Мнемотехника
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов и родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Петровская СОШ
Дошкольное образование
Проект
«Чудо – мнемотехника.
Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
Подготовительная группа
Воспитатель: Степанова.Н.В
Содержание
- Основания для разработки проекта ……………………………………….
- Вид проекта…………………………………………………….................
- Цель проекта……………………………………………………………….
- Задачи проекта ……………………………………………………………
- Срок реализации проекта …………………………………………………
- Участники проекта …………………………………………..……………..
- Образовательная область……………………………………………………
- Актуальность темы………………………………………………………….
- Гипотеза………………………………………….…………………………..
- Содержание проекта.………………………………………………………..
- Ресурсное обеспечение………………………………………………………
- Предполагаемые результаты …………………………….………………...
- Теоретическое обоснование проекта ……………………………….……..
14.Механизм реализации педагогического проекта………………….………
15. Риски реализации проекта………………………………………………….
16.Эффективность реализации проекта.………………………………………
17. Список литературы. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет. Электронные учебники. Базы цифровых образовательных ресурсов с использованием сети Интернет. …………………………………………………
1.Основания для разработки проекта
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1
(ред. От 21.12.2009)
- Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
- Разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики, психологии
2.Вид проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.
- По числу участников: групповой.
- По времени проведения: продолжительный.
3.Цель проекта–
-Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.
- Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.
4.Задачи:
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
- Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.
- Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей.
- Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
5.Сроки реализации проекта
Сентябрь 2019г. – май 2021г.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2019г.)
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования речи у дошкольников.
2. Определить критерии и уровни развития речи детей дошкольного возраста
3.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
4.Посещение семинаров – практикумов по проблеме.
II этап - опытно-экспериментальный (ноябрь2019-апрель 2021г.)
1.Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.
2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
3.Проведение родительского собрания по теме проекта. Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.
III этап - заключительно-обобщающий(май 202г.)
Анализ коррекционно-педагогической работы за текущий период. Оформление результатов проекта.
6.Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
7.Образовательная область
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
8.Актуальность темы
- Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
- Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации; - Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
9. В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:
Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
10.Содержание проекта
Мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами.
11. Ресурсное обеспечение
12.Предполагаемые результаты
Дети | Родители | Педагоги |
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием 2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий. 3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении). 4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира; 5.Формирование артикуляционногопраксиса 6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления). | 1.Потребность в сотрудничестве с ДО 2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания 3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи 4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми 5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе. | 1.Повышение профессионального мастерства 2.Овладение проектной деятельностью . 3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни. 4.Внедрение в пед.процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.) |
13. Теоретическое обоснование проекта
В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
З.И. Истомина в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой; методы и приемы обучения дошкольников связной речи - Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой.
Однако эти приемы оказываются недостаточно эффективными (предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены), а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с системным недоразвитием речи.
Во – первых, усваивая речь по аналогии с заданным образцом, т. е. эмпирически, без знания элементарных правил ее построения, дети оказываются несостоятельными в осуществлении контроля за правильностью ее организации. Такой метод, существующий в практике обучения детей с нарушениями речевой деятельности, не соответствует современному требованию к методике, основанному на том, что успешное формирование прочных умений и навыков предполагает определенную опору не только на практическое овладение образцом, заданным педагогом, но и опору на представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.
Во – вторых, в психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Детям с нарушениями речевого развития свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. По мнению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.: словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Их рассказы бедны, отрывочны, алогичны.
Кольцова М.М. отмечает: Связная речь у детей с ОНР не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных коррекционно – развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников» по мнению автора имеет особую сложность и актуальность. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Практика показывает, что в качестве эффективного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). Через всю проектную деятельность красной нитью проходит решение проблемы использования мнемотехнических приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.
Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей с ОНР посредством использования приемов мнемотехники опирались на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта: Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста", Е. И.Тихеева"Развитие речи детей"; О.Ушакова"Развитие речи детей"; Т.В. Большева «Учимся по сказке», Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; статьи журнала "Дошкольное воспитание": В. Гербова"Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок" , N 8, 1998 г.; Т. Гризик"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г; О. Ушакова, Л. Щадрина"Развивайте речь дошкольника" , N 2, 1997 г.; В. Гербова"Занятия по развитию речи" , N 12, 1999 г.
Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г .Авоян, Р.А. Будагов, Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В.Запорожец, Л.А .Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).
Недостаточный уровень развития связной речи у дошкольников является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.
14. Механизм реализации педагогического проекта
задачи | мероприятия | сроки | ответственный | Ожидаемый результат | |||
1. Поисково-теоретический этап | |||||||
Повышение собственной профессиональной компетентности | 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 3.Посещение семинаров – практикумов по проблеме | Сентябрь 2019г | Воспитатели. | 1.Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей старшего дошкольного возраста». 2.Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения. 3.Выявить эффективность использования данного метода. 4.Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР | |||
Взаимодействие с воспитателями | 1.Консультации:«Мнемотехника? Да!» Этапы работы с графической моделью. 2.Организационные вопросы программно – методического обеспечения | Октябрь В течение года | Учитель -логопед Воспитатели | 1.Единство требований при работе с мнемотаблицами 2.Учет речевых возможностей каждого ребенка | |||
Создание условий для организации работы по развитию связной речи с использованием метода мнемотехники | 1. Изготовление мнемотаблиц к программным произведениям и пособий по развитию связной речи: мнемокубы «дикие животные»; «паровоз историй»; д/и «круглый год», «поможем Аленке», «Теленовости». | В течение года | Учитель –логопед Воспитатели | Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи | |||
Педагогическое просвещение родителей | 1. Оформление информационных листов: Мнемотехника – искусство запоминания или информация, засоряющая нашу память? 2.Консультации: -Учим стихотворение? Легко! Обучение без принуждения. 3.День открытых дверей: показ фрагментов занятий по развитию связной речи с применением метода мнемотехники 4.Проведение индивидуальных консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе выполнения домашних заданий 5.Тематические выставки 6.Метод проектов | декабрь | Учитель -логопед Воспитатели родители | 1. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания 2. Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи 3.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми | |||
2. Опытно-экспериментальный этап | |||||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Ожидаемый результат | |||
Анализ обследования | 1.Оформление речевых карт. 2.Планирование работы | сентябрь | Учитель -логопед Воспитатели | Сбор информации для этапа практической работы | |||
Медицинское обследование | Индивидуальная работа с родителями | В течение года | Воспитатели | Своевременное получение мед.лечения | |||
1.Разработка перспективно-тематического планирования по лексическим темам | 1.Составление перспективного плана работы по лексическим темам с использованием приёмов мнемотехники. 2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций. | Сентябрь В течение года По мере реализации плана | Воспитатели | Установление взаимосвязи логопеда и воспитателей | |||
1.Знакомство с графическим способом представления информации 2.Усвоение принципа замещения (умение обозначать персонажей и атрибуты художественного 3.овладение умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; 4.формирование умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями; 5.обучать составлению различных типов рассказов | 1.Проведение фронтальных занятий в соответствии с планом 2.Организация индивидуальных занятий (освоение ребенком звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя речи). | В течение года | Воспитатели | Последовательное и планомерное развитие описательно-повествовательной речи, составление различных типов рассказов. | |||
Закрепление пройденного материала | 1.Домашнее задание 2.Вечерние занятия воспитателей | еженедельно | Воспитатели | Умение свободно оперировать знаковыми символами; перенос ранее усвоенного принципа замещения на новый материал; повышение уровня развития связной речи. | |||
3. Заключительно-обобщающий этап | |||||||
задачи | Мероприятия | сроки | ответственный | Ожидаемый результат | |||
Оценка эффективности работы | Итоговое обследование; обработка и систематизация материала, письменное оформление проекта. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996). | Май 2021 | Воспитатели | Определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме |
15.Риски реализации проекта:
- Низкая мотивация детей,
- Отказ родителей от сотрудничества,
- Сезонные заболевания.
16.Эффективность реализации проекта.
Цель этапа - изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования.
Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).
- Показатель связности речи - использование языковых средств связи;
- показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности;
- логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.
Таблица №1
Виды работ по развитию речи | Качественные показатели уровней речевого развития (в баллах) | |||
3 | 2 | 1 | 0 | |
Пересказ | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка | Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложения | Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия | Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляемых языковых средств |
Рассказ по серии сюжетных картин | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие "опрос", указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушение смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. | Рассказ составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствии. | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказов, изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках |
Описательный рассказ | Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту | Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтетические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д. | В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей чести фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы | Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа |
Рассказ по картине | Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам | Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задачи, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла | Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. | Рассказ составлен целиком по наводящим |
Связность речи оценивается в баллах в соответствии с таблицей №1.
Уровни речевого развития:
I уровень: низкий - от 0 до 2.4 баллов;
II уровень: ниже среднего – от 2.5 до4.8 баллов;
III уровень: средний - от 4.9 до 7.2 баллов;
IV уровень: выше среднего - от 7.3 до 9.6 баллов;
V уровень: высокий - от 9.7 до 12 баллов.
17.Список литературы
- ФГОС
- Перспективное планирование по программе Васильевой изд. – «учитель», 2011г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5.Широких Т. Д. Учим стихи развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59
6. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
7. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н.Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
8. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н.Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
9. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н.Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
10. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
11. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.
12. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
13. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
14. Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985г.
15.Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
16. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
17.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. С. 16-21.
18. Ушакова О. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.
19. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
20. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
Средства массовой информации образовательной
направленности
1. «Большая перемена»: сайт информационной поддержки Федеральной целевой программы развития образования
http://www.newsedueaition,ru
2. Спутниковый канал единой образовательной информационной среды http://sputnik.mto.ru
3. «Учительская газета» http://www.ug.ru
4. Газета «Первое сентября» http://ps.1septerober.ru
5. Газета «Дошкольное образование» http://dob.lseptember.ru
6. Журнал «Вестник образования» http://www.vestnikiieys.ru
7. Журнал «Обруч» http://www.msk.ru
8. Журнал «Логопед в детском саду» http:/www.obrazovanie-pIus.ru
9. Научно-методический журнал «Логопед» http://www.logoped--sfera.ru
10.Журиал «Дошкольное воспитание» http://www.chpk.ru
11.Журнал «Вестник образования России» http://www.vestnikiiews.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей пре-обладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность . Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изо- бражениями , которые обозначают одно слово, словосочета-ние , его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы . Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Мнемоквадрат М немодорожка М немотаблица
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Примеры мнемотехники: 1. Приведу широко известную мнемоническую фразу или слова. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задаю- щая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". 2. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания , сервировки стола .
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы . Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?». Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев .
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо делать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы. Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить т ак , чтобы нарисованное было понятно детям. Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц.
Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки . Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание. Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше. С помощью мнемотаблиц можно: - Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд - Не малина и не мёд! Разучивать стихотворения
Загадывать и отгадывать загадки: Сидит дед в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Пересказывать, составлять рассказы, описывать предметы:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; • перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; •помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение Развивает графические навыки. Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...