Игры и упражнения для детей с повышенной активностью
картотека
Игры для детей с повышенной активностью, сниженным уровнем внимания.
Задачи психокоррекционной работы с гиперактивными детьми:
1. Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость, распределение внимания).
2. Тренировка психомоторных функций.
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.
5. Обучение детей выразительным движениям.
6. Формирование у детей моральных представлений.
7. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
8. Обучение ауторелаксации.
Средства коррекции:
1. Этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.
2. Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемое и распределения внимания.
3. Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.
4. Упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_giperaktivnyh.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Задачи психокоррекционной работы с гиперактивными детьми:
1. Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость, распределение внимания).
2. Тренировка психомоторных функций.
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.
5. Обучение детей выразительным движениям.
6. Формирование у детей моральных представлений.
7. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
8. Обучение ауторелаксации.
Средства коррекции:
1. Этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.
2. Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемое и распределения внимания.
3. Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.
4. Упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Кричалки – шепталки – молчалки
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
Гвалт
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Найди отличие
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Разговор с руками
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Морские волны
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".
Ловим комаров
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"
Противоположные движения
Цель: преодоление двигательного автоматизма
Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку «Канадской народной песни» на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения противоположные первой если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т.д.
Упражнения на релаксацию, расслабление мышц и дыхание
Драка
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Подарок под елкой
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто, о чем мечтает.
Дудочка
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы, в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"
Штанга
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все лопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
Насос и мяч
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. " Затем играющие меняются ролями.
Ловим комаров (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"
Флажок
Цель: преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.
Звучит музыка (лучше марш), и дети двигаются под музыку свободно или маршируют. По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек). Музыка начинает звучать дальше. Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т.д.
Поссорились два петушка
Цель: развитие раскованности, самоконтроля
Звучит веселая музыка. Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами, имитируя ссору петушков.
Подвижные игры для гиперактивных детей на развитие внимания
«Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.
«Гонка за лидером». Двое участников состязания строятся за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперёд спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, то считается побеждённым.
«Запомни ритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, даётся ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмичной мелодии, она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
«Машинка» По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, к каждой из которых придумываются условные обозначения (два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).
«Повтори за мной». Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчёте на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном случае он же сам и выбывает. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему своё образец для повтора.
«Шапка невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
ж) Запрещенное движение. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта повторяют движения для рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Игры на распределение внимания.
«Мяч в круге» - стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
«Броуновское движение» - ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.
«Волейбол без мяча» - две команды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча, а за счёт обмена взглядами и соответствующих движений.
Тренировка усидчивости у гиперактивных детей
«Скамья запасных». Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до её окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.
«Восковая скульптура». До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в которой его оставил «скульптор»
«Живая картина». Создав сюжетную сценку, её участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.
«Автомобиль». Дети выступают в роли деталей автомобиля («колёса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий собирает автомобиль.
«Море волнуется» и другие игры типа «Замри - отомри».
«Золушка» (4-9 лет). Ребенку предлагается помочь Золушке разобрать зерна (смешать зерна гречихи, овса, ржи, риса, различных цветов и др.), затем подарить по 2-3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле. Задание усложняется, если ребенку завязать глаза.
Тренировка выдержки - контроль
импульсивности у гиперактивных детей
«Сила честности». Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но честно, т. е. не сгибаясь, полностью касаясь грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «честный» отжим не получается, игрока сменяет партнёр по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой набравшая 100 «честных» отжиманий. То же можно предложить с качанием пресса.
«Съедобное - несъедобное», «Черное с белым не носить», «да» и «нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.
«Подскажи молча». Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку, штрафуется или наказывается вся команда.
«Продолжи ритм». Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.
«Верхолазы». Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.
Игры типа «Угадай мелодию»
«Личный подвиг». Несдержанному, импульсивному ребёнку даётся индивидуальное задание: подняв для ответа руку, самому её опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять её опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.
Добившись возможно больших проявлений внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных сочетаниях: внимание + сдержанность, усидчивость + внимание, усидчивость + сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки с не завязанными глазами, а на «честность» - игры с закрытыми глазами: «Кто ушёл?», «Кто, где сидел?», «Слепой скульптор?» и т. п.
Игра: «Давайте поздороваемся».
Цель: Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.
Содержание: Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих. Варианты сигналов ведущего: Хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам; Звонок колокольчика — погладить по спине партнера; Звук свистка — поздороваться «спинками». Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.
Игра: «Сто мячей»
Цель: Игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий — играть молча.
1 этап. Все участники встают в круг. В руках у ведущего — мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих — поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол. Переход ко второму этапу возможен лишь тогда, когда участники отработают навык невербального общения при передаче мяча. (При работе с детьми между проведением 1-го и 2-го этапов может пройти не одна неделя. Главное — не форсировать события, иначе игра не удастся, и дети быстро потеряют интерес к ней).
2 этап. Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один, дополнительный мяч, тем самым, усложняя проведение игры. На последующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять и т. д. мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения хотя бы одного мяча на пол. Если же мяч все-таки упал, количество мячей сокращается на один.
Примечание. В очень сплоченной аудитории (или в группе школьников) можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих.
Игра: «Черепаха»
Цель: Научиться контролировать свои движения. Тренер встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.
Игра: «Маленький зверек»
Цель: Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.
Содержание: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т. д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».
Обсуждение: Тренер задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно 3 минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения? Затем тренер знакомит участников с детским вариантом данной игры.
Улитка (автор – Н. Кряжева)
Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Возраст: 5-6 лет
Количество играющих: 4-5 человек
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.
Комментарий: Чтобы выполнить правила этой игры, детям дошкольникам требуется приложить немало усилий, т.к. они активны и подвижны. Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.
Пальцы-звери добрые, пальцы- звери злые. (автор – О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативность навыков
Возраст: 4-5 лет
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.
Комментарий: взрослые предлагают детям превратить свои пальчики, например, на правой руке - в добрых волчат, а на левой руке – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
Расставить посты.
Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Описание игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен оставаться на месте, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.), когда все дети будут стоять по местам, называется новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарий: в игру вводить дополнительные правила оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребенок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно. В случае участия в игре детей с задержкой психического развития или с синдромом дефицита внимания и гиперактивности акцент будет смещен на развитие у них чувства ответственности по отношению к другим людям.
Зеркала.
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа людей.
Описание игры: Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторять их. Если ребенок ошибся, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: Необходимо напомнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), сто и он.
Час тишины и час «можно» (автор И. Кряжева)
Цель: развитие произвольности поведения
Возраст:2-3 года
Количество играющих: любое
Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами - рисованием, лепкой и т.д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется – бегать, прыгать, кричать, петь и т.д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругать, обижать кого-то и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для детей с повышенной двигательной активностью
Игры и упражнения для развития внимания и снижения импульсивности....
Игры и упражнения на формирование вопросительно-познавательной активности у старших дошкольников
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. В предлагаемом матери...
Консультация для родителей "Дети с повышенной активностью"
В материале идет речь о гиперактивных детях: признаки гиперактивности и советы родителям гиперактивных детей....
Игры и упражнения для детей с высоким уровнем двигательной активности
Картотека игр и упражнений для детей с высоким уровнем двигательной активностиКартотека подижных игр для детей 5-7 лет...
Образовательная практика «Пальчиковые словесные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
Опыт работы образовательной практики во 2 младшей группе "Пальчиковые словесные игры,как средство развития речевой активности младших дошкольников"...
Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Игры, направленные на повышение самооценки
Целью данных игровых упражнений является поддержка и преодоление трудностей с личностной самооценкой,возникшей на жизненном пути ребенка....
Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "
Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "...