Программа адаптации детей ясельного возраста к условиям детского сада
рабочая программа

Макарова Елена Николаевна

Данная программа будет интересна педагогам и специалистам детского сада. Она раскрывает аспекты адаптации детей ясельного возраста к условиям детского сада. Программа рецензирована и опробирована.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptashki.docx326.67 КБ

Предварительный просмотр:

http://ds24nov.ucoz.ru/_nw/3/11698466.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Период раннего детства - время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Организованная воспитательно-образовательная деятельность, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1,6 до 3 лет, является базой для дальнейшего развития интеллектуального потенциала. Только в результате целенаправленного развития детей в ранний период возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря организации детской деятельности по следующим направлениям:

- физическое развитие;

- социально-личностное развитие;

- познавательно-речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Систематическое педагогическое воздействие позволяет формировать у детей раннего возраста эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе  ДОУ у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей само организованности - формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Содержание и организация образовательного процесса в программе направлены на сохранение и укрепление здоровья, формирование речевого и интеллектуального развития детей раннего возраста, успешную адаптацию и социализацию в дошкольном учреждении. Содержание воспитательно-образовательного процесса программы для детей раннего возраста можно рассматривать как основу для дальнейшего успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В настоящее время появилось больше возможностей для внедрения новых форм образования в дошкольных учреждениях. Группа кратковременного пребывания - одна из таких форм. Социальный опрос показывает, что самыми востребованными являются группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Адаптационные группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду, обеспечивают доступность образовательных услуг для всех слоев населения.

Нормативная база

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" №272 –ФЗ от 29.12.2012г.
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 (ред. от 24.09.2010).
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 08.11.2010).
  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (ред. от 24.09.2010).
  • Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Правила оказания услуг в сфере дошкольного образования».
  • СанПиН 2.4.1.2660-10 (постановление от 22.07.2010 № 91, г. Москва).
  • Письмо МО РФ от 31.07.2002 № 271/23-16 «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации».
  • Приказ Министерства труда социальной защиты Российской Федерации №544 от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта
  • «Положение о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения», утвержденное Распоряжением Первого заместителя Премьера Правительства Москвы о «Педагог» ( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)
  • Устав МБДОУ

Документация, необходимая для открытия адаптационной группы кратковременного пребывания «»

1. Положение об адаптационной группе кратковременного пребывания «Адапташки»

2. Режим работы организации жизнедеятельности группы и учебный план.

3. Список детей и табель посещаемости детей.

4. Заявление родителей (законных представителей) и договор между МБДОУ и родителями ребенка (законными представителями)

5. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

6. Перспективный план образовательной деятельности.

7. Карты по определению адаптированности ребенка к поступлению в ДОУ.

8. Приказ об открытии ГКП.

Цель адаптационной группы кратковременного пребывания

1. Создание плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

2. Всестороннее развитие детей раннего возраста.

3. Социализация детей раннего возраста, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Задачи, на решение которых направлена деятельность

адаптационной группы

1. Консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по проблемам воспитания и развития детей раннего возраста.

2. Пропаганда среди родителей знаний о физическом, психическом здоровье детей с целью обеспечения эмоционального благополучия и учёта индивидуальных возможностей детей раннего возраста.

3. Развивающая работа с детьми раннего возраста, не посещающими дошкольные учреждения.

4. Укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста; обеспечение эмоционального благополучия с учётом индивидуальных возможностей детей.

5. Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; чувства защищённости и доверия к окружающему.

6. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, агрессивности.

7. Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям (анкетирование).

8. Создание единого стиля воспитания и общения с ребёнком в дошкольном учреждении и семье.

По итогам прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в мае в МБДОУ проводится заседание итогового медико-педагогического совещания.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ

КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

В основе подбора содержания образовательной работы с детьми легли программа «Кроха» (авторы: Г. Г. Григорьева, 2010),и программа «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез,)

Соотношение образовательных программ строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

Взрослый привлекает детей к организованной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и видам деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера-участника.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:

  • организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
  • гибкий охват детей (индивидуально, парами, подгруппами) формами и содержанием деятельности, соответствующими их возрастным возможностям;
  • дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (7-10 минут).

Цель образовательной программы: обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 1,6 месяцев до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Задачи образовательной программы:

1. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в группах кратковременного пребывания.

2. Создать предметно-развивающую среду, активизирующую познавательную деятельность ребенка.

3. Повысить культуру общения между взрослыми и детьми.

4. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.

5. Пропагандировать среди семей микрорайона (города) посещение детей раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление-главное средство и цель социализации).

Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид успевает и воспроизводит, репродуцирует определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.

Режим дня адаптационной группы кратковременного пребывания Время пребывания с 10.30 до 12.00

Прием детей, осмотр, игры

10.30. -10.40

Индивидуальное общение с педагогом,

совместная деятельность взрослого и ребенка

10.40.-11.00

Игры с дидактическим  материалом

11.00.-11.10

Занятие – игра

(Музыкальное /Физкультурное)

11.10.-11.40

Занятия с педагогом – психологом. Игры на развитие речи, сенсорное развитие

11.40-11.50

Игры, уход детей домой

11.50 - 12.00

Режим работы группы кратковременного пребывания 2 раза в неделю по 1,5 часа - с 10.30 до 12.00

Требования к организации предметно-развивающей среды

  • Позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека;
  • удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности;
  • предоставляет «пищу» разуму и не сковывает движения;
  • соответствует возрастным и сезонным возможностям и потребностям ребенка;
  • представляет собой доступную для впитывания сознанием ребенка систему понятий и явлений окружающего мира.

Расписание организованной образовательной деятельности в адаптационной группе кратковременного пребывания

Режим работы

10.30- 12.00

Понедельник

11.00.-11.10

Игры с дидактическим материалом

(сенсорное развитие)

11.20- 11.30

Физическое развитие

Среда

11.00 -11.10

Игры с дидактическим материалом

(развитие мелкой моторики рук)

11.20 – 11.30

Музыкальное развитие

Учебный план адаптационной группы

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическая культура

1 раз в неделю/10 мин.

Рисование

Лепка

1 раз в неделю /10 мин.

1 раз в неделю /10 мин.

Музыкальное занятие

1 раз в неделю /10 мин.

Речевое развитие

Индивидуальное общение с педагогом, чтение художественной литературы в свободной деятельности

Изобразительная деятельность детей 2-3 лет

Задачи: вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной, тестом; привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям, а в лепке - к вылепленным предметам; приучать к аккуратному обращению с изобразительными материалами; развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

Месяц

Рисование

Игры и упражнения

Лепка

Игры и упражнения

Апрель

Тема «Стебельки для цветов». Цель: подводить детей к передаче преднамеренного изображения

Материал:

Кукла нарядная, зеленый фломастер, картина с цветочками, большой лист бумаги с цветами без стебельков и вазой.

«Тесто шлеп-шлеп»

1.Познакомить детей с пластичным материалом (тестом).

2. Учить детей шлепать ладонями обеих рук по тесту.

3.Формировать интерес к работе с тестом.

4.Развивать мелкую моторику.

1.Игра с собачкой.

«Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу».

2. Игровой прием: собачка приехала на машине и привезла с собой кастрюльки с тестом.

3. Игра «Шлеп – шлеп»

«Шлеп, шлеп, шлеп,

моя ладошечка!

Получилась

тонкая лепешечка!»

Тема «Дождик кап-кап». Цель: учить ритмом штрихов передавать изображение капелек дождя.

1.Чтение стихотворения

«Грох-грох»

«Потемнело все кругом!

Дождик, крупный, что горох!

Туча по небу бегом!

И гремит: грох, грох, грох»! (Г.Лагздынь)

2. Прослушивание музыкальной композиции «Дождик» (муз.М. Раухвергера).

3. Упражнение «Дождик» (дети указательным пальцем правой руки дотрагиваются до левой ладони, в такт музыке).

4. Рисование.

Тема «Заборчик». Цель: учить приемам лепки из целого куска глины

Материал: Мягкий пластилин, доска для лепки, муляж ферма с игрушками (домашние животные живущие на ферме) на каждого ребёнка шпажки соединенные между собой (перекладины, для того чтобы выложили пластилиновые палочки.

Тема «Разноцветные колечки». Цель: учить передавать очертание форм, похожих на округлые.

Раздаточный материал: стаканчики с цветными карандашами, листы бумаги.

Наглядный материал: мольберт, образец, форма круга – колечки.

Тема «Горох для петушка». Цель: учить раскатывать комочки глины круговыми движениями

Тактильное упражнение «Погладь мячик…»

Лепка с помощью взрослого.

Тема «Колобок катится по дорожке». Цель: учить рисовать округлую форму.

1.Сюрпризный момент:

Персонаж из театрализованной игры (бабка, дедко..) вкатывают колобок к детям в группу…

2.Песенка колобка:

«Я колобок, колобок, по амбару метён, по сусеку скребён…»

3.Пальч.гимн. «Круглый бок, румян.бок.- сидит на травке колобок!»

4.Лепка с помощью взрослого.

Тема «Орешки». Цель: учить отрывать от комка глины небольшие кусочки, раскатывать их в ладонях.

Тактильное упражнение «Погладь мячик…»

Лепка с помощью взрослого.

Май

Тема «Колеса машинки». Цель: учить закрашивать части рисунка.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение о грузовике:

 Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине

Кот кататься не привык

Опрокинул грузовик.

-Посмотрите на картинку. Грузовичок загрустил.

-грузовичок, почему ты грустишь?

-Я забыл вам рассказать, что у моих друзей беда. Они так хотели покатать котов, но коты опрокинули их и сломали им колеса.

-Не переживай грузовичок. Ребята, мы поможем грузовичку?

-Покажите, как колеса крутятся (крутят кулаками перед грудью).

Колеса крутятся-вертятся,  крутятся-вертятся

Едем, едем, долго едем

Очень длинен этот путь

(притопы)

Тема «Конфеты». Цель: учить отделять часть от целого куска глины

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание, показ способа действия.

Мотивация: поможем мишке.

Материалы и оборудование:

- мягкая игрушка Мишутка;

- Корзинка и поднос ;

- пластиковые доски;

- пластилин;

Тема «Шарики воздушные». Цель: учить изображать формы, похожие на круг.

Материалы:

А) демонстрационные - воздушные шары, нитки двух цветов (красный, синий).

Б) раздаточные - кисточки, краски двух цветов, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.

Тема «Колобок». Цель: учить раскатывать комок пластилина круговыми движениями.

1.Игровая мотивация «Колобок для бабушки и дедушки»

2.Инструкция маме по способу действия –  сделать лепешечку, затем поставить пальчик на край, придавить.

3.Самостоятельная работа мамы и ребёнка. Проговаривание песенки колобка.

4.Обыгрывание поделки «Колобок для бабушки»

Тема «Украсим платье куклы». Цель: учить наносить мазки на силуэт платья

Материалы: силуэты белого платья (для каждого ребенка, кисточки, гуашь, салфетки, непроливайки с водой, подставки для кисточек. Образец готового украшенного платья на мольберте.

Тема «Самолет». Цель: учить раскатывать палочки прямыми движениями, соединять части.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением самолётов;

- выполнение движений по показу воспитателя в пальчиковой игре "Самолёт" и физкультминутке;

- чтение стихотворения А. Барто "Самолёт";

Тема «Украсим матрешкам сарафаны». Цель: учить наносить яркие пятнышки, мазки на силуэты.

Предварительная работа:

 Рассматривание  иллюстраций,  различных игрушек, ознакомление  с  разными материалами  из  которых   изготавливают  игрушки.  

Материалы:

 Краски – гуашь разных цветов,  деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге.

Тема «Грибы». Цель : лепить форму из двух частей, слегка сплющивать комочек.

Вызвать у детей радостное настроение , удовлетворение проделанной работы .Воспитывает интерес и бережное отношение к природе.

Материал: искусственные деревья, для создания «леса», игрушки, грибы и ежик.

Раздаточный материал: дощечки для лепки, пластилин, салфетки.

Освоение основных видов движений и физических упражнений детьми третьего года жизни (с 2 до 3 лет)

Задачи: продолжать развивать двигательные действия детей на основе познания образа движений, навыков ходьбы, бега, лазанья, упражнений в равновесии, прыжков; побуждать к выбору любимых игровых упражнений и подвижных игр: воспитывать эстетическое отношение к выполнению физических упражнений.

месяц

Содержание работ

апрель

Ходьба стайкой за взрослым, со сменой направления. Прыжки «Зайчики прыгают по дорожке». Подлезание под веревку. Бросание мяча.

ОРУ: (без предметов)

1. И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить - «Птички машут

крыльями».

2. И. п.: то же. Присесть, постучать пальчиками по коленям и

выпрямиться - «Птички клюют зернышки».

3. Бег («птички летают»).

П/и «Принеси мяч»

Ходьба друг  за другом по кругу, с перешагиванием палок, Бег со сменой направления и темпа, Бег по кругу Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием - двух предметов. Бросание мяча двумя руками. 

ОРУ: (с кубиками)

  1. И, п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Соединить руки, не сгибая в локтях, ударить кубик о кубик, развести руки в стороны. Повторить 6-8 раз.
  2. И. п. : лежа на животе, руки согнуты, кубики поднять к плечам. Выпрямить руки вперед («показали кубики воспитате6лю») вернуться в и.п. («спрятали»). Повторить 4-6 раз.
  3. И, п.: стоя, руки с кубиками опущены. Присесть, коснуться кубиками пола, выпрямиться, поднять руки вверх. Движения выполнять в бодром темпе, стараться делать полное приседание. Повторить 4-6 раз.

ОВД: Подскоки на месте на двух ногах (15-20с.).

П/и «Идите к собачке». Повторить 2-3 раза. Дети

сидят на стульях, воспитатель находится на противоположной стороне комнаты, зовет малышей к себе посмотреть собачку. Дети подходят, гладят собачку, она лает, и все убегают на места»

Ходьба друг за другом между предметами чередуется с бегом, Ходьба боком - по гимнастической скамейке. Бросать мяч вдаль из-за головы двумя руками, бежать за мячом. Повторить 3-4 раза.

ОРУ: (с погремушками)

  1. И, п.: сидя, ноги свободно на полу. Поднять погремушки вверх, отрясти и опустить. Повторить 2-3 раза каждой рукой.
  2. И, п.: стоя. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, показать руки воспитателю; присесть, взять погремушку, выпрямиться и показать ее воспитателю. Повторить 4-6 раз.
  3. И, п.: лежа на животе, руки с погремушкой у подбородка. Вытянуть руки вперед, показать погремушку и спрятать ее у груди. Повторить 4-6 раз.

Свободно поплясать с погремушкой.

ОВД: Прыжки из обруча в обруч.

П/И: «Идите к собачке». Повторить 2-3 раза

Ходьба друг за другом между стульчиками, змейкой. «Подползи под воротики». Воротики -  высота 40-50 см. Повторить 2-3 раза.. Задачи. Упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под препятствие, не задевать его. Катать мяч двумя руками вперед и догонять его.

Повторить 3-4 раза.

ОРУ: тоже

ОВД: Ползание на четвереньках (с опорой на ладони и колени) между предметами «змейкой».

П/И: Зайка

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание игры: выбирают «зайку» среди детей, ставят его в центр круга. Дети выполняют движения под слова

май

Ходьба друг  за другом по кругу, Бег со сменой направления и темпа, Бег по кругу. Учить ходьбе на носках и пятках.

ОРУ: (без предметов)

  1. И, п.: сидя на стуле, руки на коленях. Поднять руки через стороны вверх, опустить на колени. Повторить 4-6 раз.
  2. И, п.: сидя на стуле, руками держаться за сиденье с боку. Поднять одну ногу и опустить, поднять другую ногу, опустить. Повторить 3-4 раза.
  3. И, п.: стоя за стульчиком, держаться за спинку. Присесть и выпрямиться («спрятались от воспитателя и показались»). Повторить 4-6 раз.
  4. И, п.: стоя, руки свободно. Подскоки на месте (15-20секунд).

Спокойная ходьба между стульями за инструктором (воспитателем).

ОВД: Прокатывание мяча между предметами

П/И: «У медведя во бору»

Задачи: знакомить детей с русскими народными подвижными играми; учить бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ходьба друг  за другом по кругу, Бег со сменой направления и темпа, Бег по кругу. Учить ходьбе на носках и пятках.

ОРУ: (с флажками)

  1. И, п.: сидя, ноги вытянуть, флажок в одной руке. Поднять руки вверх, помахать флажком над головой и опустить. То же выполнить другой рукой. Повторить 3-4 раза каждой рукой.
  2. И, п.: стоя, ноги на ширине плеч, флажок в одной руке. Поднять руки вверх, наклониться в одну и другую сторону («ветер колышет флажок»). То же выполнить другой рукой. Повторить 3-4 раза каждой рукой.
  3. И, п.: сидя, ноги врозь, флажок держать обеими руками. Наклониться вперед,  постучать несколько раз флажком об пол, выпрямиться, поднять флажок вверх. Повторить 3-4 раза.
  4. Бег с флажком друг за другом (20-30 с.)

Ходьба.

ОВД: Ползание по скамейке с опорой на ладони и колени.

П/И: Зайчик в домике

Задачи:  упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

Описание  игры:  обручи лежат на полу — это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики.

Ходьба друг  за другом по кругу, Бег со сменой направления и темпа, Бег по кругу. Учить ходьбе на носках и пятках.

ОРУ: (с платочками)

1.        И, п.: сидя на ковре, платочек в правой руке. Поднять платочек над головой, помахать и опустить на колени то же выполнить левой рукой. Повторить 3-4 раза каждой рукой.

2.        И, п.: стоя, взять платочек обеими руками за углы, руки опущены. Присесть, поднять платочек перед лицом («все спрятались, нет никого»), выпрямиться, опустить платочек. Повторить 4-6 раз

3.        И, п.: лежа на животе, платочек в вытянутой вперед руке. Поднять руки вперед, опустить. Повторить 3-4 раза каждой рукой.

4.        И. п. :подскоки на месте на двух ногах.

Ходьба за инструктором (воспитателем)

ОВД: Ползание на четвереньках (с опорой на ладони и колени) между предметами «змейкой».

П/И: ЦЫПЛЯТА

Цель: учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц.

Ходьба друг  за другом по кругу, Бег со сменой направления и темпа, Бег по кругу. Учить ходьбе на носках и пятках.

ОРУ: (с ленточками)

  1. И, п.: стоя, ноги слегка расставлены, лента на полу у ног. Наклониться вперед, колени можно сгибать, взять руками за концы ленты, выпрямиться и поднять ее вверх над головой. Затем наклониться положить ленту на пол и выпрямиться. Повторить 4- 6 раз.
  2. И, п.: лежа на спине, взять руками за концы ленты и держать над грудью. Поднять одновременно обе ноги, коснуться ленты и опустить. Повторить 4- 6 раз.
  3. Подскоки на месте, держа ленту в руке.
  4. Ходьба друг за другом. Положить ленту.

ОВД: Прыжки из обруча в обруч.

П/И: САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая р взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону ( «бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Музыкальное воспитание детей от 2 до 3 лет

Задачи: воспитывать эмоциональный отклик на музыку, привлекать внимание к ее содержанию, развивать умение вслушиваться в музыку, различать отдельные произведения; развивать сенсорные способности детей, знакомя их с музыкальными игрушками, различными по высоте и тембру звучания; формировать певческие интонации, элементарную ритмичность движений.

Период прохождения материала

Слушание музыки

Музыкально-ритмические движения

Пальчиковые игры

апрель

май

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

1 месяц

Цель: формировать умение повторить за воспитателем строчки потешек, выражая радость, сочувствие персонажам; выполнять игровые действия.

1.Русская народная потешка  «Водичка, водичка...»

2.Стихотворения А. Барто «Бычок», «Мячик».

3. Русская народная сказка «Репка»

4. Русская народная песенка «Заинька, походи, серенький, походи»  

5. Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).

II месяц.

Цель: побуждать повторять знакомые потешки; участвовать в играх по несложным сюжетам, используя игрушки («Курочка Ряба», «Курочка-рябушечка»), эмоционально повторяя слова персонажей.

1. Русская народная потешка «Наша Маша маленька...».

2. Русская народная потешка «Как у нашего кота...»

3. Русская народная потешка «Пошел котик на Торжок».

4. Русская народная сказка «Колобок» (в обработке К. Ушинского).

5. Стихотворения А. Барто «Лошадка», «Грузовик», «Самолет».

6. Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

  1. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами.
  2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия, зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
  3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
  4. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Содержание образовательной деятельности

Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру). Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.

Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов- названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.

Освоение фигур (круг, квадрат, треугольник), подбор по образцу, «опредмечивание» фигуры. Различение по величине, сравнивание трех предметов по величине.

В процессе ознакомления с природой малыши узнают объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.

Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.

Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.

Содержание образовательной деятельности

по познавательному развитию детей

Тема занятия

Задачи

Конспекты ОД

Игры и упражнения

1

Д/и «Катание с лотка цветных шариков»         

1. Продолжить знакомить с цветом.

2. Познакомить с понятием «большой» и «маленький».

3. Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

Пальчиковая игра «Ладушки».

Игра: «Дай, ладошечку».

Упражнение: «Прокати шарик».

П/и «Пузырь».

2

Д/и «Нанизывание колец на стержень».

1. Формировать умения различать размеры колец.

2. Учить понимать слово «кольцо».

3. Продолжить знакомить с цветом

Стих-е с обыгрыванием «Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою топ».

Игра «Что есть у детей?» У детей есть глазки, чтоб смотреть. (Дотрагиваются до глаз.) У детей есть ушки, чтобы слушать. (Дотрагиваются до ушей.) У детей есть носик, чтобы нюхать. (Дотрагиваются до носика.) У детей есть ротик, чтобы кушать. (Дотрагиваются до ротика). У детей есть ножки, чтобы топать. (Топают ногами) У детей есть ручки, чтобы хлопать». (Хлопают) Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 вышли мышки погулять». Д/и «Нанизывание колец на стержень». П/ игра «Мы ногами топаем» «Мы ногами топаем топ-топ-топ, Ручками мы хлопаем хлоп-хлоп-хлоп. Приседаем, приседаем и как птички мы летаем. На носочках потянулись, за грибочками нагнулись, А теперь скорей бежать – никому нас не догнать!»

3

Д/и «Такие разные зайцы»

1. Формировать понятие «большой», «маленький».

Стих – е с обыгрыванием: «Грустный зайчик» «Очень вкусный лист капустный,- Говорил мне зайчик грустный. - Отчего ж ты зайчик, грустный? - Потерял я лист капустный!» Игровое упражнение «Кубики для зайцев». П/игра «Зайцы и волк».

Зайки скачут: скок, скок,

По лесочку, под кусток.

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

4

Д/и «Подбери предметы по цвету»

1. Учить детей подбирать предметы по цвету и форме путем зрительного обследования.

Загадка: Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку? Д\ упражнение: «Мокрый зайчик». Зайку бросила хозяйка - под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не мог – весь до ниточки промок. (А. Барто) Д/ игра «Платочки и прищепки» Упражнение: Скачут зайки по дорожке, прыг-скок, прыг-скок! Скачут маленькие ножки, прыг-скок, прыг-скок! Мы за зайчиком пойдем топ-топ-топ-топ. Ну-ка веселее топ-топ-топ-топ. Вот как мы умеем, топ-топ-топ-топ Ай да детки молодцы, у деток ножки хороши. Д/игра «Подбери по цвету».

5

Д/и «Играем с матрёшками»

1. Формировать умения открывать и закрывать игрушку, различать нижнюю и верхнюю части матрёшки, понимать слово «матрёшка».

2. Воспитывать интерес и наблюдательность.

Стих-е с обыгрыванием: Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво, Очень ярко и красиво. Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся!» «Вот пять кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах, На столе у нас живут — Всех матрешками зовут!» Д/ игра: «Ах, матрешки!» Игровое упражнение: «Хлопают в ладошки Дружные матрешки, (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед. Топают матрешки (топают ногами) Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

6

Д/игра «Кто это?»

1.Развивать слуховое внимание.

2. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными.

3. Воспитывать желание подражать взрослому, повторять за ним

Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 вышли мышки погулять». Игра: «Отгадайте, кто кричит?» Д/игра «Кто это?»

7

Д/ игра

«Разложи предметы на группы»

1. Продолжать учить детей фиксировать внимание на величине предметов.

2.Формировать умение пользоваться простейшими приёмами нахождения сходства и различия однородных объектов по величине, при этом ориентироваться на слова: «большой», «маленький», «такой», «не такой».

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Д/игра «Найди такой же». Игровое упражнение: «Дай ладошечку».

Д/и «Разложи кружочки».

8

Д/игра «Достань шарик»

1. Научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды.

2.Активизировать произнесение слов: шарик, упал, достанем, вода.

3. Воспитывать интерес к действиям и настойчивость в достижении цели.

Стих-е с обыгрыванием:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто) Д/игра «Достань шарик».

Результат адаптации ребенка

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель  может сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить два основных фактора поведенческой адаптации в группе кратковременного пребывания: эмоциональное состояние и коммуникабельность.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, О, -1, -2, -3). Суммарно по всем факторам можно получить +6 или -6, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.

Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

(возраст детей с 2 до 3 лет)

Ф. И. ребенка______________________Возраст _

Диагностируемые качества, психические процессы

Показатели нервно-психического развития

Макси-мальное количество баллов

апрель

Май

Независимость

Способен самостоятельно ориентироваться в здании, в группе

Может сменить одежду

Одевает правильно одежду, обувь

Пользуется самостоятельно туалетной комнатой

Пользуется самостоятельно салфеткой после еды

Социализация

Отвечает на приветствие, вопрос («Доброе утро», «Как дела?»)

21

Умеет сказать и воспринять слова: «пожалуйста», «спасибо», «извините»

Принимает помощь педагога и сверстника

Просит помощи, если она необходима

Убирает самостоятельно игрушки, материалы за собой

Проявляет интерес к поручениям взрослого

Демонстрирует добрые чувства и уважение по отношению к сверстникам

Развитие крупной моторики

Ходит и бегает, не наталкиваясь на других детей

27

Подлезает под веревку (высота 40-30 см)

Лазает по гимнастической стенке вверх, вниз (высота 1,5 м)

Бросает мяч: - вперед двумя руками снизу; - от груди; - из-за головы; - через шнур

Бросает мяч правой, левой рукой: - на дальность; - горизонтальную цель

Ловит мяч, брошенный воспитателем

Прыгает на двух ногах: - на месте; - с продвижением вперед; - в длину с места

Перешагивает через предметы (высота 10-1 5 см)

Ходит по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см

Сенсорное развитие

Различает предметы по форме (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник)

18

Различает предметы по величине (до 5 размеров)

Может собирать по принципу увеличения и уменьшения: - большой - маленький; - длинный - короткий

Распознает плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник)  

Знает названия: - основных цветов; - неосновных цветов

Различает: - шумы (громкий - тихий); - горячий - холодный; — сладкий — соленый

Развитие мелкой моторики

Умеет совершать виды предметной деятельности: - пересыпать; - перекладывать; - сортировать; - вкладывать; - вкалывать; - откручивать и закручивать; - опускать и проталкивать предмет; - нанизывать; - вытаскивать предмет из емкости

9

Успешно работает: - с бельевыми прищепками; - пинцетом и бусинками

Правильно держит: - столовые приборы; - карандаш

Развитие речи

Знает названия: - окружающих предметов; - овощей; - фруктов; - цветов; - ягод; - деревьев; - насекомых; - птиц; - диких животных; — домашних животных и их детенышей

12

Рассказывает потешки, небольшие стихотворения

Знает временные понятия (вчера, сегодня, завтра)

Знает пространственные понятия (близко, далеко, низко, высоко)

Развитие доизобразительной деятельности

Рисует: - закругленные линии (солнышко, облачко); - узоры по образцу  

9

Лепит: - баранки; — пирамидки; - яблочко

Раскатывает колбаски и шарики из теста

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации. 1.Эмоциональное состояние ребенка:

 +3 - весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен;

+2 - улыбается, настроение хорошее, спокоен;

+1 - иногда задумчив, замкнут;

 -1 - легкая плаксивость, замкнут;

-2 - плачет за компанию; плач приступообразный;

 -3 - сильный, истерический плач; подавленное настроение.

2.Социальные контакты ребенка:

 +3 - много друзей, охотно играет с детьми;

+2 - сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми;

 +1 - безразличен к играм, отстранен, замкнут;

-1 - невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру;

-2 - проявляет тревогу, бросает начатые игры;

 -3 - недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

 Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

 охотное общение с другими детьми.

 адекватная реакция на любое предложение воспитателя.

 нормальное эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Программа "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада"

Предпосылкой создания данной программы послужил мониторинг адаптации детей к условиям детского сада....

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Вместе с мамой»

Адаптация – это процесс разработки новых способов активности для обеспечения эффективности в меняющихся условиях и сохранения психофизического благополучия. Цель адаптации ребенка к детскому сад...