Картотека "Пальчиковая и артикуляционная гимнастики для детей 2-3 года"
картотека (младшая группа)
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики | 587.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №1 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №2 |
УПР. 1 Пальчики У тебя есть две руки, Есть и десять пальчиков. Десять ловких и веселых, Быстрых чудо мальчиков. Будут будут наши пальчики трудиться, Не пристало чудо мальчикам лениться! Описание: Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук. УПР. 2 ЛИСТОЧКИ Ты весною видел чудо? Как из маленький из почки Появляются листочки. Описание: Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их. | УПР. 1 УТОЧКА На волнах качаясь, Уточка плывет. | То нырнет, то вынырнет – Лапками гребет. Описание: Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде. | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №3 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №4 |
УПР. 1 КОТИК Гладим котика рукой. Выгнул спинку он дугой. Потянулся он, зевнул, Замурлыкал и заснул. Описание: Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев. УПР. 2 ГУСАК Долго кланялся гусак. Он поклоны класть мастак. | УПР. 1 ОВОЩИ Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох – Урожай у нас не плох. Описание: Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок. УПР. 2 КУЛАЧОК Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем И фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять – Собираем все опять. Описание: Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №5 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №6 |
УПР. 1 КАЧЕЛИ Дети сели на качели, И качели вверх взлетели. Опустились плавно вниз. Ну ка, с нами прокатись! Описание: Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. УПР. 2 ВЕЕР Если в знойный летний день Даже двигаться нам лень – Мы возьмем красивый веер, И подует легкий ветер... Описание: Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день. | УПР. 1 ЛИСА Лиса по лесочку петляла, Хвостом следы заметала. Описание: Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево. УПР. 2 ЗА ГРИБАМИ Мы положим в кузовок Самый маленький грибок: Подосиновик, волнушку И забавную свинушку Белый, рыжик, сыроежку, Подберезовик, конечно, А красавец мухомор Пусть украсит косогор! Описание: Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца. | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №9 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №10 |
УПР. 1 БЕЛОЧКА Сидит белочка в тележке, Продает она орешки: Лисичке сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... (Народная песенка) Описание: Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. УПР. 2 ВСТРЕЧА На правой ручке – пальчики. На левой ручке – пальчики. Пришла пора им встретиться – Готовьте чемоданчики! Описание: Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками. | УПР. 1 КУРИЦА Как по нашей улице Пробегала курица, Растеряла всех цыплят Шустрых желтеньких ребят: Первый цыпленок Следит за лягушкой, Второй и третий Возле кадушки. Бабочку ловят Четвертый и пятый. Эх, попадет вам От мамы, ребята! Описание: Поочередно загибать пальцы, начиная мизинца. | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №11 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №12 |
. УПР. 1 - ИГРА В ПРЯТКИ Прячься, Петенька, Прячься, Анечка, Прячься, Зиночка, Прячься, Манечка! Не найдет вас Веселый мальчик, Хоть и самый Большой он пальчик. Описание: Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца. | УПР. 1 ВОЛНА Светит полная луна– За волной бежит волна, Ветер веет на просторе, И всю ночь волнует море Волн спокойных мерный шум Усыпляет праздный ум... Но так долго вредно спать – Нам давно пора вставать. Описание: Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук. | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №13 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №14 |
УПР. 1 - ЛАПКИ Стоит на задних лапках кот, И в гости мышек он зовет. Показывает лапки, А лапки – цап царапки! Описание: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками. | УПР. 1 - МЕДВЕДЬ Бурый мишенька зимой Крепко спал в берлоге. Весною он проснулся, Зевнул и потянулся: «– Здравствуй, рыжая лисичка, – Здравствуй, белочка сестричка! – Здравствуй, серенький волчонок! – Здравствуй, беленький зайчонок!» Описание: Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №15 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №16 |
УПР. 1 - ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ Здравствуй, Петенька! Здравствуй, Анечка! Здравствуй, Зиночка! Здравствуй, Манечка! Ах, и дружные ребятки, Поиграем вместе в прятки. Описание: Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. УПР. 2 - ЩЕЛЧОК Один щелчок, Другой щелчок – Я так смогла, И ты так смог! Описание: Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. | УПР. 1 - ЩЕНОК Крутит хвостиком щенок – Увидал в саду цветок. Описание: Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки. УПР. 2 - Зайчик Зайка серый, что дрожишь? От лисы ты убежишь. Описание: Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №17 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №18 |
УПР. 1 - ЖУК Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем. Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте ка сами Пошевелить усами! Описание: Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами». УПР. 2 - КОМАРИК Комарик летит, Комарик пищит, Не нравится нам Его аппетит! Описание: Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки». | УПР. 1 - ФЛАЖОК Сложи ка, дружок, Из пальцев флажок! Флажок мы возьмем, На праздник пойдем. Описание: Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу. УПР. 2 - ФОНАРИК – ШАРИК Взяли в руки мы фонарик, А потом – воздушный шарик. Светит, светит нам фонарик, Запускаем в небо шарик. Описание: Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №19 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №20 |
УПР. 1 - ДОМ Мы построим новый дом Дружно в доме заживём В нашем домике окошко Загляни туда Антошка. Описание: Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. УПР. 2 - ЛОДОЧКА Мила в лодочке плывет, Песни весело поет. Описание: Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево вправо. | УПР. 1 - НОЖКИ Вот бегут босые ножки Прямо к речке по дорожке У Описание: казательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу. УПР. 2 - БАРАБАНЩИКИ Твои пальчики барабанщики Там там там Тук тук тук Раздаётся звонкий звук Описание: Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино. | ||
МДОАУ №148 КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 до 3 лет №5 Подготовили: Аршинова Т.А. Рязанова Ю.П. г. Оренбург | |||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №21 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №22 |
УПР. - «ЗИМА» Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) Улицы и крыши. (Руки «домиком».) Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Мы её не слышим… (Рука за ухом.) | УПР. - «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» - Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.) - Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.) Сладости, игрушки. (Вертим кистями.) | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №23 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №24 |
УПР. - «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.) В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | УПР. – « МАША ВАРЕЖКУ НАДЕЛА….» Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец). «Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь, ( Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.) Здравствуй, пальчик, как живёшь?» | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №25 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №26 |
УПР. - «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Илья Муромец – (Приосаниться.) Добрый молодец. (Показать бицепсы.) Зорко в даль глядит (Рука козырьком.) Да врагов разит. («Бросить копьё».) | УПР. - «МАМИН ПРАЗДНИК» Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.) Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.) Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.) Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.) | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №27 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №28 |
УПР. - «ВЕСНА» Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.) Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.) И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.) | УПР. - «ОЛАДУШКИ» Топором дрова колю, Движения ладоней сверху вниз А потом пилой пилю, Движения ладоней вперед-назад Отнесу их бабушке, Пальцы ,,бегут’’ по столу Чтоб испечь оладушки. ,,Пекут’’ оладушки | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №29 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №30 |
УПР. – « КУРОЧКА РЯБУШКА» «Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним По двору гуляла, пальцем по бедрам По двору гуляла Цыпляток считала: - Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке | УПР. – « ГНОМИК» Под грибком шалашик-домик, сложить ладони домиком перед собой Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, постучать кулаком одной руки по ладони другой В колокольчик позвоним. потрясти сжатой в кулак рукой Двери нам откроет гномик, Пригласит в шалашик домик. зазывающие движения руками В домике дощатый пол, прижать ладони друг к другу А на нем дубовый стол, одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки. Рядом стул с высокой спинкой, сжать другую руку в кулак, приставить к нему ладонь На столе тарелка с вилкой показать ладонь одной руки, на второй раздвинуть пальчики И блины горой стоят - показать гору Угощенья для ребят. руки поставить перед собой ладонями вверх | ||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №7 | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №8 |
УПР. - «КОМАРИКИ» Дарики-дарики, Хлопать в ладоши. Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть. Вились, вились, Вращать кистями рук. Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко. Нам вцепились! Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает - жужжит; сядет - замолкает; когда укусит - характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара. Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями. |
УПР. - «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Этот мальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный - кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а этот — средний, длинный, Он как раз посередине. Этот - указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся, Вместе дело спорится. Предложить детям выполнить движения. Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец - сверху. | ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №1 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №2 |
УПР. 1 - ВАРЕНЬЕ Ах, какое наслажденье Есть вишневое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.Выполнять упражнение 8-10 раз.
| УПР. 1 - ГРИБ Вот грибок на тонкой ножке - Ты клади его в лукошко! Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №3 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №4 |
УПР. 1 - ЗАБОР Ловко кисточкой забор Красят Петя и Егор. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
| УПР. 1 - ЩЕНОК У щенка - малютки Уже большие зубки. Как покажет их Трезорка, Сразу в дом бежит Егорка. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №5 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №6 |
УПР. 1 - ЛЕДЕНЕЦ Язычок наш молодец, Достает он леденец!
1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка. 2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными. | УПР. 1 - БЕГЕМОТ Широко разинув рот, Зевает толстый бегемот. А веселая мартышка, Губы сжав, Читает книжку. Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №7 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №8 |
УПР. 1 – ДУДОЧКА Смастерим мы дудочку, Дудочку-погудочку. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.
| УПР. 1 – ОРЕШКИ Собираем мы без спешки, Словно белочка, орешки. Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №9 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №10 |
УПР. 1 – БОЧКА Наливаем воду в бочку - Надуваем сильно щечки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом. Проделать упражнение 8-10 раз.
| УПР. 1 – РЫБКА Не нужны сейчас улыбки - Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №11 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №12 |
УПР. 1 – БЛИНЫ Мы печем, печем блиночки И для сына, и для дочки. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя». Упражнение выполнять в течение 10- 15 сек.
| УПР. 1 – БАРАБАН Петя встал сегодня рано И стучит по барабану. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д-д…» - сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнять в течение 10- 15 сек.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №13 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №14 |
УПР. 1 - ЛОШАДКА На лошадках по дорожке Скачут Аня и Сережка. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)
| УПР. 1 – ЧАСИКИ Тик-так, тик-так - Ходят часики - Вот так! Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №15 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №16 |
УПР. 1 – КАЧЕЛИ На качелях мы качались И друг другу улыбались! Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4-6 раз. | УПР. 1 – КОНФЕТЫ Мы с моей подружкой Светкой Жуем мятные конфетки. Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать» передними зубами кончик языка. Язык широкий. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №17 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №18 |
УПР. 1 - ИНДЮШКА Ходят по двору подружки - Две болтливые индюшки. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться «бл-бл-бл…».
| УПР. 1 – ПОЛОЩИМ РОТИК Обезьянка, бегемотик - Все водой полощут ротик. Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №19 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №20 |
УПР. 1 – ДУДОЧКА И-У, И-У, И-У Взяли в садик мы дуду.
Раздвинуть губы широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6-7 раз \
| УПР. 1 - ПОЛОВИЧОК На нижней губке язычок Расстелим, как половичок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №21 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №22 |
УПР. 1 – ГАРМОШКА Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке! Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. | УПР. 1 – ИГОЛКА Как волшебник, наш Николка - Лопатку превратил в иголку. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6-8 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №23 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №24 |
УПР. 1 – ЧАШКА Лида, Оля и Наташка Пили молоко из чашки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх. Выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз. | УПР. 1 – ФУТБОЛ Поиграть тебе охота? Загоняем мяч в ворота. Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка. Выполнять упражнение 6-8 раз. | ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №25 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №26 |
УПР. 1 – ЧИСТИМ ЗУБЫ По утрам мы чистим зубки, Любим песенки и шутки. Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо. | УПР. 1 – ГНОМИК Потолок покрасил гномик, Приглашает нас в свой домик. Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №27 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №28 |
УПР. 1 – ЛОПНУЛ ШАРИК Шарик лопнул у Танюшки - Плачет бедная девчушка. Предложить ребенку длительно произнести звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
| УПР. 1 – САМОЛЕТ Заводи мотор, пилот! Пусть взлетает самолет Дррррррррр … Предложить ребенку длительно произнести сочетание «дрррр…». Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек. | ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №29 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №30 |
УПР. 1 - ПОЕЗД Стучат колеса: т-т-т-т В вагоне едем я и ты. Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить «ттттттт…». Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.
| УПР. 1 - ПАРОХОД Быстро по реке плывет И гудит наш пароход - «ыыыы»! Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» - имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
| ||
МДОАУ №148 КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 до 3 лет №5 Подготовили: Аршинова Т.А. Рязанова Ю.П. г. Оренбург |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду
Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....
Общая артикуляционная гимнастика для детей 3 - 4 лет.
Артикуляционная гимнастика для использывания на занятиях по звуковой культуре речи....
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"
Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...
Артикуляционная гимнастика для детей
Подобранные упражнения в игровой форме помогут детям развить артикуляционный аппарат....
Артикуляционная гимнастика для детей третьего года жизни
В данной работе предоставлены визуальные пособия и подробное описание артикуляионной гимнастики для малышей, системаизированны дефекты, возникающие у детей, разработана методология исправления б...
артикуляционная гимнастика для детей 3-4 года
артикуляционная гимнастика для детей 3-4- года в картинках смешарики...
Методическая разработка к игровому дидактическому посо-бие для артикуляционной гимнастики у детей с об-щим недоразвитием речи Игрушка – рукавичка «Мишка -Топтышка» Для детей 5-7 лет.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).Для выработки полноценных...