Мастер-класс "Использование в работе с дошкольниками кинезиологических упражнений
методическая разработка
В мастер-классе даны комплекс пальчиковой гимнастики и нейрогимнастических упражнений, применяемые в повседневной работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ispolzovanie_v_rabote_doshkolnikov_kineziologicheskih_uprazhneniy.docx | 28.3 КБ |
Опрос педагогов после мастер-класса | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
(открытое мероприятие для педагогов):
«Использование в работе с дошкольниками кинезиологических упражнений»
Составил:
педагог-психолог
Куприенко И.В.
с. Кобылки
2019г.
В современном мире перед педагогами дошкольных учреждений стоят высокие цели, но при этом они поставлены в сложные практические и психологические условия: большая наполняемость групп, дети разного возраста и разного уровня развития, отсутствие или недостаточное техническое оснащение, ограниченное пространство игровой комнаты. Однако к моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовлены к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.
Имея большую педагогическую практику, я искала наиболее эффективный способ решения поставленных задач. Изучая новые методики, современные техники развития творческих способностей детей, детально ознакомилась с кинезиологическими упражнениями.
Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.
Нейродинамическая гимнастика – это программа, которая активизирует естественные механизмы мозга при помощи физических движений.
Включая в ежедневные занятия с ребенком гимнастику для мозга, мы тем самым повышаем эффективность занятий и возможный результат.
Я предлагаю Вам вспомнить некоторые упражнения пальчиковой гимнастики (показ педагогов).
Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Не требуется специального оснащения и проводить занятия можно с любой группой детей. Комплексы упражнений направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
Все упражнения имеют свою конкретную цель:
- поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж);
- улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела);
- улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. Но это не значит, что с малышами заниматься не нужно, поэтому с ними проводятся пальчиковые игры. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. С детьми, нуждающимися в корректирующих занятиях, необходимо упражняться несколько раз в неделю, в спокойной обстановке. Занятия должны быть индивидуальными, потому что важна точность выполнения. С детьми дошкольного возраста следует заниматься так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится детям. Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил: Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Удобство упражнений состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики
- Дом – соединить пальцы рук, формируя будто крышу домика.
- Ёжик – ладони расположены под углом друг к другу, пальцы скрещены и смотрят вверх.
- Зайчик – большой палец, безымянный и мизинец прижаты к ладони, а указательный и средний немного согнуты.
- Лягушонок – неплотно сжать руку в кулачок, не смыкая пальцы.
- Замок – и.п. то же, но пальцы плотно прижаты к тыльным сторонам ладоней.
- Ножницы – большой палец, безымянный и мизинец прижаты к ладони, а указательный и средний вытянуты вперед и должны быть прямыми.
- Флажок – четыре пальца соединить вместе, большой палец опустить вниз, тыльная сторона ладони обращена к себе, помахать «флажком».
- Пчела – руку сжать в кулак, указательный палец выпрямить и вращать им, рисуя в воздухе круг.
- Кошка – большой палец и мизинец подняты вверх, остальные прижаты к ладони.
- Очки – соединить большой и указательный пальцы каждой руки, приставить колечки друг к другу и к глазам.
- Бочка – неплотно сжать руку в кулачок.
- Стол – левую ладонь сжать в кулак, положить сверху на кулак раскрытую правую ладонь.
- Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, а большой и мизинчик прижаты к ладошке.
- Три богатыря – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу, большой палец прижимает мизинец к ладони.
- Птичка летит – руки расположены перед собой ладонями к себе, большие пальцы переплетены – это голова птицы, остальные пальцы – крылья. Помахать ими.
- Цветок – ладони подняты вверх, пальцы образуют бутон, основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается, разводим одновременно пальцы рук в разные стороны.
- Мышка – мизинец и указательный палец согнуты - это ушки, средний безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты вперед.
Комплекс нейрогимнастических упражнений для детей 4-6 лет
- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.
- Указательными и средними пальцами рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять двумя руками одновременно, но в противоположных направлениях.
- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
- Вдох – пауза – выдох — пауза. При вдохе губы вытягиваются «трубочкой» и с шумом «пьют» воздух. Желательно при этом представлять оранжевый или желтый шар, размещенный в животе. Шар надувается и сдувается в ритме дыхания.
- Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх; а для закрытия левой ноздри – мизинец правой руки.
Развитие взаимодействия между полушариями
Упражнения идут по уровню сложности. Переходить к новому упражнению следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Упражнение «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца доуказательного).
Упражнение «Гусак – курочка – петух»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой.
Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом положении.
Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это «гребешок».
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Зеркальное отражение»
Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге.
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.
Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.
Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.
Камень – ладонь сжата в кулак.
Упражнение «Цепочка»
По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять.
Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.
Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.
Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива.
Упражнение «Фонарики»
Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.
Упражнение «Симметричные рисунки»
Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».
Упражнение «Гости»
Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному. Ритмично изменять положения пальцев.
Упражнение «Заяц – коза – вилка»
Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое:
Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.
Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Упражнение «Кошка»
Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».
Упражнение «Зеркальное отражение» (цифры)
Цифры рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
Упражнение «Частокол»
Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев.
Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.
Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.
Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони.
Упражнение «Лезгинка»
Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет положение правой и левой рук.
Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»
Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.
В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма.
Используя упражнения в своей практике с детьми разных возрастов определила несколько возможных форм организации проведения занятий:
- Групповое выполнение упражнений по образцу педагога.
- Ребенок выбирает вариант выполнения. Группа повторяет.
- Игра-соревнование групповое или парное – кто дольше выполнит упражнение под музыку (темп музыки зависит от способностей детей), но не более 5-8 повторов.
- Батл – дети поочередно демонстрируют свои умения (возможно под музыку) 3-5 повторов.
- Ребенок учит группу новому упражнению (упражнение разучивается с ребенком индивидуально).
- Самостоятельное придумывание упражнений детьми (дети 6-7 лет).
- Выполнение упражнения с исполнением стихотворения или песни.
Нейрогимнастические упражнения регулярно использую для снятия утомляемости или фокусирования внимания в образовательной деятельности.
«Гимнастика мозга» помогает детям:
- Стать более самостоятельным
- Восстановить силы и продуктивность
- Развиваться как личность
- Лучше понимать свое тело, суть обращения другого человека
- Поднять уровень самоуважения, значимости
- Развить творческие навыки и позитивный взгляд на действительность
- Усовершенствовать кратковременную и долговременную память
- Согласовать работу творческого и математического полушарий мозга.
- Поработать над координацией движений и равновесием.
Используя кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста педагог с высокой результативностью может достигать поставленны хвоспитательно-образовательных задач по всем направлениям.
А сейчас я раздам Вам разработки упражнений для дальнейшего использования в работе с детьми.
В конце работы педагогам и специалистам предложены анкеты обратной связи.
Используемая литература:
- Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка. Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И.- РГПУ НИИ, Ростов-на-Дону, 1994.
- Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: учебное пособие. Шанина Г.Е. - М., 2010.
- Нейропсихологические занятия с детьми. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М., Айрис-пресс, 2015.
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. – Санкт-Петербург, Литера, 2013.
- Пальчиковые игры. Шарикова Е.- М, Стрекоза, 2012.
Предварительный просмотр:
Анкета обратной связи
Мастер-класс: «Использование в работе с дошкольниками кинезиологических упражнений».
Уважаемые коллеги!
Ваше мнение о прошедшем мастер-классе очень важно для меня. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.
Пожалуйста, оцените мастер-класс, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5-бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Буду рада получить ваши комментарии к вопросам.
- Общая оценка мастер-класса: 1 2 3 4 5
- Насколько материал обладает для вас практической ценностью: 1 2 3 4 5
- Насколько комфортно вы чувствовали себя на мастер-классе: 1 2 3 4 5
- Общая оценка профессионализма педагога-психолога:
1 2 3 4 5
- Ваше общее впечатление о мастер-классе (представьте, что Вам нужно в нескольких словах описать его другу или знакомому): _____________________________________________________________
_____________________________________________________________ - Ваши пожелания педагогу-психологу
_________________________________________________________________
- Какие темы могут быть еще Вам интересны?
_______________________________________________________________
8. Ваши пожелания по организации и проведению тренингов в будущем:
__________________________________________________________________
БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие методики в работе педагога-психолога. Кинезиологические упражнения "Гимнастика мозга"
Методика "Гимнастика мозга"Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:·...
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников кинезиологическими упражнениями
Что такое кинезиология. Для чего нужны данные упражнения. Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений. Примеры упражнений....
Анкета обратной связи к мастер-классу «Использование в работе с дошкольниками кинезиологических упражнений».
Оценка прошедшего мастер-класса...
Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...
Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения...
Консультация для педагогов «Кинезиология как метод активного развития дошкольников. Кинезиологические упражнения»
Кинезиология - это наука о движении, а точнее кинезиология - наука оразвитии головного мозга через движение. Это гимнастика мозга.Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющиенаслажд...
Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».
Кинезиологические упражнения помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...