Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
план-конспект занятия

Шамкова Елена Викторовна

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования»

Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток. Материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, акварельные краски, краски для мраморирования, альбомные листы бумаги, емкости с водой, кисти для рисования, ватные палочки, салфетки,  сердечки пенопластовые, губки для смачивания листа.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.

Перед началом мастер-класса педагогам раздаются кляксы розового, зелёного и фиолетового цвета                      

Актуальность

Слайд 1- 6

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, непонимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня  художественно - эстетическое развитие актуально. Поиск новых подходов, позволяющих выстраивать процесс художественно – эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его способностями, мотивами деятельности.

Слайд 7  

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. На занятиях очень важно использовать всевозможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Слайд 8

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

•рисование пальчиками;

•оттиск печатками из картофеля, пробками;

•тычок жесткой полусухой кистью.

Слайд 9-10

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•оттиск печатками из ластика;

•оттиск поролоном;

•отпечатки листьев;

•восковые мелки + акварель;

•свеча + акварель;

•рисунки из ладошки;

•рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

•монотипия предметная.

Слайд 11

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

•кляксография обычная;

•кляксография с трубочкой;

•граттаж;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету.

Слайд 12

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Сегодня я остановлюсь лишь на некоторых, наиболее интересных, на мой взгляд.

Слайд 13

Рисование по мятой бумаге

На листе бумаги простым карандашом выполняется рисунок. Рисунок должен состоять из крупных деталей. Мелкие детали в данной технике будет очень сложно выполнить в цвете.

Смоченной салфеткой протираем альбомный лист и аккуратно мнем и комкаем его. Расправляем и рисуем на сырой поверхности красками. Необычная текстура придает изображению уникальности.

Работы, выполненные на таком листе бумаги, смотрятся совсем по-другому, чем на гладком фоне, а используя растушевку водой можно добиться очень необычных эффектов.

Слайд 14

Рисование по–сырому

Универсальная и популярная техника, где краска наносится на увлажнённую поверхность. Эта техника применяется для создания эффекта мягкого размытого фона на картинке.

Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кисточкой наносится изображение.

Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Слайд 15

Пуантилизм

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Многие известные художники активно используют эту технику в своем творчестве.

Слайд 16

При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей, используя фломастеры, карандаши разных цветов или ватные палочки и краски. Чем старше ребенок – тем сложнее могут быть объекты.

Слайд 17

Воспитатели у кого зелёные кляксы пройдут за первый стол и будут рисовать животных на мятой бумаге. Для этого вам нужно:

1. Протереть лист бумаги влажной губкой.

2. Аккуратно смять лист.

3. Расправить лист бумаги.

4. Разукрасить рисунок.

Воспитатели с фиолетовыми кляксами займут места за вторым столом. Они будут рисовать цветы по–сырому. Для этого им нужно:

1. Смочить лист бумаги губкой.

2. Легкими мазками разукрасьте рисунок.

3. При необходимости дополнить рисунок «оживками» когда высохнет бумага.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточки только акварельными красками. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Воспитатели с розовыми кляксами пройдут за третий стол, где их ожидает рисование  нетрадиционной техникой – пуантилизм. Они будут создавать морское царство.

1. Простым карандашом размещаем на рисунке элементы морского дна: ракушки, камешки, водоросли и др.

2. Раскрашиваем ватными палочками рыбку, водоросли, ракушки частыми точками.

3.  Создаем песчаное дно.

4. В оставшейся части листа наносим точечное водное пространство. Возле рыбки делаем несколько пузырьков воздуха, выделяя их точечным контуром.

Под классическую музыку педагоги выполняют работы.

Слайд 18

Я хочу познакомить вас ещё с одной техникой Суминагаши. Суминагаши (suminagashi ) – мраморирование, древнее и возрождающееся вновь искусство Китая, а переводится  как – ветер, рисующий всплеском воды. Суминагаши – это именно рисование на воде. Краски для этой технике используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды. Краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы.

Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком. Мраморировать можно не только бумагу, но и разные предметы, в том числе и ткань.

В преддверье дня влюблённых я, предлагая сделать вот такие необычные сердечки валентинки в технике марморирование. Для этого нам понадобятся ведерки с водой, краска, сердечки и ваша фантазия.

Краску разных цветов поочередно каплями наносим на поверхность воды, а затем помещаем в центр наше сердечко и погружаем его в воду. Краска тонкой плёнкой окутывает наше сердечко.

Под классическую музыку педагоги выполняют работы.

Слайд 19

В заключении мне бы хотелось сказать, что в каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.                                            

Слайд 20

Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер-классе, за чудесные картины. Благодарим всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей по нетрадиционной техники рисования

Задачи:1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.2. Дать родителям представление о нетрадиционном рисовании с детьми, используемом в детском саду.3. Познакомить...

Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования «Волшебный мир творчества»

Знакомство  с различными видами и техниками нетрадиционного рисования. Родителям предоставлена   возможность проявить свое художественное творчество....

Мастер - класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования с участием детей старшей группы. Рисование ежа

* Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. * Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми для эмоционального, позитивного взаимодействия через художественно-эстетическое во...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...