«Квест-игра - значение в развитии ребенка дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Филатова Александра Олеговна

Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kvest-igra.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 "Квест-игра - значение в развитии ребенка дошкольного возраста"

     Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО.

     В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.

    Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс.

    Использование такой формы работы как квест в образовательной деятельности очень актуально, так как ФГОС ДО требует использования технологий деятельностного типа. Современные дошкольники намного лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного добывания и систематизирования. Именно квесты, необычные и увлекательные, способны сформировать те качества личности, которые полностью отвечают современным требованиям информационного общества.

     Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

    Идея игры проста - команда, перемещаясь по заданному маршруту, выполняет различные задания, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз - к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

    Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Актуальность. Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею - организация образовательной деятельности в виде игры - квест.

Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:

  1. Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») - это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
  2. Квест - это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
  3. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

    Квест-технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

   В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки.

    При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

   В каких бы условиях ни проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут:

  • Способствовать всестороннему развитию детей;
  • Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
  • Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
  • Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

    Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а также решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

  • написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
  • подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);
  • разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в-третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;
  • при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.

    Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

   Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

   Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

    Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.

     Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста

 Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.   Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не т...

Значение музыкального развития ребенка дошкольного возраста

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...

Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых, поисковых задач. Процесс внедрения в практику квест-те...

Значение музыкального развития ребенка дошкольного возраста

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...

«Технология квест-игры в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»

Праздник – это то торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создаёт то особое ощущение, которое мы называем праздничным, формы же празднования могут быть...

Народные праздники и их значение в развитии ребенка дошкольного возраста

Народная культура-одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей....

Консультация для воспитателей "Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста"

Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой....