Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Взаимодействие образовательной организации и семьи в условиях панцемии и ограничений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_obrazovatelnaya_organizatsiya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Однако, их воспитательные функции совершенно различны. Очевидно, что для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие.
Стоит отметить, что центральное и самое главное место в формировании личности каждого ребенка занимает конечно же семья, так как именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера у него сформируются. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Не для кого не секрет, что ответственность за воспитание детей и их развитие прежде всего несут родители, а дошкольное учреждение призвано этому всячески помогать и содействовать.
Процесс такого сотрудничества определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
Целью развития нашего дошкольного учреждения является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
В условиях пандемии, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Таким образом, изменившаяся обстановка в стране, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции и оказавшиеся в сложной жизненной ситуации современная семья - заставляет искать новые формы взаимодействия, индивидуальные подходы, пути решения конкретных, сложившихся ситуаций, уйдя при этом от привычных шаблонов. Родителям необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса.
Взаимодействие педагогов и семьи предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Партнерское взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников предполагает:
- взаимопомощь,
- взаимоуважение и взаимодоверие,
- знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
- обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Формы взаимодействия с семьей
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией нам, как педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их семьями.
Но в целях развития и обучения дошкольников и реализации задач мы ведем дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда в нашей области ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.
В условиях современной реальности на помощь пришли дистанционные формы работы с родителями - без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей.
Социальные сети:
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Педагог непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
Сайт учреждения
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей, так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Дистанционные родительские собрания
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует:
формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков.
Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.
Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги ДОО традиционно уверенно владеют наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый, подручный и т.п. материал в стимулировании детской активности. Однако, некоторые с трудом владеют цифровыми технологиями, испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению. Тем не менее, педагоги детских садов практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии коронавируса начали проводить занятия в дистанционном режиме.
Происходящее сейчас - это стрессовый, необычный опыт, никто из нас такого не ожидал, но этот опыт дал возможность совершенно по новому взаимодействовать с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Однако, их воспитательные функции совершенно различны. Очевидно, что для всестороннего развития ребенка, необходим...
Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Однако, их воспитательные функции совершенно различны. Очевидно, что для всестороннего развития ребенка, необходим...
Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Однако, их воспитательные функции совершенно различны. Очевидно, что для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимо...
Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Однако, их воспитательные функции совершенно различны. Очевидно, что для всестороннего развития ребенка, необходим...
«Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии».
В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем пришлось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый...
Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Однако, их воспитательные функции совершенно различны. Очевидно, что для всестороннего развития ребенка, необходим...
Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Однако, их воспитательные функции совершенно различны. Очевидно, что для всестороннего развития ребенка, необходим...