Мастер-класс "Использование в работе с дошкольниками кинезиологических упражнений
методическая разработка

Куприенко Ирина Владимировна

В мастер-классе даны комплекс пальчиковой гимнастики и нейрогимнастических упражнений, применяемые в повседневной работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

(открытое мероприятие для педагогов):

«Использование в работе с дошкольниками        кинезиологических  упражнений»

                                                                                                                            Составил:

                                                                                                                            педагог-психолог

                                                                                                                            Куприенко И.В.

с. Кобылки

2019г.

В современном мире перед педагогами дошкольных учреждений стоят высокие цели, но при этом они поставлены в сложные практические и психологические условия: большая наполняемость групп, дети разного возраста и разного уровня развития, отсутствие или недостаточное техническое оснащение, ограниченное пространство игровой комнаты. Однако к моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовлены к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.

Имея большую педагогическую практику, я искала наиболее эффективный способ решения поставленных задач. Изучая новые методики, современные техники развития творческих способностей детей, детально   ознакомилась с кинезиологическими упражнениями.

Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

Нейродинамическая гимнастика – это программа, которая активизирует естественные механизмы мозга при помощи физических движений.

Включая в ежедневные занятия с ребенком гимнастику для мозга, мы тем самым повышаем эффективность занятий и возможный результат.

Я предлагаю Вам вспомнить некоторые упражнения пальчиковой гимнастики (показ педагогов).

Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Не требуется специального оснащения и проводить занятия можно с любой группой детей.  Комплексы упражнений направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Все упражнения имеют свою конкретную цель:

  • поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж);
  • улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела);
  • улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. Но это не значит, что с малышами заниматься не нужно, поэтому с ними проводятся пальчиковые игры. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. С детьми, нуждающимися в корректирующих занятиях, необходимо упражняться несколько раз в неделю, в спокойной обстановке. Занятия должны быть индивидуальными, потому что важна точность выполнения. С детьми дошкольного возраста следует заниматься так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится детям. Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил: Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. Не стоит ограничиваться стандартными рамками.  Удобство упражнений состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики

  1. Дом – соединить пальцы рук, формируя будто крышу домика.
  2. Ёжик – ладони расположены под углом друг к другу, пальцы скрещены и смотрят вверх.
  3. Зайчик – большой палец, безымянный и мизинец прижаты к ладони, а указательный и средний немного согнуты.
  4. Лягушонок – неплотно сжать руку в кулачок, не смыкая пальцы.
  5. Замок – и.п. то же, но пальцы плотно прижаты к тыльным сторонам ладоней.
  6. Ножницы – большой палец, безымянный и мизинец прижаты к ладони, а указательный и средний вытянуты вперед и должны быть прямыми.
  7. Флажок – четыре пальца соединить вместе, большой палец опустить вниз, тыльная сторона ладони обращена к себе, помахать «флажком».
  8. Пчела – руку сжать в кулак, указательный палец выпрямить и вращать им, рисуя в воздухе круг.
  9. Кошка – большой палец и мизинец подняты вверх, остальные прижаты к ладони.
  10. Очки – соединить большой и указательный пальцы каждой руки, приставить колечки друг к другу и к глазам.
  11. Бочка  неплотно сжать руку в кулачок.
  12. Стол – левую ладонь сжать в кулак, положить сверху на кулак раскрытую правую ладонь.
  13. Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, а большой и мизинчик прижаты к ладошке.
  14. Три богатыря – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу, большой палец прижимает мизинец к ладони.
  15. Птичка летит – руки расположены перед собой ладонями к себе, большие пальцы переплетены – это голова птицы, остальные пальцы – крылья. Помахать ими.
  16. Цветок – ладони подняты вверх, пальцы образуют бутон, основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается, разводим одновременно пальцы рук в разные стороны.
  17. Мышка – мизинец и указательный палец согнуты - это ушки, средний безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты вперед.

Комплекс нейрогимнастических упражнений для детей 4-6 лет

  1. Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
  2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.
  3. Указательными и средними пальцами рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять двумя руками одновременно, но в противоположных направлениях.
  4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
  5. Вдох – пауза – выдох — пауза. При вдохе губы вытягиваются «трубочкой» и с шумом «пьют» воздух. Желательно при этом представлять оранжевый или желтый шар, размещенный в животе. Шар надувается и сдувается в ритме дыхания.
  6. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх; а для закрытия левой ноздри – мизинец правой руки.

Развитие взаимодействия между полушариями

Упражнения идут по уровню сложности. Переходить к новому упражнению следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.

Упражнение «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

Упражнение «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца доуказательного).

Упражнение «Гусак – курочка – петух»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:

Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой.

Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом положении.

Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это «гребешок».

Упражнение «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

Упражнение «Зеркальное отражение»

Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге.

Упражнение «Солнце – забор – камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.

Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.

Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.

Камень – ладонь сжата в кулак.

Упражнение «Цепочка»

По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять.

Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.

Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.

Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.

Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива.

Упражнение «Фонарики»

Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.

Упражнение «Симметричные рисунки»

Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».

Упражнение «Гости»

Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному. Ритмично изменять положения пальцев.

Упражнение «Заяц – коза – вилка»

Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое:

Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.

Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.

Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Упражнение «Кошка»

Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».

Упражнение «Зеркальное отражение» (цифры)

Цифры рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.

Упражнение «Частокол»

Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев.

Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:

Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.

Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.

Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони.

Упражнение «Лезгинка»

Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет положение правой и левой рук.

Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»

Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.

В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма.

Используя упражнения в своей практике с детьми разных возрастов определила несколько возможных форм организации проведения занятий:

  1. Групповое выполнение упражнений по образцу педагога.
  2. Ребенок выбирает вариант выполнения. Группа повторяет.
  3. Игра-соревнование групповое или парное – кто дольше выполнит упражнение под музыку (темп музыки зависит от  способностей детей), но не более 5-8 повторов.
  4. Батл – дети поочередно демонстрируют свои умения (возможно под музыку) 3-5 повторов.
  5. Ребенок учит группу новому упражнению (упражнение разучивается с ребенком индивидуально).
  6. Самостоятельное придумывание упражнений детьми (дети 6-7 лет).
  7. Выполнение упражнения с исполнением стихотворения или песни.

Нейрогимнастические упражнения регулярно использую для снятия утомляемости или фокусирования внимания в образовательной деятельности.  

«Гимнастика мозга» помогает детям:

  • Стать более самостоятельным
  • Восстановить силы и продуктивность
  • Развиваться как личность
  • Лучше понимать свое тело, суть обращения другого человека
  • Поднять уровень самоуважения, значимости
  • Развить творческие навыки и позитивный взгляд на действительность
  • Усовершенствовать кратковременную и долговременную память
  • Согласовать работу творческого и математического полушарий мозга.
  • Поработать над координацией движений и равновесием.

Используя кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста педагог с высокой результативностью может достигать поставленны хвоспитательно-образовательных задач по всем направлениям.

А сейчас я раздам Вам разработки упражнений для дальнейшего использования в работе с детьми.

В конце работы педагогам и специалистам предложены анкеты обратной связи.

Используемая литература:

  1. Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка. Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И.- РГПУ НИИ, Ростов-на-Дону, 1994.
  2.  Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: учебное пособие. Шанина Г.Е. - М., 2010.
  3. Нейропсихологические занятия с детьми. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М., Айрис-пресс, 2015.
  4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. – Санкт-Петербург, Литера, 2013.
  5. Пальчиковые игры. Шарикова Е.- М, Стрекоза, 2012.



Предварительный просмотр:

Анкета обратной связи 

Мастер-класс: «Использование в работе с дошкольниками             кинезиологических  упражнений».

Уважаемые коллеги!

Ваше мнение о прошедшем мастер-классе очень важно для меня. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.

Пожалуйста, оцените мастер-класс, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5-бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Буду рада получить ваши комментарии к вопросам.

  1. Общая оценка мастер-класса:            1          2          3          4        5 
  2. Насколько материал обладает для вас практической ценностью:                                                                         1          2          3          4          5
  3. Насколько комфортно вы чувствовали себя на мастер-классе:                                                                                 1          2          3          4          5
  4. Общая оценка профессионализма педагога-психолога:  

                                                                         1          2          3          4          5                                  

  1. Ваше общее впечатление о мастер-классе (представьте, что Вам нужно в нескольких словах описать его другу или знакомому): _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________
  2.  Ваши пожелания педагогу-психологу

_________________________________________________________________

  1. Какие темы могут быть еще Вам интересны?

      _______________________________________________________________ 

      8. Ваши пожелания по организации и проведению тренингов в будущем:

__________________________________________________________________

  

БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие методики в работе педагога-психолога. Кинезиологические упражнения "Гимнастика мозга"

Методика "Гимнастика мозга"Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:·...

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников кинезиологическими упражнениями

Что такое кинезиология. Для чего нужны данные упражнения. Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений. Примеры упражнений....

Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...

Консультация для педагогов «Кинезиология как метод активного развития дошкольников. Кинезиологические упражнения»

Кинезиология - это наука о движении, а точнее кинезиология - наука оразвитии головного мозга через движение. Это гимнастика мозга.Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющиенаслажд...

Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».

Кинезиологические упражнения  помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...