Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
методическая разработка (старшая группа)

Капустина Анна Леонидовна

ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx31.46 КБ
Файл trening_dlya_pedagogov.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике

эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

4. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Оборудование: бумага и ручки на количество участников.

Целевая аудитория: учителя

Количество участников: 10-15 чел.

Время проведения: 1.5 - 2 часа

Форма проведения тренинга: круг, возможно свободное перемещение по залу, при

выполнении упражнение в подгруппах.

Содержание тренинга

Ход проведения тренинга

1. Вводная часть.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, тоесть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».

Слайд 2

«Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

Психогимнастическое упражнение «Приветствие»

Цель: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание

группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения

занимающихся.

Задание: Я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все

встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет. Придумайте

свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

Ожидания и опасения.

Цель: Выявление ожиданий участников тренинга. Корректировка запроса.

Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что будет? Как всё будет?» У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если сейчас каждый из нас запишет то что он ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке). Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг). Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад. Коррекция запросов. Многое также будет зависеть от Вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Слайд 3

4. «Мозговой штурм»: Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?

Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность. Результаты «мозгового штурма» запланировать с работу по профилактике эмоционального выгорания.

Слайд 4

Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».

«Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической

защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Слайд 5

Слайд 6

перечень основных  признаков этого синдрома:

1) истощение, усталость;

2) психосоматические осложнения;

3) бессонница;

4) негативные установки по отношению к окружающим;

 5) негативные установки по отношению к своей работе;

6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;

7)увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

8) уменьшение аппетита или переедание;

 9) негативная самооценка;

10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

12) чувство вины.

 Хотелось бы подчеркнуть, что последний симптом свойственен только людям, профессионально, интенсивно взаимодействующим с другими людьми.

И так начнем нашу  с вами работу! Готовы? Для этого нам нужно разбиваются на несколько команд

I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?»

Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды

получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи

- по одной на каждой.

Слайд 7

Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:

Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для

того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.

Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке. По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

Слайд 8

II. Этап анализа идей.

Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила это этапа:

Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так,

как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно

внимательное отношение к каждой идее.

Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно

сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.

Отбрасывать идеи нельзя.

Слайд 9

III. Этап поиска возможностей реализации.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их

внедрению. Я предлагаю просмотреть снова все предложения с точки зрения их

соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации.

Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

+ + - очень хорошая, оригинальная идея;

+ - неплохая идея;

0 - не удалось найти конструктива.

А, кроме того:

PP - реально реализовать;

ТР - трудно реализовать;

НР - нереально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть

блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент

просто нет.

IV. Завершающий этап.

Мы преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираемся все в общий

круг. Я предлагаю представителю каждой группы сделать сообщение об итогах своей

работы. Вам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо

значок «РР», либо оба эти значка.

Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для педагогов. Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы школы на следующий год, а карточки с пометкой ТР – в перспективный план работы. Зачитанные карточки собираются в конверт с надписью «Планирование мероприятий по профилактике эмоционального выгорания».

Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдохнём и поиграем.

6. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического

напряжения»

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения. Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения» Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе, заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает

кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные

вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные

считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь

плакать!

8. Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли

ваши ожидания?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Слайд 2

«Значение цвета» Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность. Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения. Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении. Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха. Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте. Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья. Серый – тревожность и негативное состояние. Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Слайд 3

Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?

Слайд 4

«Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Слайд 5

Перечень основных признаков этого синдрома :

Слайд 6

1) истощение, усталость; 2) психосоматические осложнения; 3) бессонница; 4) негативные установки по отношению к окружающим; 5) негативные установки по отношению к своей работе; 6) пренебрежение исполнением своих обязанностей; 7)увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); 8) уменьшение аппетита или переедание; 9) негативная самооценка; 10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности); 11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); 12) чувство вины.

Слайд 7

Обязательные правилах этого этапа: Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того , чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли. Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке ..

Слайд 8

Правила этапа анализа идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений. Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так , как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее. Отбрасывать идеи нельзя .

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной де...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Тренинг: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...