Консультация для воспитателей ДОУ "Гендерный подход в воспитании дошкольников"
консультация
Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам возможности применения гендерного подхода в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей "Гендерный подход в воспитании дошкольников" | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ.
«Гендерный подход в воспитании дошкольников»
Гендерный подход - это такая тактика в воспитании, при которой учитываются индивидуальные особенности ребёнка, а также характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о психологических, нравственных и социальных качествах мальчиков и девочек.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
- До трёх лет закладываются основы полового самосознания, ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью.
- В период от трёх до четырёх лет у ребёнка начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы. В этот период появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.
- В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность. Они начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества, и умения.
РАЗЛИЧИЕ В ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ.
МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ |
Для игр используют все пространство | Любят играть в ограниченном пространстве |
Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими фигурами | Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формами |
Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление и логические операции) | Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие) |
Ориентированы на информацию. Во время общения со взрослыми смотрят в сторону или перед собой. | Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослому. Ждут одобрения. |
Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор. | Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. |
ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНЫ ДЛЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ - ЭТО
- Предметно-пространственная среда
- Педагогический процесс с учетом гендерного подхода.
- ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСВЕННАЯ СРЕДА.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть и трудиться вместе, но при этом могут проявлять свои индивидуальные особенности, а также особенности присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности, является создание предметно-пространственной среды, окружающей мальчиков и девочек.
Игрушки и игры для девочек должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и сотрудничать.
Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательное и лидерское поведение.
С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых зон для игр, в группах должны быть введены мини-среды мужского и женского, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений.
В мини-зонах можно разместить схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы, лепбуки или кубы «Я мальчик», «Я девочка»
Гендерный подход может найти свое отражение и при выполнении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты можно повесить таблички, с условными обозначениями, которые позволят определить кому из детей можно войти.
Значимым условием формирования позитивной гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.
С целью формирования у детей позитивной половой идентичности педагогам при сопровождении сюжетно-ролевой игры следует соблюдать ряд требований:
✔ хорошо понимать специфические задачи игры;
✔ иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;
✔ для того чтобы у мальчиков и девочек дошкольного возраста формировалась позитивная гендерная идентичность, воспитатель должен играет вместе с детьми, показывая им положительные образцы поведения
✔ во время игры воспитатель должен избегать позиции «учителя», заменяя ее на позицию «играющего партнера"
✔ педагог организует в игре несколько детей разного пола: сначала помогает детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах (2-3 ребенка), постепенно увеличивая число детей
В групповых должны быть созданы зоны сюжетно-ролевых игр для мальчиков, где сделан акцент на силу, мужественность и помощь всем нуждающимся, например, сюжетно-ролевые игры:
«Пограничники», «Спасатели», «Моряки».
И игровые зоны сюжетно-ролевых игр для девочек, где девочки могут проявить женственность, доброту и основы материнства, например,
«Салон красоты», «Ателье», «Рукоделие».
2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССС С УЧЕТОМ ГЕДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Модель образовательного процесса в ДОУ с учетом гендерного подхода должна строится таким образом, чтобы при наличии смешанных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек, а содержание образовательной деятельности следует формулировать с учетом половой принадлежности детей.
Реализация гендерного подхода в познавательном развитии
Обеспечивает детей знаниями, о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
В беседах, НОД, с помощь дидактических игр, экскурсий, при решении проблемных ситуаций, во время знакомства с правилами этикета, профессиями - формируется представление детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Реализация гендерного подхода в художественно-эстетическом развитии.
На музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера должны подбираться с учетом пола детей.
На занятиях по ИЗО деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо.
Важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Поэтому девочки тщательнее и ровнее разукрашивают, лепят из пластилина мелкие детали, с помощью кисточки создают удивительные образы, а мальчики делают размашистые линии, им сложно разукрасить рисунок, не выходя за пределы контура.
При оценке результатов деятельности детей, необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата, например, научился пользоваться ножницами, красиво разукрасил, сконструировал. Каждый приобретенный навык, положительно сказывается на личностном росте мальчиков, позволяет им гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Реализация гендерного подхода в физическом развитии.
Развиваясь физически мальчики и девочки имеют разные предпочтения к физическим упражнениям. Мальчикам присущи физические упражнения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры; девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии: ходьба по скамейке, танцевальные упражнения. В то же время подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам в равной степени.
Поэтому в ряде упражнений можно предложить разные варианты исполнения для мальчиков и девочек, например,
- ОРУ – разные исходные положения;
- полоса препятствий — разные условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают;
- метание — разное расстояние до цели;
- упражнения на развитие силы мышц — разная дозировка.
Реализация гендерного подхода в речевом развитии.
Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью нужно с детьми заучивать пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.
Реализация гендерного подхода в социально-коммуникативном развитии.
Проблема развития коммуникативных способностей на сегодняшний день особенно актуальна: большинство дошкольников испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Наряду с этим, коммуникативность, – важный элемент самопознания человека, его успеха во многих видах деятельности. Эффективным инструментарием, который позволит выявить уровень коммуникации ребенка дошкольного возраста - является коммуникативные игры.
Коммуникативные игры способствуют формированию гендерных качеств у детей, развитию чувства уважения к противоположному полу, чувства взаимопомощи и поддержки, например,
Игра «Комплименты» учит детей говорить добрые слова друг другу.
Игра «Пожелания» развивает умение дружить и желание прийти другу на помощь.
Игра «Волшебный цветок» направлена на воспитание вежливости, развитие коммуникабельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...
Консультация для педагогов "Гендерный подход в воспитании дошкольников".
В настоящее время одним из главных направлений является личностно - ориентированный подход к каждому ребенку....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ является оздоровительный режим....
Консультация для воспитателей Современные подходы к обучению дошкольников математике.
Данная консультация поможет правильно организовать работу по математическому развитию дошкольников согласно современным требованиям....
Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ является оздоровительный режим....
Сообщение для воспитателей "Гендерный подход к воспитанию дошкольников"
Консультация для воспитателей на тему: "Гендерный подход к воспитанию дошкольников"В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которог...