Консультация для родителей :"ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА"
консультация
Консультация для родителей :"ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_slovarya12.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Развитие речи занимает важное место в воспитании детей. Чем лучше ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают малышу-дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои мысли и желания. Хорошо развитая речь поможет ребенку успешно учиться в школе, общаться и самовыражаться.
Прежде всего, на развитие словарного запаса дошкольника влияет его общение с родителями и другими значимыми для него взрослыми. И тут ребенок впитывает буквально все: как общаются родители между собой, с ним, с другими взрослыми, как отвечают на вопросы ребенка, какой образ жизни сложился в семье. Не меньшее значение для пополнения словарного запаса ребенка имеют игры для развития речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, развивается его слуховое внимание и произношение.
• Игра «Папа – мама – детёныш».
Бык – корова – телёнок
Верблюд – верблюдица – верблюжонок
Козёл – коза – козлёнок
Баран – овца – ягнёнок
Осёл – ослица – ослёнок
Кот – кошка – котёнок
Кролик – крольчиха – крольчонок
Пёс – собака – щенок
Бык – корова – телёнок
Боров – свинья – поросёнок
Конь – лошадь – жеребёнок
Олень – оленуха – оленёнок
• Игра с мячом «Скажи словечко ласково». Скажем ласково - и вот:
В слово к нам звук [к] придет!
- Существительные: нос - носиК (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.); голова - головКа (трава, нога, спина, нора и т.д.).
- Прилагательные: синий - синень- Кий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, весёлый и т.д.).
- Наречия: мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).
- Игра «Жительницы стран и городов».
Что за женщины живут в странах?
Как же их зовут?
Во Франции - француженКи, в Австрии - австрийки (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).
Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!
Париж - парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т.д.). - Игра «Профессии». У меня растут года, Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?
Плавает на кораблях — моряК (рыбачит, убирает двор, работает в саду, кладёт печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печёт булки, охраняет лес и т.д.
• Игра «Занятия, увлечения». Профессий и занятий очень много.
А ты какую выберешь дорогу?
Собирает грибы - грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, Старик - старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т.д.).
Машина - машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).
• Игра «Он - она (профессии, занятия)».
Артист - артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).
• Игра «Он - она (животные, птицы, насекомые)».
Птицы, звери и козявки,
Вылезайте из-под лавки!
Всех по парам разобьем,
Всем названия найдем!
Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.). Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.).
• Игра «Спорт – спортсмены».
Что такое тренировка? Ловкость, сила и сноровка!
Спорт поможет нам везде: И в учебе, и в труде!
Шахматы - шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, парашют, волейбол, рапира и т.д.).
• Игра «Музыкальные инструменты, музыканты».
Лишь мелодию услышим,
Замираем... и не дышим!
Кто играет так прекрасно?
Музыканты! Это ясно!
На пианино - пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).
• Игра «Ласковые слова».
Мяч волшебный, помоги!
Звук к нам в слово позови!
Скажем ласково — и вот
В слово к нам звук [Ц] придет!
Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.).
Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т.д.).
Мороз - морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).
• Игра «Продукты, посуда». Где продукты размещать?
Это надо твердо знать! Хлеб - хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли, крем, сельдь, сливки, молоко, мороженое и т.д.).
• Игра «Тара, сосуды, здания».
Сколько есть предметов разных, мелких, крупных, очень важных! Как все это разместить? Это надо уяснить!
Мыло - мыльниЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.).
• Игра «Сравни признаки предметов».
Мы сравним и то, и это, мяч успев поймать при этом!
Красивый - красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.).
Высоко - выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).
• Игра « Большущие слова».
У кошки - усы, а у тигра - усищи,
У птички - глаза, у дракона - глазищи.
У гномика - дом, у Кощея - домище,
В баночке сомик, в речке - сомище!
Нога - ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т.д.).
Сапог - сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).
Ветер дует просто злющий.
Он вреднющий, холоднющий,
От него стал нос краснющий,
Сам же весь стою синющий.
Злой - злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т.д.).
• Игра «Профессии (он - она)». Мамам и папам занятье найдем!
Мусор - мусорЩик - мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т.д.).
• Игра «Назови предмет по действию».
Много есть вещей полезных, деревянных и железных,
Что помогут нам всегда. Нам без них - совсем беда!
Чем мы будем укрываться, примостившись на кровать?
Чем мы будем умываться? Что нам нужно в руки взять?
Качаться - качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т.д.). Одевать - одеяЛо (мыть, покрывать и т.д.)
• Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?» Человек легко находит, что в природе происходит.
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие умений согласования слов в предложении.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: тема «Весна». Ведущий: солнце — что делает? Дети - светит, греет. Ручьи — что делают? Бегут, журчат.
• Игра с мячом «Кто как передвигается?» Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие умений подбирать предметы к действиям, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают - рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают - змеи, гусеницы, черви. Прыгают - кузнечики, лягушки, жабы, зайцы.
• Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Что животные умеют - птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры: ведущий называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Ведущий: собака, дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит. Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).
• Игра « Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры: Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Ведущий: строитель. Дети: строит; повар варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит) и т.д.
Вариант 2. Ведущий называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
• Игра «Кто может совершать эти движения?» Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Ведущий: Идёт. Дети - человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога. Бежит (человек, животное, ручей, время).
• Игра «Горячий - холодный». Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. Ведущий: горячий. Дети: холодный (хороший — плохой, . . .). Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
• Игра «Наоборот».
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход игры: ведущий говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Он и вас решил научить этой игре: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч ведущему.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:
- Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
- Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
- Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
- Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
- Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Ход игры: ведущий называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен закончить фразу.
- Сахар сладкий, а лимон … . - Луна видна ночью, а солнце … .
- Огонь горячий, а лёд … . - Река широкая, а ручей … .
- Камень тяжёлый, а пух … .
- Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель: упражнение в подборе слов, синонимов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Ход игры: ведущий говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели. Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: - Игра «Какой предмет?»
Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Ход игры: ведущий показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
• Игра «Лови да бросай - цвета называй». Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Ведущий: красный. Дети: мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря.
- «Что каким бывает?»
Цель: развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Ход игры: ведущий предлагает к слову – признаку подобрать как можно больше слов – предметов.
- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
- Красное – платье, яблоко, пальто, …
• Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»). Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас?
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
• Игра «Что бывает круглым?». Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры: ведущий задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. - Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…), длинным? шерстяным? глубоким?
- Игра «Кто больше слов скажет». Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Ход игры: ведущий показывает ребенку картинку, например, белочку и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный.
- Игра «Кто заблудился?» Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. Ход игры: ведущий просит закончить предложения. - Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц) - Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька).
- Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). - Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный).
- Игра «Какие бывают иголки?»
Есть у ежика и елки очень колкие иголки.
В остальном на елку совершенно не похож.
Цель: дать детям представление о многозначном слове “игла”, упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Ход игры: - Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские). - Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие). - Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной). - Что шьют швейной иглой? (Одежду). - Что делают медицинской иглой? (Укол). - У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
- Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
- Игра «Кого можно гладить?» Цель: познакомить детей с многозначным глаголом “гладить”. Ход игры: ведущий просит детей вспомнить, можно ли погладить ежа? (нельзя). А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом, а кота и кошку,
Что гуляют под окном, глажу я ладошкой.
– Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...
- Игра «Шишка». Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова “шишка”.
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
– Подбери к слову “шишка” складные слова (“малышка”, “мышка”, “мишка”...). Вспомните стихотворение про мишку. (“Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”.)
— Про кого эта загадка? “Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается”. (Белка.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
- Игра «Ручка—ножка». Цель: познакомить с разными значениями слов “ручка”, “ножка”. Ход игры: ведущий просит детей отгадать загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? — Нарисуй предметы, у которых есть ручка. — Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно... — А какие предметы мы называем словом “ножка”? — Нарисуй предметы, у которых есть ножка.
- Игра «Как сказать по-другому?» Цель: развитие навыка заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
— Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
- Игра «Кто это ползёт?» Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание. Ход игры: ведущий просит детей отгадать загадку: “Кто это ползет, на себе свой дом везет?” Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: “Глаза на рогах, а домок на спине”. — В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т.Волжиной «Где чей дом?»
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
домик пеночки – в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом!
— Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: “Я так тихо мчалась, так медленно неслась”. Можно ли так сказать? Как сказать правильно?— Улитка стала загадывать детям лесные загадки: “Колючая, маленькая – это ежик или елочка? Пушистый, маленький – это зайчик или белочка?”— Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.
- Игра «Узнавание».
Цель игры: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Ход игры: ведущий называет признаки, дети угадывают предмет. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.
- Игра «Цепочка слов».
Цель: подбор слов - существительных и прилагательных со сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). Ход игры: дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка". - Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная...
- Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор... - Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым... - Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд... и т. д.
- Игра «Кто что делает?»
Цель: обогащение лексического запаса детей словами-действиями (глаголами), активизация монологической речи, её выразительности. Ход игры: несколько способов организации игрового действия. а) Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"
б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.
в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.
г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина?
- Игра «Подбор объектов к действию».
Цель: развитие умения подбирать к слову – действию как можно больше слов – предметов.
Ход игры: ребёнку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
- Игра «Добавь слово».
Цель: развитие памяти, умения классифицировать предметы по группам. Ход игры: Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И т. д. Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ..."
- Игра «Дополни предложение».
Цель: развитие навыков распространения предложений. Ход игры: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце. И т. д.
• Игра «Бывает — не бывает». Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Ход игры: ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч ребёнку, называет явление природы. Например: «Ледоход». Поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры для развития словарного запаса"
Родители хотят чтобы речь их детей была образной, выразительной и красивой. Они же сетуют на то, что в современном жизненном ритме очень трудно выделить время для занятий с ребёнком. Для ро...
Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Игры на развитие словарного запаса"
Игры на развитие словарного запаса детей.Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Игры для расширения словарного запаса ребенка"
Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, ...
Консультация для родителей ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА
Предложенные словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в детский сад, на прогулке,дома на кухне. Они расширяют словарный запас, развивают внимание и память малышей....
Консультация для родителей "Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет"
Консультация для родителей о важности развития лексической и грамматической стороны речи и примеры речевых игр, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей "Игры для развития словарного запаса ребенка 5-6 лет"
Развитие словарного запаса является одной из важных задач в обучении малышей. Игры могут стать отличным инструментом для развития словарного запаса у детей в возрасте 5-6 лет. Вот несколько интер...
- Мне нравится (1)