Проект "Экономический знай-ка"
проект (средняя группа)
Формирование финансовой культуры и представлений об элементах экономики у дошкольников через обогащение различных видов деятельности с экономическим содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekonomicheskiy_znay-ka.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Экономический знай-ка»
Проект разработал воспитатель:
Ветёлкина Е.В.
Саратов 2021 г.
Паспорт проекта:
Название проекта: «Экономический знай-ка»
Тип: педагогический
Вид: информационно-творческий, групповой
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители
Сроки реализации: 2 недели (с 6 по 17 декабря)
Актуальность проекта:
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главным реалиям современной жизни- товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладывается азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Ведь чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образования.
Цель проекта:
Формирование финансовой культуры и представлений об элементах экономики у дошкольников через обогащение различных видов деятельности с экономическим содержанием.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с денежной сферой жизни.
- Раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) - деньги.
- Научить соотносить понятия надо, хочу и могу.
- Обогатить словарный запас детей и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; планировать, экономить.
- Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
- Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
Развивающие:
- Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Способствовать формированию гармоничной личности, определяющей основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.
Воспитательные:
- Стимулировать интерес детей к изучению мира финансов.
- Воспитывать такие качества, как бережливость, экономность, ответственность, трудолюбие.
- Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.
- Воспитывать умение работать в коллективе, уступать друг другу.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Личностные результаты (в ходе работы над проектом дети смогут):
- Разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;
- Четко осознавать, что- труд основа жизни, любой труд — это хорошо;
- Знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, средством обмена;
- Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам.
Практические результаты:
- Освоить начальные навыки обращения с деньгами и начальные навыки планирования: интересно и с пользой проводить свободное время.
- Научиться принимать свои первые финансовые решения, соотносить понятия хочу и надо
Для родителей:
- Повышение активности и интереса к совместной, с образовательным учреждением деятельности по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений в современном мире.
• Получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Для педагогов:
- Получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Содержание этапов проекта:
- Подготовительный этап:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономический знай-ка».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
- Основной этап (практический):
Перспективный план работы по реализации проекта
Число | Программное содержание | Участники |
6 декабря | ООД «Труд – основа жизни», беседа «Мои домашние обязанности», д/и «Маршрут труда», пословицы и поговорки о труде, чтение х/л: К. Чуковский «Федорино горе» | Воспитанники, воспитатели группы |
7 декабря | Игра «Вот так заработали!», ООД «Работать и зарабатывать», д/и «Что нельзя купить?», чтение русской народной сказки «Мальчик с пальчик» | Воспитанники, воспитатели группы |
8 декабря | Д/и «Что создаётся трудом?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», викторина «Угадай профессию», фотовыставка «Профессии моих родителей» | Воспитанники, воспитатели группы, родители |
9 декабря | ООД «Жила – была денежка», презентация «Какими деньги были и какими стали?», с/р игра «Супермаркет», мультипликационный фильм «Муха – Цокотуха», д/и «Груша – яблоко» | Воспитанники, воспитатели группы |
10 декабря | Беседа «Где живут деньги?», с/р игра «Денежкин домик», творческая деятельность (рисование) «Эти звонкие монетки», д/и «Путешествие рубля» | Воспитанники, воспитатели группы, родители |
13 декабря | Беседа «Знакомство с семьёй экономистов» (семейный бюджет), ООД «В гостях у Гнома – эконома», д/и «Удачная покупка», «Сколько это стоит?», игра «Хочу и надо» | Воспитанники, воспитатели группы, родители |
14 декабря | Игра «Дорого – дёшево», беседа «Как складывается стоимость товара?», обсуждение «Волшебные правила для покупателя и продавца», с/р игра «В магазине» | Воспитанники, воспитатели группы |
15 декабря | Беседа «Бережливый человек всегда богаче», игра «Деньги получили – ерунды накупили», ситуационные задания «Мы копим», д/и «Копим и сберегаем», творческая деятельность (аппликация) «Копилка» | Воспитанники, воспитатели группы |
16 декабря | Чтение х/л: Аким Яков «Жадина», Т. Козырина «Жадина», презентация «Потребности человека», игры «Выбери верное предложение», «Купи другу подарок» | Воспитанники, воспитатели группы |
17 декабря | Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность», д/и «Разложите товар», с/р игра «Магазин игрушек», викторина «Знаток экономики» | Воспитанники, воспитатели группы, родители |
- Заключительный этап
Итоги проекта:
- Выставка рисунков и поделок воспитанников по темам: «Эти звонкие монетки», «Копилка»
- Лэпбук на тему: «Финансовая грамотность»
- Макет «Банкомат»
- Фотовыставка «Профессии моих родителей»
- Консультация для родителей: «Дошкольник и экономика»
- Оформление видео и фотоотчёта по теме проекта
- Оценка результатов:
В условиях реализации проекта воспитанники поймут и оценят окружающий предметный мир, начнут уважать людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. Они активно будут использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проекта: деньги, цена, товар, семейный бюджет и др. Дошкольники осознают, соизмерят свои потребности и возможности, признают авторитетными качества человека – хозяина (бережливость, расчётливость, экономность, ответственность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие).
Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начнут взаимодействовать с ними в сфере личных финансов.
Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Список используемой литературы:
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знаем, помним, гордимся"
Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...
«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»
Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......
Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»
Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная практика) для детей подготовительной группы....
Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."
Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....
это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?
буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...
Творческий проект "Знай свой край люби и знай"
Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....