Правила и техника безопасности при работе дошкольников с ножницами для детей 5 – 7 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Чечко Ирина Евгеньевна

Актуальность проблемы обеспечения безопасности ребенка-дошкольника обусловлена не только его жизнью в современном обществе, но и специфическими возрастными особенностями – высокой двигательной активностью, познавательным интересом к окружающим предметам и явлениям, естественной любознательностью и непосредственностью в общении, открытостью и доверием ко всему окружающему миру. У дошкольников еще не развито чувство самосохранения, не сформированы умения прогнозировать последствия своих действий с предметами. Задача взрослых, окружающих ребенка в детском саду и дома, создать условия для безопасной жизнедеятельности дошкольника, аккуратно подготовить к встрече с потенциально опасными обстоятельствами жизни, не пугая и не подавляя его познавательный интерес и физическую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Правила и техника безопасности при работе дошкольников с ножницами для детей 5 – 7 лет

Актуальность проблемы обеспечения безопасности ребенка-дошкольника обусловлена не только его жизнью в современном обществе, но и специфическими возрастными особенностями – высокой двигательной активностью, познавательным интересом к окружающим предметам и явлениям, естественной любознательностью и непосредственностью в общении, открытостью и доверием ко всему окружающему миру. У дошкольников еще не развито чувство самосохранения, не сформированы умения прогнозировать последствия своих действий с предметами. Задача взрослых, окружающих ребенка в детском саду и дома, создать условия для безопасной жизнедеятельности дошкольника, аккуратно подготовить к встрече с потенциально опасными обстоятельствами жизни, не пугая и не подавляя его познавательный интерес и физическую активность.

Основы безопасного поведения дошкольники усваивают легко, если методы и приемы соответствуют их возрастным особенностям и потребностям в разных играх и ситуациях общения, в процессе чтения детской художественной литературы и наблюдения за поведением взрослых. В результате совместной деятельности с педагогами и родителями ребенок способен понять, что такое «опасно» и «безопасно», что есть опасные явления природы, опасные места и люди, опасные продукты и предметы. К потенциально опасным предметам, которыми пользуется дошкольник в детском саду во время занятий по аппликации и ручному труду, относятся ножницы.

Необходимость соблюдения мер предосторожности и техники безопасности при работе детей дошкольного возраста с ножницами определена требованием ФГОС дошкольного образования к условиям реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной образовательной организации, а именно, по созданию безопасной для ребенка предметно-пространственной развивающей образовательной среды и к материально-техническому оснащению педагогического процесса.

Постановка проблемы. Продуктивные виды деятельности дошкольника, такие как аппликация и ручной труд, связаны с умениями клеить, складывать и вырезать фигуры из бумаги, картона и других материалов. Составлять красивые узоры и декоративные композиции дети дошкольного возраста учатся постепенно, и зависит это не только от уровня художественно-эстетического развития, но и от сформированности технических умений.

Действия ребенка с ножницами в процессе работы над поделкой или аппликацией влияют на развитие его мелкой моторики, зависят от согласованности движений правой и левой рук, сказываются на получении красивого результата – поделки или изображения. Основная задача взрослого, находящегося рядом с ребенком дошкольного возраста – это создание комфортных и безопасных условий при работе с ножницами. Педагогу нужно следить за его техникой вырезания и познакомить с правилами работы с опасным для жизни и здоровья предметом еще до ее начала.

Нами было проанализировано несколько учебников по педагогике и учебно-методических пособий для воспитателей по аппликации и ручному труду с целью поиска, доступной для понимания дошкольниками 5-7 лет, инструкции по работе с ножницами. Анализ литературных источников показал, что методические рекомендации для воспитателя по ознакомлению дошкольников с правилами и техникой безопасности при работе с ножницами не разработаны. Инструкции для дошкольников в стихах или картинках о ножницах обнаружено нами не было. Таким образом, обнаружилась актуальная для нас проблема - педагог перед началом занятий по аппликации должен знакомить дошкольников с правилами и техникой безопасности при работе с ножницами, но не совсем понятно, как именно и что конкретно говорить взрослый для обеспечения безопасных условий в совместной продуктивной творческой деятельности (аппликация, ручной труд) с дошкольниками.

Мы предположили, что разработать подробную и понятную детям инструкцию можно в процессе совместной поисковой с детьми и родителями деятельности. С целью оказания методической помощи педагогам и родителям дошкольников в организации совместной продуктивной творческой деятельности с воспитанниками нашего детского сада (аппликация и ручной труд).

«Рекомендации для родителей воспитанников по работе с ножницами»

1. Работать с ножницами необходимо в определенном, хорошо освещенном месте.

Перед работой с ножницами наденьте на ребенка фартук.

Разрешайте пользоваться ножницами только под контролем взрослого.

4. Объясните ребенку, что:

ножницы без разрешения нельзя, держать нужно в правой руке и не поднимать их концами вверх или поворачивать острием к себе, оставлять ножницы в открытом виде или на краю стола, потому что они могут упасть и поранить.

5. Помните, что ребенок вас копирует. Садитесь друг от друга на расстоянии (1 метр).

Во время работы с ножницами сохраняйте правильную осанку.

7. Работайте с ножницами внимательно и сосредоточенно, не ходите с ножницами и другими инструментами в руках по помещению.

При работе с ножницами следите за пальцами левой руки.

Не отвлекайтесь и не размахивайте ножницами.

10. Передавайте ножницы ребенку в закрытом виде кольцами в его сторону.

11. Подготовьте свое рабочее место, аккуратно и удобно разложите материалы и инструменты, убедитесь, что они в исправности.

12. Содержите свое рабочее место в чистоте.

13. В процессе работы обязательно убирайте ножницы в специальную подставку сомкнутыми концами от себя.

14. Закончив работу, очистите ножницы, уберите их на место – в чехол, ящик.

Список использованных источников

Нормативно-правовое обеспечение проекта

1.1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

1.2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318172/.

1.3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61953).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373317/.

Список использованной литературы

2.1. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: – Просвещение, 2004. – 35с.

2.2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. –М.: Просвещение, 2002. – 116 с.

2.3. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2008. –256 с.

2.4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2008. – 432 с.

2.5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. –261 с.

2.6. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Карапуз-дидактика, 2009. – 208 с.

2.7. Сакулина Н.П. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – 82 с.

2.8. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. для студ. Вузов. – М.: Академия, 2008. – 456 с.

2.9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., Академия,2005. – 163 c.

3. Интернет – ресурсы для родителей

3.1. Как научить ребенка пользоваться ножницами. Журнал детского развития. https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-nauchit-rebenka-polzovatsya-nozhnicami.html

3.2. Правила пользования ножницами. Техника безопасности. Учим ребенка резать ножницами. https://www.youtube.com/watch?v=8jn0H2kewHk

3.3. Работа с ножницами. http://573.detsadural.ru/files/cms/common/file/Работа%20с%20ножницами.pdf

3.4. Техника безопасности с ножницами: основные правила. https://www.syl.ru/article/365160/tehnika-bezopasnosti-s-nojnitsami-osnovnyie-pravila

3.5. Учим дошкольников пользоваться ножницами. https://childdevelop.ru/articles/develop/2485/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника безопасности при работе с ножницами

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны осн...

Семинар для педагогов на тему: "Правила техники безопасности при работе дошкольников с ножницами"

Семинар для педагогов на тему: "Правила техники безопасности при работе дошкольников с ножницами"...

Техника безопасности при работе с ножницами

Техника безопасности при работе с ножницами...

Памятка "Техника безопасности при работе с ножницами и клеем"

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А. Сухомл...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомительному занятию «техника безопасности при работе с ножницами» . Творческая работа «Перышки».

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельностипо ознакомительному занятию «техника безопасности при работе с ножницами» .Творческая работа «Перышки»....