.
Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в
виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде
вербального исследования, т.е. вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как? откуда? и др.) или риторических, как бы адресованных
самому себе.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить
цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском
саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
2) Продуктивные виды деятельности.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества
личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Самоорганизация- деятельность, направленная на поиск и творческое
преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идѐт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4) Трудовая деятельность.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы.
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5) Метод «проектов».
Применение ―метода проектов‖ способствует социальному воспитанию детей
(пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу:
умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение
сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
6) Развитие коммуникативных качеств.
В процессе развития коммуникативных качеств. Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных
способностей состоит из четырѐх блоков:
1. развиваем умение сотрудничать;
2. развиваем умение активно слушать;
3. развиваем умение самостоятельно высказываться;
4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
Кроме этого, создана игротека на эту тему, содержащая речевые игры и
упражнения, которые преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать
самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребѐнка,
уверенность в собственных силах, учить ребѐнка смело высказывать свои
суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом
целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно.
Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им
действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут
смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы.
Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития
самостоятельности – тренировка конкретных навыков.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по
обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с
освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Выше сказанное показывает, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.
Несколько примеров игр способствующих развитию инициативности у детей дошкольного возраст:
1). Познавательная игра: «Запоминалка».
Цель: зрительное развитие.
Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед малышом, пусть ребѐнок сразу закроет глаза или отвернѐтся, и один предмет уберите, а дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.
2). Подвижная игра: «Передай мяч».
Цель: снятие излишней двигательной активности.
Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
3).Коммуникативная игра: «Зеркала».
Цель: развитие двигательной активности.
Ход. Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его
полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны
повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок
становится ведущим. Напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т.е.
должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участвовать педагогу в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь воспитателю: в подготовке к занятию разложить на места предметы или убрать и т.д. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "старается помочь". И во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся.
Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников.
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников....
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...
Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"
Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"...
Консультация для воспитателей "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников» Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он...
Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...
Консультация для воспитателей «Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт и передавало их младшим поколениям....