Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников
консультация

Метод проектов-это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей- исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познает окружающий  мир и воплощает новые знания в реальные продукты. «Все, что я познаю, я знаю ,для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов  как один из методов интегрированного  обучения дошкольников, основывается  на интересах детей .Метод предполагает  самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно ,дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении ,использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста

Система российского дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям , к организации в них  воспитательно - образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания программ, методик и технологий, результатам и результативности их деятельности.

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. По мере развития общества экология всё больше преобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук.В середине XX века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой ,которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлимой  для обитания .В настоящее же время оно же стало одним из важных направлений дошкольной педагогики. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников ,существует  ряд дополнительных программ.

С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, повышения уровня профессионализма педагогов ДОУ, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей ,а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений  при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные  и  качественные изменения в практике работы педагогов ,в организации методической работы в ДОУ.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и  требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития ,особенностями его отношений с окружающим миром ,уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

Как показывают опросы современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно ,под влиянием телепередач, телерекламы ,литературы и мультфильмов .Как отмечал Л.С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования-комплексы ,псевдопонятия .Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения.

С точки зрения экологического образования- это означает ,что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи  в природе, выделять основные понятия ,классифицировать определенные объекты, делать обобщения ,выводы.

Для ребёнка-дошкольника характерно целостное восприятие окружающего мира .В этом возрасте ребёнок ещё не выделяет себя из окружающей среды. Он не знает, что принадлежит ему (психическое ,субъективное),а что-нет(объекты природы).Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях экологического образования на данном этапе.

Для воспитания экологически грамотного человека важна появляющаяся в старшем дошкольном возрасте способность подчиняться определенным правилам. В то же время ребёнок не  может сдерживать свои порывы ,полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания ,в том числе и экологического.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем ,исследователем того мира который его окружает.

Интегрированный метод обучения является для детей дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Более в широком масштабе можно раскрыть мир природы перед детьми используя метод проектов в экологическом образовании ребёнка дошкольного возраста.

При планирование работы по экологии можно выделить следующие задачи:

1.Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

2.Накопление детьми эмоционально-познавательного опыта общения с природой.

3.Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

4.Формирование умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь ,а также навыков природоохраняемой деятельности в ближайшем окружении.

5.Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Метод выступает чаще всего как методический приём, дающий возможность сделать обучения в дошкольном возрасте своеобразным природе ребёнка .Проектный подход даёт ребёнку возможность не только приобрести определённые знания ,навыки ,умения, но и конкретно использовать их в определённом контексте.

Метод проектов-это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей- исследовательская ,познавательная ,продуктивная ,в процессе которой ребёнок познает окружающий  мир и воплощает новые знания в реальные продукты. «Все, что я познаю ,я знаю ,для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов  как один из методов интегрированного  обучения дошкольников ,основывается  на интересах детей .Метод предполагает  самостоятельную активность воспитанников детского сада .Только действуя самостоятельно ,дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении ,использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Проекты:

.Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

.Помогают осваивать детям окружающую действительность.

.Способствуют развитию творческих способностей.

.Способствуют умению наблюдать и слушать.

.Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.

.Способствуют развитию внимания, мышления, воображения.

.Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.

.Развивают память, речь.

Основная цель проектного метода:

Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников ориентированных на диалогическое взаимодействие детей родителей ,способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Виды проектов:

.Исследовательские

.Информационные

.Творческие

.Игровые

.Практические

.Ознакомительно-ориентировочные

 Продолжительность выполнения проекта:

.Краткосрочный

.Долгосрочный

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап

2.Организация проектирования

3.Проектирование

4.Презентация

1.Подготовительный этап:

.Определить вид проекта

.Определить цели и задачи развития обучения, воспитания

.Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта

.Составить план-схему

.Продумать  каким образом можно включить детей и родителей в проект

План-схема проекта

.Тема и её происхождение

.Смежные занятия и понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта

.Необходимые материалы

 Вопросы к детям по предлагаемому проекту

.Что мы знаем ?Что хотим узнать?

Организация проектирования:

.Организовать группы

.Поставить цель ,задачи проекта

.Распределить обязанности внутри группы

.Предложить возможные способы презентации

Проектирование:

.Сбор необходимой информации и оформление её в виде альбома ,карточек ,игрового оборудования

.Знакомство с литературой ,видеоматериалами ,иллюстрациями, предметами по теме

4.Презентация:

.Презентация готовых продуктов

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова ,она имела место всегда .Но сейчас ,в настоящее время ,экологическая проблема взаимодействия человека и природы ,а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу ,в сознательно целенаправленно ,планомерно развивающееся взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирования  которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети  учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

Презентация" Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Формирование начал экологической культуры – это становление у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее...