Проект "Экономический знай-ка"
проект (средняя группа)

Ветёлкина Елена Владимировна

 Формирование финансовой культуры и представлений об элементах экономики у дошкольников через обогащение различных видов деятельности с экономическим содержанием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekonomicheskiy_znay-ka.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Экономический знай-ка»

                                                                              Проект разработал воспитатель:

Ветёлкина Е.В.

Саратов 2021 г.

Паспорт проекта:

Название проекта: «Экономический знай-ка»

Тип: педагогический

Вид: информационно-творческий, групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители

Сроки реализации: 2 недели (с 6 по 17 декабря)

Актуальность проекта:

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главным реалиям современной жизни- товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладывается азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.  

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.  Ведь чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.  

        Сегодняшние         дети — это         будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образования.

Цель проекта:

 Формирование финансовой культуры и представлений об элементах экономики у дошкольников через обогащение различных видов деятельности с экономическим содержанием.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с денежной сферой жизни.
  2. Раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) - деньги.
  3. Научить соотносить понятия надо, хочу и могу.
  4. Обогатить словарный запас детей и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; планировать, экономить.
  5. Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.  
  6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. 

Развивающие:

  1. Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.
  2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
  3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. 
  4. Способствовать формированию гармоничной личности, определяющей основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.

Воспитательные:  

  1. Стимулировать интерес детей к изучению мира финансов.
  2. Воспитывать         такие         качества,         как         бережливость, экономность, ответственность, трудолюбие.
  3. Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.
  4. Воспитывать умение работать в коллективе, уступать друг другу.

Ожидаемые результаты:

 

Для детей:         

Личностные результаты (в ходе работы над проектом дети смогут):

  • Разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;
  •  Четко осознавать, что- труд основа жизни, любой труд — это хорошо;
  • Знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, средством обмена;
  • Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам.

Практические результаты:

  • Освоить начальные навыки обращения с деньгами и начальные навыки планирования: интересно и с пользой проводить свободное время.
  • Научиться принимать свои первые финансовые решения, соотносить понятия хочу и надо 

Для родителей:

  • Повышение активности и интереса к совместной, с образовательным учреждением деятельности по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений в современном мире.

Получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Для педагогов:

  • Получат систему работы по формированию финансового опыта детей. 

 

Содержание этапов проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономический знай-ка».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

  1. Основной этап (практический):

Перспективный план работы по реализации проекта

Число

Программное содержание

Участники

6 декабря

ООД «Труд – основа жизни», беседа «Мои домашние обязанности», д/и «Маршрут труда», пословицы и поговорки о труде, чтение х/л: К. Чуковский «Федорино горе»

Воспитанники, воспитатели группы

7 декабря

Игра «Вот так заработали!», ООД «Работать и зарабатывать», д/и «Что нельзя купить?», чтение русской народной сказки «Мальчик с пальчик»

Воспитанники, воспитатели группы

8 декабря

Д/и «Что создаётся трудом?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», викторина «Угадай профессию», фотовыставка «Профессии моих родителей»

Воспитанники, воспитатели группы, родители

9 декабря

ООД «Жила – была денежка», презентация «Какими деньги были и какими стали?», с/р игра «Супермаркет», мультипликационный фильм «Муха – Цокотуха», д/и «Груша – яблоко»

Воспитанники, воспитатели группы

10 декабря

Беседа «Где живут деньги?», с/р игра «Денежкин домик», творческая деятельность (рисование) «Эти звонкие монетки», д/и «Путешествие рубля»

Воспитанники, воспитатели группы, родители

13 декабря

Беседа «Знакомство с семьёй экономистов» (семейный бюджет), ООД «В гостях у Гнома – эконома»,

д/и «Удачная покупка», «Сколько это стоит?», игра «Хочу и надо»

Воспитанники, воспитатели группы,

родители

14 декабря

Игра «Дорого – дёшево», беседа «Как складывается стоимость товара?», обсуждение «Волшебные правила для покупателя и продавца», с/р игра «В магазине»

Воспитанники, воспитатели группы

15 декабря

Беседа «Бережливый человек всегда богаче», игра «Деньги получили – ерунды накупили», ситуационные задания «Мы копим», д/и «Копим и сберегаем», творческая деятельность (аппликация) «Копилка»

Воспитанники, воспитатели группы

16 декабря

Чтение х/л: Аким Яков «Жадина», Т. Козырина «Жадина», презентация «Потребности человека», игры «Выбери верное предложение», «Купи другу подарок»

Воспитанники, воспитатели группы

17 декабря

Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность», д/и «Разложите товар», с/р игра «Магазин игрушек», викторина «Знаток экономики»

Воспитанники, воспитатели группы, родители

  1. Заключительный этап

Итоги проекта:

  • Выставка рисунков и поделок воспитанников по темам: «Эти звонкие монетки», «Копилка»
  • Лэпбук на тему: «Финансовая грамотность»
  • Макет «Банкомат»
  • Фотовыставка «Профессии моих родителей»
  • Консультация для родителей: «Дошкольник и экономика»
  • Оформление видео и фотоотчёта по теме проекта

  1. Оценка результатов:

В условиях реализации проекта воспитанники поймут и оценят окружающий предметный мир, начнут уважать людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. Они активно будут использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проекта: деньги, цена, товар, семейный бюджет и др. Дошкольники осознают, соизмерят свои потребности и возможности, признают авторитетными качества человека – хозяина (бережливость, расчётливость, экономность, ответственность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие).

Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начнут взаимодействовать с ними в сфере личных финансов.

Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Список используемой литературы:

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....