Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
статья

Михеева Татьяна Владимировна

Су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

     Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

     Следовательно, использование Су – джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon su-dzhok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с  детьми с ОВЗ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К) НШ № 60 «Сибирский лучик»)

     Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса. В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

     В дополнении к традиционным методам воздействия я использую  нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ОВЗ, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети с ОВЗ не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Большинство детей с ОВЗ имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
    В своей работе по коррекции и развитию речи детей я  использую Су-джок терапию. Метод Су-джок – это современное  направление  акупунктуры, которое  объединяет древние знания Восточной  и последние  достижения европейской медицины. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию. Создателем метода Су-джок является корейский профессор Пак ЧжеВу.

     За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая  отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.

     Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения Су-джок массажёров.

Исходя из данной цели, мною  были поставлены задачи:

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-джок;
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
  • Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

      Существует несколько приёмов Су-джок терапии:

     Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Формы работы с детьми:

• Пальчиковая гимнастика

• Автоматизация звуков

• Совершенствование лексико-грамматических категорий

• Развитие памяти, внимания

• Выполнение гимнастики

• Звуковой анализ слов

• Совершенствование навыков употребления предлогов

• Слоговая структура слов

     Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов Су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Развитие фонематического слуха и восприятия

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»

• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»

• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

• «Телеграфисты»

• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

Развитие звукового и слогового анализа слов 

• Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»

• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики

• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»

Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)

• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

• “Шарик крути  - слово говори”.

• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

• Упражнение «Один-много». Хочу такой сайт

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

 • Использование су – джок шаров для развития памяти и внимания

• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

• комплекс “Разминка”

• сказка «Колобок»

• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Так делать нельзя», «Делай, как я»)

• Массаж Су – джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

• Массаж пальцев эластичным кольцом.

• Использование шариков при выполнении гимнастики.

Это лишь некоторые примеры использования Су – джок терапии в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

В результате использования Су-джок терапии:

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• развивается координация движений и мелкая моторика;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Неоспоримыми  достоинствами использования в логопедической практике элементов Су – джок терапии являются:

Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

     Таким образом, Су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

     Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

     Следовательно, использование Су – джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...

СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

Cу- Джок терапия в работе учителя - логопеда

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей ра...

Использование пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии в работе учителя-логопеда.

Данная статья из опыта работы предназначена для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп, а также полезна для родителей. Ведь развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадицион...

Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда.

СуДжок - метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, успешно сочетается с массажем, используемым при дизартрических расстройствах, активизирует развитие речи ребё...

СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...