Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
статья
Су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-dzhok.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К) НШ № 60 «Сибирский лучик»)
Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса. В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
В дополнении к традиционным методам воздействия я использую нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ОВЗ, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети с ОВЗ не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Большинство детей с ОВЗ имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
В своей работе по коррекции и развитию речи детей я использую Су-джок терапию. Метод Су-джок – это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию. Создателем метода Су-джок является корейский профессор Пак ЧжеВу.
За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.
Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения Су-джок массажёров.
Исходя из данной цели, мною были поставлены задачи:
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-джок;
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Существует несколько приёмов Су-джок терапии:
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Формы работы с детьми:
• Пальчиковая гимнастика
• Автоматизация звуков
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие памяти, внимания
• Выполнение гимнастики
• Звуковой анализ слов
• Совершенствование навыков употребления предлогов
• Слоговая структура слов
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов Су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
Развитие фонематического слуха и восприятия
• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»
• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»
• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
• «Телеграфисты»
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
Развитие звукового и слогового анализа слов
• Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.
• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»
• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики
• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»
Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
• “Шарик крути - слово говори”.
• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:
• Упражнение «Один-много».
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.
• Использование су – джок шаров для развития памяти и внимания
• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
• комплекс “Разминка”
• сказка «Колобок»
• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Так делать нельзя», «Делай, как я»)
• Массаж Су – джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
• Массаж пальцев эластичным кольцом.
• Использование шариков при выполнении гимнастики.
Это лишь некоторые примеры использования Су – джок терапии в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
В результате использования Су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су – джок терапии являются:
Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Су-джок терапия в работе учителя-логопеда.
Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...
СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...
Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».
Известно, что основными целями применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...
Cу- Джок терапия в работе учителя - логопеда
Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей ра...
Использование пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии в работе учителя-логопеда.
Данная статья из опыта работы предназначена для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп, а также полезна для родителей. Ведь развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадицион...
Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда.
СуДжок - метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, успешно сочетается с массажем, используемым при дизартрических расстройствах, активизирует развитие речи ребё...
СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда.
Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...