Детское портфолио как одна из форм индивидуализации образовательного процесса.
методическая разработка

Детское портфолио позволяет строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское портфолио как одна из форм индивидуализации образовательного процесса.

Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

-п. 1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (т. е. индивидуализация дошкольного образования).

    Виды индивидуализации: детское портфолио, пед.диагностика, пед.наблюдение.

    Наша творческая группа работала над детским портфолио. Было проведено анкетирование родителей с целью выяснить как они понимают что такое портфолио и считают ли нужным создавать его. Мнения родителей разделились, некоторые считают что создавать детское портфолио необходимо и очень интересно для них и их детей, другие считают что для дошкольников оно не нужно.

    Целью создания портфолио стало то, что оно позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – образовательной, творческой, коммуникативной и др. Является важным элементом личностно - ориентированного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальных достижений конкретного ребенка.

    Задачи портфолио: (на экране)

    Это не пустой альбом с фотографиями, а инструмент, который служит опорой для определения ключевых этапов развития и обучения, а также помогает при выборе новых целей и способов их достижения. Оно демонстрирует и самому ребенку, и его родителям, а впоследствии школьным учителям все, чему научился, уже умеет и знает ребенок. Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

      Портфолио  следует  рассматривать  как эффективный способ накопления и презентации индивидуальных образовательных, творческих и личных достижений его владельца.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, мы заметили, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Мы хотим представить вашему вниманию несколько видов портфолио, над которыми мы работали в нашем саду.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Портфолио – раскраска.

В печатном варианте:

 - это одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.  

1.Автобиография – пишется со слов ребёнка.

2.Моя группа –

3.Мои друзья – друзья могут быть из группы, со двора и т.д.

4.Я расту – можно указать возраст, вес, рост, сделать подборку видео- и фото- материала, где видно как ребёнок растёт, взрослеет.

5.Мои любимые книжки – перечень любимых книг, можно сделать гиперссылки на материал, где ребёнок рассказывает о своей любимой книге.

6.Моё творчество – ребёнок сам выбирает какие рисунки, поделки он хочет видеть в этом разделе.

7.Мои награды и достижения – здесь грамоты, благодарственные письма, награды.

8.Мои путешествия – фото, можно добавить описание отдыха (опять же со слов ребёнка), сделать гиперссылки на папку с фотографиями (если их много).

9.Мои мечты – рисунки, рассказ ребёнка, пути к достижению цели. У нас показано как наша девочка идёт к одной из своих целей (посещает занятия гимнастики и уже выступает).

10.Отзывы и пожелания – здесь могут оставлять свои отзывы и пожелания родители, воспитатели, друзья.

 Электронное портфолио.

Является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point

+ позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному.

- Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерными технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья.

Веб – портфолио.

Портфолио или портфель достижений - это копилка личных, образовательных, профессиональных, творческих достижений его владельца.

Проект создания социальной сети 4portfolio.ru ориентирован на ведение интерактивного веб-портфолио самыми различными категориями пользователей от воспитанника детского сада, ученика школы и студента до профессионала.

Социальная сеть 4portfolio.ru предназначена для создания и ведения портфолио в виде страничек сайта, где пользователь легко и просто размещает свои наиболее значимые достижения в учебе или в работе, ведет веб-портфолио и общается в сети. Например, размещает эссе или рисунки, фото и видео, словом все, что может храниться в электронном виде.

Но социальная сеть 4портфолио – это не просто копилка файлов. На портале есть возможность постепенного формирования резюме, ведения записных книжек и блогов.

Реализация на портале функционала социальной сети дает пользователям возможность общаться со своими друзьями, создавать новые сообщества или вступать в уже существующие.

Создавая этот проект авторы исходили из того, что постепенное формирование личного Интернет - пространства каждого пользователя для демонстрации индивидуальных достижений, самопредставления, самооценки и самореализации, обмена мнениями и идеями будет способствовать формированию единого информационного пространства общества.

Интерактивное веб-портфолио - это довольно новый вид систематизации и представления информации. Портфолио на сайте можно сделать красочным, ярким, с множеством интересных эффектов (фото, рисунки, видео, аудио материалы).

Ведение веб-портфолио дошкольника позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта (Т. Г. Новикова ).

Старшие вместе с ребенком создают странички портфолио, вводят необходимую информацию в электронном формате. На страничках портфолио будут помещаться лучшие работы.

Взрослые контролируют безопасность представленной информации, они определяют права доступа другим пользователям к страничкам ребенка.

Вести свой портфолио могут как воспитанники детских образовательных учреждений, так и дети, которых воспитывают дома мамы, бабушки или няни.

Итог. Хорошо когда дети принимают участие в оформлении и работе над портфолио, так как основной целью применения портфолио - способствовать самоанализу ребенка и его осознанию особенностей собственного процесса обучения.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское портфолио как одна из форм индивидуализации образовательного процесса.

Детское портфолио позволяет строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образован...

Квест – как одна из форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навык...

Представление практики по теме "Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"

Представление практики по теме "Квест -игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"...

Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.

Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребенка. Так, утром ребенок приходит в детский сад; и воспитателю важно настроить всю группу, как еди...

Консультация для воспитателей "Квест – как одна из форм организации образовательного процесса"

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...

Игровые путешествия, как одна из форм организации образовательного процесса.

Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса, ...